До 15 января министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края собирает замечания и предложения по архитектурно-художественной концепции ВКАД. Критика, уже прозвучавшая от ведущих экспертов в области строительства и архитектуры, позволяет подвести некоторые итоги, сообщает ИА PrimaMedia.
Преимущества железной дороги
Минтранс Приморского края предлагает жителям рассмотреть архитектурно-художественную концепцию объекта "Строительство Владивостокской кольцевой автомобильной дороги в Приморском крае. Первый этап. Остров Русский — остров Елены — ул. Казанская". В том числе рассматривается возможность платного проезда по кольцевой дороге.
Своей оценкой предложенной концепции ВКАД стоимостью в несколько годовых бюджетов Владивостока уже поделились ведущие эксперты в области архитектуры и строительства. Главные замечания специалистов связаны с тем, что в действующем виде она не решает транспортных проблем Владивостока. Учитывая масштабы планируемого строительства и объемы финансирования в десятки миллиардов рублей, есть опасения, что очередной раз "гора родит мышь".
Мост через пролив Босфор Восточный. Фото: Визуализация
Директор "Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота" (ДНИИМФ), кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев указывает на то, что особенность трассировки ВКАД вдоль Амурского залива состоит в том, что она перекрывает часть железнодорожных путей у бывшего завода Арсенал. Эти пути нужны порту для формирования полноценных контейнерных железнодорожных составов. И если такую возможность порту перекрыть, то вывоз контейнеров ж/д транспортом будет серьезно ограничен (по некоторым оценкам в 1,3 — 1,4 раза). В то же время последним шансом порта максимально использовать железную дорогу является проект кольцевой железной дороги вокруг полуострова Эгершельд от существующего контейнерного терминала (17 причал) до этих самых путей у завода Арсенал. Тогда у порта "развязаны руки" в наращивании контейнерооборота и реализации проекта строительства новых причалов в заливе Босфор Восточный.
Евгений Новосельцев предлагает сохранить в проекте ВКАД действующие железнодорожные пути в районе завода Арсенал для обеспечения отправки грузов с терминалов ВМТП.
Второе предложение Новосельцева — предусмотреть при проектировании ВКАД вдоль Амурского залива возможность строительства железной дороги вокруг полуострова Эгершельд с территории ВМТП к существующим ж/д путям в районе завода Арсенал.
Слишком сложные развязки
Профессор, кандидат архитектуры, заслуженный строитель РФ и в прошлом главный архитектор Владивостока Валентин Аникеев обращает внимание на то, что в архитектурной концепции не приводится детальный анализ структуры расчетных автопотоков на полуострове Шкота, которые пойдут на остров Елены. Указан лишь общий грузооборот морских портов. Это не позволяет судить о реальной транспортной нагрузке на мостовой переход "Шкота–Елены".
Не следует забывать, что основные объемы перевозок навалочных, наливных и генеральных грузов, ряда других экспортных грузов через порты Владивостока, идут по железной дороге. К тому же грузы Первореченской нефтебазы, рыбного порта, некоторых других портовых операторов не проходят через полуостров Шкота", — сообщает Аникеев.
По мнению эксперта, вряд ли обосновано включение в проект полукилометрового тоннеля и развязки для вывоза грузов с причалов ВМТП на ВКАД. Ни в генеральных планах города, ни в планах развития ВМТП такой вывод не предусматривался.
"Так как такой тоннель будет работать только на часть грузовых районов порта, он полностью должен относиться к порту, и его строительство, если оно необходимо, нужно осуществлять за счёт средств порта, а не бюджетных", — считает Аникеев.
Критике он подверг и "слишком сложные" развязки на магистрали.
По оценке эксперта, развязка с Университетским проспектом у Русского моста несколько усложнена. Здесь можно обойтись лишь одной эстакадой поворота с ВКАД в сторону моста. Другая эстакада левого поворота с проспекта на ВКАД не обязательна, так как такой поворот от кампуса ДВФУ в сторону Канала есть недалеко на развилке у мини-ТЭЦ
На трассе ВКАД в районе ПК12 и ПК13 следует создать нормальную развязку ВКАД на пересечении с дорогой к поселку Поспелово. В этом поселке размещены портовые причалы, он имеет хорошие связи с памятниками истории и культуры — фортом Поспелово, Поспеловской и Новосильцевской батареями, другими памятниками. Поэтому развязка здесь вполне логична.
Нужен ли висячий мост
Член Союза архитекторов России Алексей Бабенко предлагает первую очередь строительства ВКАД ограничить развязкой при входе в тоннель и далее в северном направлении строительство пока не продолжать. Это позволит более взвешенно продумать варианты прокладки второй очереди ВКАД. Порт получает выход на объездную дорогу, полуостров Шкота — подключается к проектируемой магистрали.
Вопросы вызывает и дорогостоящее конструктивное решение мостового перехода через пролив. Предложенное решение висячего моста может быть принято за основу, считает Аникеев. Однако требует дополнительных обоснований. В 2003 году Приморгражданпроект, Ленгипротранс и ЗАО "ГидроТЭКС" выполнили обоснование инвестиций в строительство перехода "Шкота-Елены Сапёрный" в нескольких вариантах. Рассматривались и согласовывались разные варианты пропуска морских судов через Токарёвский створ. Главным судовым ходом к портам Владивостока в проливе Босфор Восточный является Шкотовский створ, для которого установлен подмостовой габарит в 70 метров. Токарёвский створ между полуостровом Шкота и островом Елены таковым не является, проход через него крупных морских судов является эпизодическим. Даже для участия в морском параде боевые корабли проходят Амурским проливом, а не Босфором Восточным. С учётом этого оценивались варианты высоководных и низководных (с судопропускным пролётом) мостов в створе "Шкота-Елены".
"Тогда наиболее экономичным оказался наплавной вариант ЗАО "ГидроТЭКС". В нынешних условиях к выбору схемы этого мостового перехода следовало было возвратиться. Если этого не делать, Если этого не делать, можно согласиться с вариантом висячего моста, как предложено в Концепции", — пишет Аникеев.
Порт предлагают перенести
При этом эксперты единодушно раскритиковали предложение сделать мост платным.
"Предложение вызвано вариантом частно-государственного партнёрства в строительстве магистрали. Оно может иметь место для оплаты коммерческих грузовых перевозок. Плата на внутригородских пассажирских автоперевозках, социально-культурных и бытовых поездок жителей в пределах города в России не практикуется. Улично-дорожная сеть Русского острова является частью внутригородской УДС Владивостока, и устанавливать на ней платный проезд всем видам автотранспорта, на наш взгляд, недопустимо", — уверен Аникеев.
"Если уж так необходимо взымать плату за проезд, то целесообразнее перенести эту площадку на территорию порта и работать с главным бенефициаром всей этой затеи. Тогда необходимость второго моста через Канал отпадает", — предлагает Бабенко.
Транспортная развязка для доступа к порту. Фото: Визуализация
Президент ДНС Дмитрий Алексеев выступил еще с более радикальным заявлением: "Порту вообще не место в центре города! Эта территория должна отойти под рекреационную, туристскую и жилую зону. Это судьба всех портовых городов. А ВМТП должен со временем переехать в район бухты Суходол, где сейчас строится угольный терминал. Он там будет органичен в плане развития Большого Камня, Смоляниновского транспортного узла и даже строительства металлургического завода".
Пляжи пострадают
Но самая чувствительная потеря — практическое уничтожение рекреационной зоны в районе Токаревской кошки, акцентирует Бабенко. Зоны, сейчас не очень благоустроенной, но очень популярной, если не сказать культовой, среди всех категорий горожан и гостей города.
"Створ моста через Босфор Восточный следовало бы вместить немного восточнее, чтобы его северные пилоны основного пролета опирались на уже существующую площадку, которая освободится после демонтажа опоры ЛЭП. Это не только сократит объем подсыпки, но и позволит прижать трассу предмостовой эстакады вплотную к скале. Это даст возможность спасти пляжную зону, а главное — сохранить Токаревскую косу.
Маяк на Токаревской Кошке. Фото: ИА PrimaMedia
Вообще трассу надо вести с максимально возможным отступом от уреза воды, сохраняя, по возможности, пляжную зону, а в районе улицы Полевой запроектировать развязку, соединяющую ВКАД с улицей Крыгина", — предлагает Бабенко.
В то же время эксперты делают акцент на стоимости проекта. Сегодня он оценивается в 60 миллиардов рублей, но очевидно, что его реализация потребует гораздо больших средств. "Вантовый мост через Босфор Восточный, дорога длинной в 10 километров идет через сильно пересеченную местность и много где проходит на бетонных колоннах. Туннель (!) под полуостровом Эгершельд, для выезда машин из порта. Это все очень дорого", — пишет Дмитрий Алексеев на своей странице в Facebook.
Все основные технические решения и параметры проектируемых сооружений жители Приморья могут рассмотреть на представленной Архитектурно-художественной концепции объекта (СКАЧАТЬ в формате PDF). Замечания и предложения принимаются до 15 января 2021 года на электронный адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края road@primorsky.ru