На прошлой неделе стало известно о новой попытке правительства переформатировать задачи развития Дальнего Востока. Выполнение Национальной программы социально-экономического развития региона на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (1-й этап, 2020-2024 годы) согласовал вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. В документе речь идет в том числе о планах лишить режим Свободного порта эксклюзивной принадлежности к столице ДФО, что косвенно подтверждает провал идеи создать из Владивостока русский Сан-Франциско. Об этих, и других важных экономических тенденциях минувшей недели читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
Дальний Восток станет единым портом
Режим Свободного порта Владивосток (СПВ), начавший работать в октябре 2015 года после введения первых санкций против России, к 2022 году предполагается распространить на все муниципалитеты Дальнего Востока, следует из плана реализации Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года.
Выполнение документа (первый этап, 2020-2024 годы), с текстом которого ознакомился "Интерфакс", согласовал вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
Ответственными за исполнение планов по распространению преференций режима Свободного порта являются Минвостокразвития, Минфин и Минэкономразвития РФ.
"Эта инициатива включена в национальную программу и план ее реализации. Она направлена на поддержку малого и среднего бизнеса (большинство резидентов СПВ относятся к МСП), в том числе пострадавшего от пандемии. По итогам согласительных процедур в правительстве РФ инициатива Минвостокразвития была поддержана. В настоящее время разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база", — прокомментировали "Интерфаксу" в Минвостокразвития.
Свободный порт Владивосток — портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования. Первоначально режим распространялся на 15 муниципалитетов Приморья: Владивосток, Артём, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний, Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Ольгинский районы. В настоящее время преференции СПВ распространяются на 22 муниципалитета в Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области, Камчатском крае и Чукотском автономном округе.
Резидентами Свободного порта на данный момент являются более 2 тыс. компаний и предпринимателей. Присваивает компаниям статус резидента и создает инфраструктуру под их запросы АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ). Льготы СПВ частично совпадают с теми, что действуют для территорий опережающего развития (ТОР).
Первоначально предполагалось, что режим СПВ будет способствовать наращиванию товарооборота в портовых зонах Приморья и превращению их в крупнейшие перевалочные пункты Азиатско-Тихоокеанского региона. Увы, но на практике этого не произошло.
Не Hyatt, так Novotel
Французский гостиничный оператор Accor в ближайшее время финализирует соглашение по брендированию 4-звездочного отеля во Владивостоке, построенного структурами Антона Скорика, бывшего председателя Ассоциации резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток. Оператором отеля станет гостиничная сеть Novotel, входящая в состав группы Accor Hotels.
Первоначально запуск отеля планировался на весну 2020 года, но свои коррективы внесла пандемия. Кроме того, инвесторам решали вопросы с дополнительным финансированием (общая стоимость проекта может составить несколько миллиардов рублей). В последние дни 2020 года замершая было стройка резко активизировалась, в настоящее время объект находится в стадии доводки.
В настоящее время Accor New East Europe ведет переговоры еще по двум объектам в области гостиничного бизнеса в Приморье.
Accor располагает 750 тыс. номеров по всему миру и является крупнейшим европейским гостиничным оператором, а также одним из крупнейших в мире.
Мигранты возвращаются на стройки
Строители Приморья могут вздохнуть с облегчением — на объекты в скором времени вернутся мигранты из СНГ. Минстрой России начал отрабатывать новый механизм допуска трудовой силы после того президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 марта рассмотреть вопрос упрощенного привлечения гастарбайтеров. То есть того самого дефицитного рабочего класса, в который упорно не хотят записываться приморцы.
В середине сентября прошлого года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что на строительных площадках в России сохраняется дефицит рабочей силы, обусловленный, в том числе, закрытием границ и невозможностью привлечь иностранных рабочих. Минстрой обратился в правительство с предложением о точечном ввозе трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья на стройки крупных застройщиков для того, чтобы избежать смещения сроков строительства.
"Процедура ручного управления ввоза иностранной рабочей силы уже есть и работает. Для этого крупная компания обращается в Минстрой, представляющий регион, либо руководитель субъекта РФ. Создана комиссия, по Узбекистану, Таджикистану, Казахстану и Турции эту процедуру мы уже наладили", — сказал глава Минстроя Ирек Файзуллин в минувшую пятницу на встрече с президентом Торгово-промышленной палаты РФ Сергеем Катыриным и бизнес-сообществом.
По его словам, эта система уже налажена на Дальнем Востоке. "Как границы откроют, то появится новый механизм", — добавил Файзуллин.
Отметим, что к началу 2021 году о дефиците рабочей силы заявили в большинстве регионов РФ. В Приморье речь идет о нехватке до тысячи человек, ранее приезжавших преимущественно из Узбекистана и Таджикистана. В частности, о проблемах с наймом иностранцев заявляли владельцы недостроенного 5-звездочного отеля на мысе Бурный (первоначально строился под брендом Hyatt). Отметим, что строители из Узбекистана начали возвращаться в Россию уже с конца декабря.
"Приморская соя" просто так не продается
Пятый арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения жалобу ООО "Приморская соя" (75% принадлежат ГК "Русагро") на решение Арбитражного суда Приморского края, ранее признавшего ничтожным решение внеочередного собрания учредителей компании от 26 мая 2020 года о продаже имущества предприятия. Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, инициатором судебной тяжбы с группой "Русагро" выступила владелица 25% капитала "Приморской сои" Раиса Логинова.
"Русагро" в качестве ответчика при рассмотрении дела в краевом суде заявляла "о необходимости продажи имущества ООО "Приморская соя" для погашения кредиторской задолженности в размере 559 млн рублей".
В конце июля 2020 года, когда дело уже рассматривалось в суде, 75 лотов с имуществом дальневосточного предприятия были выставлены на продажу за 496 млн рублей. Суд по ходатайству Логиновой принял обеспечительные меры в виде запрета на реализацию, торги были приостановлены. При этом "Приморская соя" пыталась снять обеспечение, но суд отказал.
"Приморская соя" специализируется на производстве соевого масла, майонеза и мыла. Перерабатывающие мощности составляют 450 тонн сои в сутки. В декабре 2019 года "Русагро" приостановило на неопределенный срок работу "Приморской сои" из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. На предприятии работали 280 человек. Большая часть из них в дальнейшем была трудоустроена на других проектах "Русагро".
Решения судов в пользу миноритария завело "Русагро" в тупик — актив вроде бы есть, но продать его невозможно. Придется договариваться полюбовно, а значит с солидными отступными.
"Приморская соя" два года назад. Фото: правительство Приморского края
Прилет задерживается
На прошлой неделе стало известно, какую пробоину получили "воздушные ворота" Приморья из-за обрушившейся на мир напасти — пассажиропоток аэропорта Владивосток в 2020 году сократился в 2,4 раза к 2019 году, когда были обслужены рекордные в его истории 3,08 млн человек. В том числе падение на международных направлениях оказалось более болезненным — в 6,4 раза. Увы, это не только недополученная выручка для аэропорта, но и впавшая в кому туроотрасль.
На внутрироссийских воздушных линиях было обслужено 1,07 млн пассажиров (снижение на 34,4%), или 83% всего пассажиропотока. Наибольшие объемы на внутрироссийских направлениях обеспечили рейсы в Москву, Новосибирск и Южно-Сахалинск.
Аэропорт Владивостока может принимать любые типы воздушных судов. Пассажирский терминал рассчитан на 3,5 млн пассажиров в год. Находящееся под управлением холдинга "Базэл Аэро" АО "Международный аэропорт Сочи" владеет 61,76% акций аэропорта Владивостока.
Рыбу загоняют на биржу
С 2024 года часть рыбопродукции на Дальнем Востоке планируется реализовать на экспорт через электронную биржу, говорится в плане реализации Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года (1-й этап, 2020-2024 годы). К этому сроку в дальневосточных регионах планируется создать соответствующую инфраструктуру и решить организационно-технические вопросы.
Предполагается, что на первом этапе через электронную биржу будет реализовываться рыба, которая экспортируется в больших объемах, в частности, минтай. Биржевая площадка пока не определена. В качестве одного из вариантов обсуждается организация торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
План также предусматривает упрощение порядка и сокращение сроков проведения государственной экологической экспертизы проектов в области развития аквакультуры на территории округа (2021-2022 годы) и мероприятия по стимулированию модернизации существующего и строительство нового рыбопромыслового флота, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и хранения рыбной продукции, реконструкции портовых сооружений рыбных терминалов морских портов.
Приморская рыба. Фото: ИА PrimaMedia
Отметим, что в декабре прошлого года власти Приморья вместе с представителями Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи запустили первые в рамках биржи торги лесом на экспорт. Проект реализуется в рамках поручения президента от 2017 года
Япония заходит на Транссиб
Японская транспортно-логистическая компания Hankyu Hanshin Express вновь отложила первую отправку грузов из Японии в Европу с использованием Транссиба. Теперь компания планирует запустить проект в первой половине февраля.
Первый этап транспортировки предполагает использование паромного сообщения между японской Тоямой и Владивостоком. Там в свою очередь контейнеры будут перегружать на железную дорогу, а конечным пунктом маршрута станет терминал в польском городе Познань.
Hankyu Hanshin Express намерена перевозить в первую очередь автомобильные запчасти и промышленное оборудование японского производства. Hankyu Hanshin Express также планирует активно предлагать свои услуги по перевозке японским компаниям, которые имеют производственные и складские мощности в Польше.
Сейчас грузы из Японии в Москву и Европу доставляются преимущественно по южному морскому пути через Индийский океан и Средиземное море, на что требуется от 57 до 62 дней. Использование Транссиба позволит сократить этот срок до 20-27 дней, при этом перевозки будут обходиться примерно в два раза дешевле.
Тем временем транспортная группа FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство") начала выполнять доставку контейнеров с зерном из Хабаровска в Китай через "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, основная стивидорная компания в порту Владивосток, входит в FESCO).
Первые 300 тонн зерновых грузов в контейнерах были отправлены 15 января с терминала "Стройоптторг" (входит в группу FESCO) поездом FESCO во Владивосток. Затем регулярной морской линией FESCO они будут доставлены в китайские порты Циндао и Чивань, транзитное время следования по маршруту составит 14 дней. Всего до конца января будет перевезено по маршруту более 4 тыс. тонн зерновых грузов.
В перспективе планируется, что отправки будут осуществляться на регулярной основе. Китайский рынок является одним из самых перспективных для экспорта российских зерновых и бобовых культур с Дальнего Востока России.