Сбербанк в ушедшем 2020-м году стал одним из основных ньюсмэйкеров банковской сферы. Новый бренд и трансформация в экосистему компаний, рекордные в истории России дивиденды, активное участие в госпрограммах поддержки для населения и бизнеса в период пандемии, — как видим, поводов для публикаций, посвященных деятельности Сбербанка, было предостаточно.
Сегодня нам хотелось бы поговорить о социальных инициативах банка. Собеседником ИА PrimaMedia стал управляющий Приморским отделением Сбербанка Сергей Радюшкин.
— Сергей Геннадьевич, сегодня практически во всем мире социальную ответственность бизнеса принято оценивать исходя из так называемых принципов ESG. В последнее время это появляется и в России. Расскажите, пожалуйста, что собой представляют принципы ESG и имеют ли они какое-либо отношение к Сбербанку.
— Начнемстого, что ESG — этосокращениеотанглийского выражения Environmental, Socialand Corporate Governance, что в переводе на русский означает "окружающая среда, социальная ответственность и корпоративное управление". Сегодня принципы ESG — стали новым трендом, однако формировался он годами, постепенно привлекая к себе большие корпорации во всем мире. Сейчас это направление дошло до России, и многие компании, в том числе и Сбер, используют этипринципы.
Повестка ESG очень широка, она направлена и на клиентов, и на сотрудников и акционеров банка, и на инвесторов, и, в конечно итоге, на все общество и государство. Она включает и зеленое финансирование, и управление рисками, и вопросы, связанные с практической экологией, инклюзией, ответственными закупками, минимизацией воздействия организации и каждого ее сотрудника на окружающую среду и многое другое.
— И все-таки понятие социальной ответственности нам пока что ближе. О социальных проектах, реализуемых Сбербанком на территории Приморья, хотелось бы поговорить в первую очередь.
— Если говорить о Приморье, то здесь мы уже реализовали много социальных проектов и инициатив иплотно сотрудничаем в этом направлении с правительством Приморского края. В частности, мы сфокусировались на том, чтобы в максимально возможном темпе заняться цифровизацией сервисов и услуг, предоставляемых региону.
Так, в прошлом году по договоренности с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко была проведена серия "Цифровых дней" в правительстве Приморского края, администрациях Находкинского и Уссурийского городских округов.
В ходе этих мероприятий команда Сбера познакомила руководителей региона и муниципальных образований с теми цифровыми сервисами и возможностями, которые уже были реализованы банком в других регионах, рассказывая о том, как эти сервисы могут позволить улучшить жизнь граждан и в нашем крае.
Например, по итогам одного из таких цифровых дней в Находке и Уссурийске было принято решение о внедрении цифровизации в систему школьного питания, что делает этот процесс максимально прозрачным.
Как это работает? Для каждого школьника выпускается виртуальная карточка, и на нее зачисляются деньги, которые ученик может потратить только в столовой. Потратить их на другие цели ребенок не может, при этом родители точно знают, когда и что ел ребенок, какова калорийность этих блюд и так далее. То есть обеспечивается максимально понятный и прозрачный процесс для всех: и для родителей, и для администрации школы, и для самого школьника.
Есть и другие проекты, которые мы реализуем по итогам цифровых дней. Скажем, были достигнуты договоренности по реализации проектов в сфере ЖКХ, муниципального управления и образования.
Интересным проектом в сфере образования стала запущенная нами школьная цифровая платформа СберКласс. Эта платформа была создана в рамках реализации программы "Цифровая платформа персонализированного образования для школы" Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее". Она соответствует всем государственным образовательным стандартам.
Платформа позволяет учителю автоматизировать рутинные операции и исключить пресловутую зубрежку, используя современный образовательный контент. СберКласс не заменяет учителя, он помогает наставнику, предоставляя новые форматы и инструменты обучения и взаимодействия с учениками.
Понятно, что школьники обучаются по-разному: кто-то усваивает материал сразу, кому-то требуется время. Платформа обеспечивает персонализированный подход к образованию, ранее такое было доступно не многим. Теперь каждый школьник обучается по своей собственной траектории, которая позволяет углубиться в те направления, которые интересны ребенку. При этом он, как минимум, получает стандартный объем знаний по всем предметам школьной программы с 5-го по 9-й классы.
Министерство образование края и губернатор активно поддержали и поддерживают это направление. В настоящее время к СберКлассу подключены школы из Владивостока, Находки, Артема, Уссурийска и Партизанска. Важно отметить, что часть из них расположены в сельской местности, где довольно часто бывают проблемы с педагогическими кадрами. Уверен, что такой проект действительно поможет улучшить качество образования на территории края.
В настоящее время Сбербанк проявляет большую активность в сфере медицины. И это понятно. Все мы видим, что происходит сегодня в стране в связи с пандемией коронавируса. И те цифровые наработки, которые мы используем в рамках этого направления, пришлись как нельзя кстати. Например, искусственный интеллект для распознавания КТ-снимков с высокой вероятностью анализирует наличие и объем поражения от коронавируса на снимках. Это значительно облегчает и ускоряет работу наших врачей, что очень важно в те периоды, когда они сильно загружены и когда их попросту не хватает.
Следование банком принципам ESG было наглядно продемонстрировано в период ЧС в Приморье, вызванном разрушительным циклоном в ноябре прошлого года. Сотрудники банка оперативно отреагировали на ситуацию в крае и вышли на улицы Владивостока для устранения последствий стихии. В течение нескольких дней при поддержке ТОФ и 11-й Армии были развернуты полевые кухни во Владивостоке и Артеме. Было накормлено почти 5 тысяч жителей края. В офисах банка клиентам предлагались мобильные зарядные устройства. В Первомайском районе Владивостока работал передвижной пункт кассовых операций Сбербанка, так называемый "офис на колесах", где клиенты могли снять наличные, пополнить счет, провести платежи по кредитам и оплатить коммунальные услуги, сделать переводы. Банк в режиме реального времени проводил мониторинг банкоматов и устройств самообслуживания начиная с первых часов непогоды, обеспечивая потребность жителей края в наличных средствах. В выходные дни были открыты дополнительно офисы в разных районах города.
— Насколько я знаю, в период пандемии Сбербанк активно выступает с благотворительными и социальными инициативами.
— Да, это так. Например, в начале пандемии наши сотрудники сшили в рамках акции#МЫВМЕСТЕ более 500 масок, которые были переданы пенсионерам. Мы также благоустроили часть зеленой территории детской краевой больницы № 1.
Участвовали в проектах благотворительного фонда "Сохрани жизнь" — с помощью устройств безналичной оплаты помогали собирать средства для лечения подопечных фонда на городских мероприятиях, в том числе и на городском празднике "День Мороженого".
Если говорить о поддержке детства в целом, следует упомянуть о проектепо профориентации детей, в рамках которого воспитанники детского дома города Уссурийска выезжали на экскурсии на предприятия — клиенты банка. Мы показывали воспитанникам детского дома, насколько разнообразен мир профессий. И если дети, растущие в семьях, как правило, берут пример с родителей, продолжают трудовые династии, то выпускники детских домов испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. И здесь очень важна профессиональная ориентация.
— Еще одним трендом современного бизнеса является экология. Сегодня весь центр нашей страны, Европа и Америка перестраивают свою в работу в рамках "Зеленых проектов". Сбербанку, чьим главным корпоративным цветом является зеленый, сам Бог велел двигаться в этом направлении. Что в этом смысле будет делаться и, наверное, уже делается в Приморье?
— Действительно, сегодня "зеленые проекты" — это распространенный во всем мире тренд, так же, как и "синяя экономика", то есть проекты, связанные с защитой океана, морей, рек, озер и других водоемов.
Разумеется, Сбербанк стремится быть в тренде. Ежегодно мы участвуем в самой крупной всемирной экологической акции "Час земли". В этом году банк на час отключил световые вывески более чем в 3 тысячах офисов по всей стране. В Приморском крае в акции приняли участие все наши офисы, а их более 140. Таким образом мы хотим еще раз привлечь внимание населения к проблемам экологии.
Одной из таких проблем является утилизация одноразовых батареек для всевозможных гаджетов. Во всем мире такие батарейки отделяют от прочего бытового мусора, поскольку они требуют особого подхода к утилизации. Сбербанк решил внести свою лепту в дело раздельного сбора мусора. Сегодня практически во всех офисах банка установлены урны для раздельного сбора отходов по основным видам (бумага, пластик, стекло, отработанные батарейки), которые затем отправляются на переработку.
Пожалуй, одно из самых интересных направлений, связанных с экологией, это переход на безбумажную платформу, позволяющий уменьшить объем потребления бумаги. Здесь Сбербанк добился впечатляющих результатов. Сегодня практически любую услугу, начиная от предоставления кредита и заканчивая получением нужной справки или выписки, у нас можно получить в электронном виде. Единственное, есть ряд ограничений по закону, не позволяющих осуществлять 100% операций в бездокументарном ключе.
Однако для того, чтобы завести депозит, вовсе не нужно приходить в офис. Можно, сидя дома на диване, заключить дистанционно договор с нами в электронном формате, поместить деньги на депозит и получить начисленный процент.Точно так же, не выходя из дома, можно получить ипотечный кредит.
Последние годы Сбер последовательно сокращает использование бумаги в своих процессах. Так, по итогам 2019 года банк потратил 2,9 млрд листов (14,5 тысяч тонн), что на 596 млн листов меньше, чем в 2018 году. Это более 50 тысяч спасенных деревьев. При этом высота стопки сэкономленной за год бумаги составляет около 60 км. В первом полугодии 2020 года расход бумаги снизился еще на 263 млн листов, что позволило сохранить еще 22 тысячи деревьев.
В 2021 году планируется снизить ежегодное потребление бумаги до 1,7 млрд листов (8,5 тысяч тонн), что поможет сберечь 102 тысячи деревьев или около 20 гектаров густого высокорослого леса.
Параллельно Сбербанк не только уменьшает потребление бумаги, но и повышает долю ее переработки. В прошлом году банк передал на переработку 3,15 тысячи тонн бумаги для производства из вторичного сырья подстаканников, картона, салфеток, сырья для дорожного покрытия.
Но сегодня Сбербанк экономит не только бумагу, но и пластик. С этой целью мы стареемся выводить все, что соответствуют цифровому тренду, в электронный вид. Уже сейчас наши клиенты имеют возможности рассчитываться не только с помощью пластиковых карт, но и с помощью гаджетов, сотовых телефонов и других систем бесконтактного платежа. Фактически, для того чтобы совершить покупку, карточка почти что не нужна.
И в этом смысле мы пошли дальше, наладив выпуск цифровой карты, как дебетовой, так и кредитной, которая не имеет физического носителя. То есть она существует только в электронном виде, но при этом ею можно везде полноценно рассчитываться, подтверждать операции, снимать наличные деньги в банкоматах, поскольку наши банкоматы уже оборудованы функциями бесконтактного снятия. Цифровая карта фактически представляет собой полноценное платежное средство без каких-либо ограничений. Ее использование дает серьезную экономию в масштабах Сбербанка.
— Вспоминаю недавнюю презентацию нового бренда Сбера и не могу не признать, что она получилась яркой, интересной и неожиданной. Информации было так много, что, честно говоря, я немного растерялся, а где-то даже испугался. Не все было понятно с первого раза. Из чего я сделал вывод, что еще многого не знаю о "цифре", да и по части финансовой грамотности не отношусь к разряду "отличников". Сбербанк собирается помогать таким, как я? Если да, то как?
— Я бы сказал так: пугает то, чего не знаешь. И чем больше зона незнаний, тем больше страха. Мы это прекрасно понимаем и стараемся оперативно рассказывать своим клиентам обо всех изменениях, которые происходят в финансовой и других сферах, о новых продуктах банка, помогая населению во всем этом ориентироватьсяи быть лучше финансово грамотным.
У нас есть создан такой интересный формат, как "Банк на работе", в рамках которого наши специалисты выезжают на предприятие, которое является участником зарплатного проекта Сбербанка, и делают презентацию наших продуктов и сервисов, а также рассказывают о том, как противостоять мошенникам. Подобные выезды осуществляются и по запросам администраций муниципалитетов и организаций, которые непосредственно отвечают за социальную политику на той или иной территории.
Конечно, есть у банка и социальные группы и в Контакте, и в Instagram"е, и в Фейсбуке. Ведутся полноценные блоги, в которых в интерактивной форме рассказывается обо всех современных наработках в области финансовой безопасности.
— В социальную ответственность бизнеса также можно отнести заботу о клиентах, которые имеют особые потребности. Мы все знаем, что Сбербанк постоянно адаптирует сервисы для этой категории клиентов. Что на сегодня уже удалось подстроить под их нужды? И как обстоит дела в офисах, расположенных в городах нашего региона?
— Конечно, в своей деятельности мы стремимся создавать среду, доступную для всех клиентов без исключения. Это означает, что любой человек, независимо от особенностей своего здоровья, должен иметь возможность свободно пользоваться любым нашим продуктом — зайти в офис, на сайт или в мобильное приложение банка и получить необходимую услугу без ограничений.
Мы внимательно относимся к потребностям людей и делаем все возможное, чтобы каждому клиенту у нас было комфортно, удобно, понятно. И здесь мы находимся на уровне международных стандартов.
Мы предлагаем людям с ограничениями по здоровью сообщить нам о своих специальных потребностях в отделении банка или в СберБанк Онлайн.
Сбербанк адаптирует офисы и устройства самообслуживания под нужды людей с особенными потребностями. К примеру, есть банкоматы с гнездом для наушников для незрячих клиентов, а слоты для карты, выдачи наличных и чека подписаны шрифтом Брайля.
В 70 офисах банка можно воспользоваться сервисом сурдоперевода — это бесплатная услуга, которая позволяет неслышащему клиенту во время консультации в офисе связаться с переводчиком русского жестового языка по видеосвязи на планшете менеджера. Список этих офисов есть на сайте. Между прочим, сурдоперевод в офисах Сбербанка — самый масштабный сервис сурдоперевода в мире.
В плане достижения инклюзивности Сбербанк не ограничивается лишь банковской деятельностью, стараясь выйти за ее пределы. Сегодня стирание границ в искусстве, создание безбарьерной среды является одной из важнейших задач и арт-сообщества, и бизнеса, и государства.
В этом смысле хотелось бы отметить первую в России выставку тактильных картин, созданных по инновационной технологии для слепых и слабовидящих людей. Она называлась "Видеть невидимое" и прошла в Приморской государственной картинной галерее несколько лет назад.
На этой выставке незрячие люди смогли ощутить, что такое художественный шедевр через соприкосновение к тактильным картинам. В свою очередь зрячие смогли погрузиться в мир слабовидящих людей, "увидеть" мир их "глазами" — пальцами.
Мы продолжили этот проект осенью 2019 года, привезя во Владивосток картину Сандро Боттичелли "Мадонна Дела Лоджиа" из коллекции галереи Уффицы в рамках Восточного экономического форума. Сам шедевр и его тактильная копия были доступны жителям и гостям приморской столицы на протяжении двух месяцев.