Дальний Восток в ближайшей перспективе получит несколько крупных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ). В том числе "Газпром" продолжает изучать возможность строительства завода с годовой мощностью до 1,5 млн тонн рядом с Владивостоком. Но более близкими к реализации являются проекты строительства "Дальневосточного СПГ" (Сахалинская область) и завод по производству СПГ в селе Аян Хабаровского края, сообщает ИА PrimaMedia.
В 2015 году на фоне падения мировых цен на углеводороды "Газпром" отложил проект "большого" завода по производству СПГ в Приморье ("Владивосток СПГ") мощностью 10 млн тонн. Новую жизнь проект получил как среднетоннажный — на 1,5 млн тонн СПГ в год. К середине 2019 года планировалось подготовить обоснование инвестиций проекта, в 2020 году — начать стройку. На тот момент проект оценивался в $2 млрд.
"По имеющимся экспертным оценкам, наиболее перспективными рынками сбыта СПГ, с точки зрения темпов роста спроса, являются страны АТР. Принимая во внимание, что в ближайшие годы планируется продолжение запуска ряда масштабных проектов по производству СПГ в США и Австралии, на международном газовом рынке для поставок дополнительных объемов российского СПГ сохранятся условия интенсивной конкурентной борьбы. В результате только в случае более чем двукратного роста объемов спроса на СПГ на международном рынке к 2035 году в Российской Федерации возможен рост производства СПГ до 140 млн тонн в год ", — говорится в проекте "Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2035 года", разработанном Минэнерго.
В 2020 году Россия произвела 30,5 млн тонн СПГ. Согласно Энергетической стратегии России до 2035 года, утвержденной правительством РФ, предполагается, что к 2024 году страна будет производить 65 млн тонн СПГ, к 2035 году — 80-140 млн тонн.
Как следует из проекта "Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2035 года", строительство новых мощностей по сжижению в РФ до 2035 года ожидается, в первую очередь, на полуостровах Ямал и Гыдан. На Ямале уже построен завод "Ямал СПГ", принято окончательное инвестрешение по проекту "Арктик СПГ 2", "на стадии планирования находятся проекты "Обский СПГ" и "Арктик СПГ 1".
"В рамках высокого сценария предусматривается реализация проектов строительства новых мощностей по производству крупнотоннажного СПГ на Дальнем Востоке ("Дальневосточный СПГ" и завод по производству СПГ в с. Аян Хабаровского края)", — говорится в документе.
В расчете на газификацию
Среди будущих перспективных экспортных проектов также указывается газопровод-отвод от системы "Сахалин — Хабаровск — Владивосток" (СХВ).
Газотранспортная система "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" предназначена для доставки газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев. В настоящее время ведутся работы по его расширению, а по отводу планируются поставки газа в Китай ("дальневосточный маршрут") в объеме 8,5 млрд кубов.
Минэнерго предлагает производить СПГ из газа магистрпального газопровода "Силы Сибири" и системы "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" (СХВ) для газификации удаленных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
"… Для газификации населенных пунктов, удаленных от газопроводов "Сила Сибири" и "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" на расстояние до 300 км, может быть предусмотрена организация производства СПГ на ГРС на газопроводах-отводах (при условии экономической обоснованности с учетом возможных мер государственной поддержки)", — отмечается в проекте.
"Звезда" без работы не останется
Текущими и перспективными рынками для поставок СПГ из РФ будут страны АТР (в первую очередь, Япония, Республика Корея, Индия), а также Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки.
"Суммарный объем поставок СПГ из РФ к 2035 году может составить 88,7-155,7 млрд кубометров (64-113 млн тонн) в зависимости от сценария. К 2035 году доля СПГ в совокупном экспорте газа из РФ может составить 26,2-32,5%", — говорится в проекте документа.
В перспективе общая потребность в судах-газовозах для транспортировки СПГ из РФ может составить более 70 единиц.
Напомним, что суда-газовозы в РФ начали строиться только с появлением судостроительного комплекса "Звезда" в Приморье. В середине января верфь приступила к строительству второго танкера-газовоза СПГ ледового класса Arc7. Резка стали для пилотного судна на верфи была произведена в ноябре прошлого года.
Танкеры-газовозы этой серии предназначены для перевозки сжиженного природного газа и способны работать в суровых климатических условиях. Длина судна — 300 метров, ширина — 48,8 метров, вместимость грузовых танков — 172 тысяч кубометров. В качестве основного топлива танкеры используют сжиженный природный газ. Конструкция судна-газовоза позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 метров.
Газовозы строятся в интересах ПАО "НОВАТЭК" для проекта "Арктик СПГ 2". Финансирование строительства новых судов осуществляется ВЭБ.РФ. ССК "Звезда" и компании группы ВЭБ.РФ заключили контракты на строительство 15 арктических судов-газовозов, предназначенных для транспортировки сжиженного газа в сложных ледовых условиях Северного морского пути.
Суда будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров ПАО "Совкомфлот" (на пилотное судно) и ООО "СМАРТ СПГ" (совместное предприятие "НОВАТЭКа" и "Совкомфлота", на остальные 14 судов серии) с ООО "Арктик СПГ 2" (дочернее предприятие ПАО "НОВАТЭК").