ООО "Управляющая компания Фрунзенского района" оказалась в центре коммунального конфликта. Жильцы жалуются на снег, гололед, засоренные косогоры. Одновременно по почтовым ящикам раскидываются брошюры с предложением сменить УК на новую. Правда, возглавляют новую соучредители старой. В противостоянии бывших и действующих "фрузенцев" в проигрыше оказываются пока только жильцы. В ситуации попытался разобраться корреспондент ИА PrimaMedia.
Снег, лед, мусор, штрафы
В редакцию ИА Primamedia поступили жалобы от жителей, дома которых должны обслуживаться Фрунзенской УК. Люди сетуют на отсутствие достаточных работ по очистке придомовой территории от снега и наледи. По их словам, дворника на территории видят редко. В настоящий момент какой-либо видимой реакции на свои жалобы жильцы не получили.
Под управлением УК находятся более 250 жилых объектов. Это одна из крупнейших управляющих компаний во Владивостоке. Нарекания собственников касаются и содержания домов, и наличия в принципе хоть какой-то обратной связи. Причем за последнее время ситуация только усугубилась.
— Проблема становится только хуже и хуже, — рассказывает Алексей, владелец квартиры в доме по ул. Хабаровская, 4а.
Житель предположил, что снегопад вообще никто не чистил, а косогоры от мусора убираются в основном самими жильцами во время субботников. Алексей выражает беспокойство, что можно поскользнуться и убиться, а также обращает внимание на иные последствия ледяного дождя.
— Если первое время пытались хотя бы частично тропинки продолбить, то теперь эти попытки забросили. Иногда видно дворника, который что-то посыпает. Но, видимо, он один на большой район, — выражает свое предположение Алексей.
— Отдельное внимание хочется обратить на противоковидные меры, — рассказывает Валентина, жительница дома по адресу ул. Амурская, 17. — Как только пандемия началась, еще было видно работников, которые с хлоркой что-то мыли. Сейчас все это как будто забылось. Стандартный договор с УК предписывает графики уборки с мойкой подъезда и уборкой веником — минимум раз в неделю.
Жительница выражает сомнения относительно проведения влажной уборки и мытья окон: "Пыль, грязь, мусор и общее плохое состояние помещений".
Недовольство жильцов подтверждается многочисленными заявлениями в Госжилинспекцию Приморского края.
— На Фрунзенскую компанию поступает довольно много жалоб, — комментирует Евгений Баршай, руководитель Государственной жилищной инспекции Приморского края. — С начала годы мы уже несколько раз включали ее дома в рейды на основании заявлений жильцов домов.
По данным портала ГИС ЖКХ, в прошлом году Фрунзенская УК неоднократно была привлечена к административной ответственности.
Битва соучредителей
Недавно в почтовых ящиках жильцы Океанского проспекта, 70 обнаружили брошюры с предложением перейти от старой УК в новую. Авторы "раздатки" раскрывали возможные причины ухудшения качества обслуживания. А именно — о якобы имеющихся у компании больших задолженностях перед ресурсоснабжающими и, главное, перед подрядными организациями. Приводим ссылки на дела, которые рассматриваются в Арбитражном суде Приморского края (А51-17233/2020, А51-15760/2020, А51-13951/2020, А51-13949/2020, А51-10164/2020 (иск удовлетворен), А51-10160/2020, А51-6824/2020, A51-6819/2020, A51-3308/2020, A51-8432/2020, A51-10186/2020, A51-12248/2020, и другие). Отметим, что по большинству из приведенных дел решения еще не вынесены.
С некоторыми подрядными организациями в прошлом году были расторгнуты договоры. Причем расторжение договоров пришлось в самое неудачное время — 16 и 17 ноября 2020 года — за несколько дней до ледяного шторма, обрушившегося на Владивосток.
Согласно той же брошюре, учредителями новой УК, куда переманивают дома, являются действующие соучредители Фрунзенской УК — Олег Лопушинский, Кирилл Шелестов и Владимир Маслов. Часть из них возглавляла подрядные организации. Все они подтвердили ИА PrimaMedia актуальность опубликованных сведений.
— Мы приняли решение, что наши пути с Анатолием Слаутенко (директор Фрунзенской УК — прим. авт.) расходятся, — рассказал Олег Лопушинский. — И мы создали свою УК. А то, что касается наших взаимоотношений, как соучредителей, со Слаутенко — это сторона разбирательства правоохранительных органов.
— Как соучредитель, могу рассказать, что к концу 2018 года нам удалось получить все финансовые документы и информацию по движению денежных средств по счетам, — сообщил Владимир Маслов. — В течение 2019 года мы со всем этим разбирались. Выявили общую задолженность, о которой никто не говорит на предприятии. Ее сумма впечатляет. При тех сборах, что УК "Фрунзенского района" осуществляет ежемесячно, эта компания должна быть дважды банкротом.
В настоящее время в картотеке арбитражного суда имеется ряд производств по взысканию задолженностей, где истцом выступает ДЭК, ДГК, Приморский водоканал и подрядные организации (ООО "Центральный район").
Владимир Маслов высказал свое мнение в отношении подрядных организаций, договоры с которыми были расторгнуты.
— Эти компании работали подрядчиками УК с 2010 года. И вдруг они стали плохими. Подрядная организация "Комфорт", например, убирала территорию от кинотеатра "Москва" на Острякова и до Морвокзала. Сейчас нанятые им организации пытаются только имитировать деятельность по уборке, — высказывает свое мнение Владимир Маслов.
По его словам, в прошлом году они пытались созвать собрание учредителей по долговой теме, но безуспешно. Последовавшее предложение директору уйти в отставку было им отвергнуто.
— Вместо этого в ноябре 2020 года он всех уволил и расторг договоры с теми, кто был недоволен его деятельностью, — рассказывает Маслов. — Все делалось на скорую руку. Прислали уведомления на почту и перестали с ними сотрудничать. При этом, у Анатолия Слаутенко скоро заканчиваются полномочия директора. Наше мнение, что ему перед окончанием нужно как можно больше успеть "заработать".
Соучредители Фрунзенской УК сегодня являются ее же конкурентами, и их мнение стоит рассматривать с этих позиций. Эксперт в области управления домами из сторонней обслуживающей организации, ознакомившись с ситуацией, отметил, что упоминание долгов управляйки перед ресурсниками больше напоминает агитационный ход. По его словам, жильцам дома, как правило, не интересно, "какие-там задолженности управляйка имеет перед ДГК или ДЭКом". Главное для них — это строка текущий ремонт и содержание дома. Это разные бюджеты, и работы на доме зависят только от собираемости платежей в нем, ну и от профессионализма организации.
На данный момент в системе ГИС ЖКХ отсутствуют данные о каких-либо задолженностях управляющей организации за прошедший год. Правда, как пояснил эксперт, информацию в систему вносят сами представители УК. И тут многое зависит от их добросовестности и расторопности.
Люди мало платят?
В то же время, долги перед подрядными организациями — уже серьезный звонок. Они напрямую отражаются на обслуживании домов. Получить комментарий Анатолия Слаутенко о ситуации с управляющей компанией Фрунзенского района не удалось. В течение трех дней корреспондент ИА Primamedia звонил в приемную и лично на телефон директора УК. В первом случае в приемной трубку взяли только на второй день, а на все вопросы попросили оставить номер телефона и обещали перезвонить. Сам Анатолий Слаутенко дважды обещал перезвонить позже и дать комментарий, однако, обещание не исполнил. Вместо комментария он дал контакт своего заместителя.
Марк Юферов, заместитель директора УК Фрунзенского района по развитию, подтвердил наличие у компании задолженностей как перед ресурсоснабжающими организациями, так и перед подрядчиками. При этом, естественно, у управляйки совсем другая точка зрения на то, как они были сформированы.
— У управляющей компании Фрунзенского района несколько учредителей, — рассказывает Марк Юферов. — Часть из них занимала должности в УК, и они же на себя создали подрядные организации по обслуживанию домов, по аварийке. С начала 2020 года они издали приказ, запрещающий гендиректору распоряжаться деньгами. Грубо говоря, весь 2020-й год финансами ведали они. И все денежные обязательства — это их ответственность. Слаутенко, грубо говоря, превратился в номинального директора, который принимал граждан. Плохо он работал или хорошо, не могу сказать. Он пригласил меня в прошлом году из Альянса управляющих компаний, как аналитика. Что я могу сказать, первым делом он уволил этих учредителей, как работников. Один был главным инженером, другой — главным юристом, третий — его помощником, еще один — исполнительным директором. Вторым шагом — разорвал договоры с ними же, как с подрядными организациями.
Другой причиной образования долгов была названа плохая работа с организацией сборов с населения.
— С 2012 года жильцы задолжали нам около 100 миллионов рублей, — продолжает замдиректора. — Ну, то, что было, то прошло. Если говорить про последние три года — то есть те суммы, которые еще можно истребовать через суд — то порядка 38 миллионов. С этих денег будут выплачиваться часть долгов УК.
По его словам, долги в данный момент закрываются только перед теми подрядчиками, которые "не были замешаны в серых схемах".
— Что касается ресурсников — "ДЭК", ДГК и так далее — там порядка восьми миллионов задолженность. Мы встречаемся с ними, пересчитываем, сумма уменьшается, — продолжает он. — Пытаемся урегулировать в досудебном порядке. Никто от долгов не отказывается, все получат свои деньги, надо только подождать.
Отметим, что сейчас в качестве подрядчиков для обслуживания домов и придомовых территорий привлечены ООО "Паллада", ООО "Мадикс", ООО "Эгершельд-ДВ" и ООО "Жилфонд". Примечательно, что три из них входят в недавно продекламированный правительством края Альянс управляющих компаний.
— Сами понимаете, когда расторгли договора с подрядными организациями, работники побежали, — рассказывает Марк Юферов. — Дома остались без дворников, без уборщиков. Сейчас возвращаем их. Есть проблема и с исполнением заявок. Пришел человек, пожаловался. Его зарегистрировали. Но бывает так, что нет денег на выполнение работы. К примеру, тариф маленький — 14 рублей. А в доме, например, всего 600 квадратов. А нужен и сантехник, и электрик и т.д. Но ситуация сглаживается. Планируем даже повысить заработную плату дворникам.
Спасение дома — дело его жителей
На данный момент в случившемся коммунальном конфликте пострадавшими оказываются только жильцы домов. Пока ведутся юридические и публичные споры, придомовая территория и обслуживаемые дома приходят в упадок. Очевидного решения, которое бы исправило проблему в корне, не видно. Как отмечают эксперты, эффективными остаются точечные действия. Практика показывает, там, где жильцы наиболее активны в отстаивании своих интересов, ситуация с обслуживанием дома намного лучше.
— В любом случае, действовать надо начинать с управляющей компании — требовать от нее достойное исполнение услуг. Если после заявления жителей — ноль эмоций, то обращайтесь в ГЖИ, — дает совет Евгений Баршай, руководитель приморской Госжилинспекции. — На сайте правительства есть наш электронный адрес. На Алеутской, 45а в холле на первом этаже есть ячейка, куда также можно отнести заявление. Оно передается нам, на его основании мы включаем адрес в рейды. Заедем, если все подтвердится — накажем.