Избирательные кампании кандидатов в депутаты Госдумы обойдутся в суммы от 30 до 200 млн рублей, сообщает ИА PrimaMedia. Такой разброс связан с правилом "непопулярные платят дважды, а также трижды и выше" — чем известнее депутат, тем дешевле для него "абонемент" в парламент. А вот путь в Законодательное собрание можно начать и с миллиона рублей. Хотя, по мнению политиков и экспертов, лучше иметь сумму в 15 раз выше.
Руководитель "Политической экспертной группы", политолог Константин Калачев считает, что в сложившихся травоядных для партии власти условиях кандидату в депутаты Госдумы РФ может хватить 30-50 миллионов рублей "при экономной и разумной" избирательной кампании и "если речь не идет об освоении фондов".
— С чего грядущим кампаниям быть дорогостоящими? — говорит он. — Реальной конкурентной среды нет, все проблемы решаются еще до старта через договоренности, а тех, кто неугоден, в крайнем случае, можно не допустить. Политика — искусство договариваться и делиться. Делиться у нас никто особо не любит, а договариваться могут, умеют, и делают.
Константин Калачев. Фото: ИА PrimaMedia
По мнению эксперта, с учетом сложившейся ситуации дорожать кампании не должны.
— Понятно, что, в принципе, можно любые деньги потратить, — отмечает Константин Калачев. — Вопрос в том, кто станет бенефициаром этого дела. Поскольку это способ заработать для, прямо скажем, не последних людей, то бюджеты могут раздуваться и до 100, 150, 200 миллионов рублей. Нужно ли это? Только с учетом того, что в выборных бюджетах зачастую заложены интересы уважаемых товарищей, а в некоторых регионах, между нами говоря, за получение "подряда" просят отступные и откаты. Но реально, от 30 до 50 миллионов при экономном и разумном ведении кампании более чем достаточно.
Как подчеркнул политолог, в Приморском крае ситуация отличается от регионов полной электоральной управляемости.
— Хотя, думаю, Кожемяко (губернатор Приморья Олег Кожемяко — прим. авт.) приложил усилия для того, чтобы решить все проблемы, которые обозначились по ходу кампании Ищенко против Тарасенко. Полагаю, что и в Приморском крае ландшафт заровняли и создали все условия, чтобы обеспечить результат кандидатам от партии власти, — отмечает он.
По мнению другого эксперта — политтехнолога, попросившего не называть фамилии, — в Приморье "ландшафт пока не заровняли". Трехдневное голосование никого не спасет, а какие-либо манипуляции с протоколами голосования чреваты общефедеральными конфликтами. Поэтому выборы в любом случае будут конкуретными — что в Госдуму, что в ЗС ПК.Наиболее "денежным" станет 62-й одномандатный округ, в который входят три района Владивостока (Ленинский, Первомайский и Фрунзенский район), а также Уссурийск, Надеждинский, Хасанский и другие муниципальные районы.
— Здесь кандидату от партии власти и 150 миллионов рублей вряд ли помогут, — считает он. — И вполне вероятен "дарькинский" вариант, когда на округе столкнутся лбами два упорных кандидата от партии власти, а в итоге победит какой-нибудь оппозиционер, потративший копейки.
В Артемовском одномандатном избирательном округе (№63), наоборот, избирательная кампания для партии власти станет наиболее простой и дешевой. При условии, что туда не двинутся ныне "спящие" представители бизнес элит, ее можно будет успешно провести за 10-15 миллионов рублей.
Что касается 64-го избирательного округа (Находка, Арсеньев, Дальнереченск и т.д.), то, по мнению эксперта, представители "Единой России" готовы здесь потратить на кампанию 50-80 миллионов рублей, значительная часть которых пойдет на "размен с местными элитами" и "кампанию закрепления".
Деньги будут и в кампаниях в ЗС ПК, отметил эксперт. Много кто готов потратить от 10 до 30 миллионов за место в региональном парламенте. Можно ожидать нашествие "детей" — молодых представителей уже известных депутатских фамилий Приморья. Особенно в "бедных" округах. Что касается оппозиционных кандиадтов, то их бюджетные фонды не идут ни в какое сравнение с бюджетами кандидатов от ЕР. Расходоваться они будут "на самое дешевое".
Политолог Петр Ханас считает, что сумма входа в федеральную кампанию может быть в районе 50 миллионов рублей, а в региональную — около 10-15 миллионов.
Петр Ханас. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
— Минимальный проходной бюджет кампании в Госдуму в 2016 году составлял 50 миллионов рублей, — говорит он. — Я думаю, стоит ориентироваться на эту сумму. Другое дело, существует распространенное заблуждение, что для всех кандидатов бюджеты должны быть примерно равны. Это неправда. Финансы — лишь часть ресурса кандидата. Кандидат с нулевым рейтингом известности за 40 дней избирательной кампании имеет крайне низкие шансы победить на выборах даже при большом бюджете. А времена, когда делали избирательные кампании без кандидата, прошли. Это было начало 90-х. Были кампании, когда кандидат уезжал отдыхать в Тайланд, а технологи вместо него проводили всю избирательную кампанию. Он приезжал, получал мандат, оставался доволен. Такого больше не будет. Сейчас от личности и активности политика зависит, наверно, 50 процентов успеха. Кампания — это очень серьезная психологическая нагрузка. Я видел, когда люди после нее чуть ли не вешались.
Дороже всего, по понятным причинам, кампания станет новичкам и непопулярным политикам.
— Раскрученным кандидатам кампания обойдется легче и дешевле, — отмечает эксперт. — Ну а если у политика нет потенциала, если он, допустим, действующий региональный депутат, который вообще себя никак не зарекомендовал, и решился идти в Государственную Думу, если на округе его не любят и плюются, то, конечно, такому кандидату кампания обойдется очень дорого.
Депутат Госдумы от Приморского края Андрей Андрейченко (ЛДПР) не согласен с называемыми экспертами суммами.
— Стоимость избирательных кампаний кандидатов зависит от самих кандидатов, — отметил он. — Если это действующие кандидаты, которые не переставали работать на округе после избрания, то затраты минимальные. Ни о каких десятках миллионов речи идти не может. Понятно, что, если политтехнологов начать опрашивать, то цифры будут называться заоблачные — это их работа и их рынок.
Андрей Андрейченко. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Депутат ЗС ПК Артем Самсонов (КПРФ) рассказал, что потратил на свою избирательную кампанию 2016-го года порядка миллиона рублей.
— А так у всех по-разному, — говорит он. — Кто-то будет выдвигаться по партийному списку. Для него участие обойдется в ноль рублей, — отметил он. — Кто-то будет тратить огромные деньги на скупку голосов. У нас по закону фонд кампании в Законодательное собрание ограничен суммой, я могу ошибаться, но порядка 30 миллионов рублей. Раньше 10 миллионов было. Сейчас подняли. Потратить такие деньги на ЗакС — нереально. Только если с телевизора не слазить и если тебя по всем каналам крутить будут. Когда пишут про дорогие бюджеты кампаний, я затрудняюсь сказать, на что они идут. Половина вполне может уходить каким-то "пиарщикам", которые пускают кандидатам пыль в глаза. А там как повезет. Какой-то пиарщик возьмет себе 20 миллионов, а какой-то и 50 возьмет. А толку особого нет.
Артем Самсонов. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Депутат ЗС ПК Дмитрий Новиков ("Единая Россия") затруднился вспомнить, сколько стоил его путь в краевой парламент.
— Помню, что не дорого, — сообщил он. — Но я не показательный пример. Я журналист, занимаюсь телевизионной журналистикой более 20 лет. И это мне дает конкурентное преимущество, рейтинг узнаваемости достаточно высокий. Не только на округе, но и во Владивостоке в целом.
По его словам, вывести какой-то общий "прейскурант на выборы" невозможно — слишком много в этой формуле переменных.
Дмитрий Новиков. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
— Действующий ты депутат или нет, работал на округе или нет, рейтинг узнаваемости, доверия, какую политическую силу представляешь, есть ли административный ресурс. В конце концов, кто у тебя технологи, откуда, какие у них аппетиты, — перечисляет он. — Сейчас в различных телеграм-каналах пишут, что стоимость избирательной кампании в Госдуму будет 150-200 миллионов рублей. Мне кажется, что эта сумма для тех, кто действительно не работал на округе, кого плохо знают. Наверно, для них она более-менее реальна. В ЗС ПК пропорция тоже достаточно понятна. В Приморском крае три федеральных одномандатных округа и 30 региональных. Получаем соотношение: округ депутата Госдумы это 10 одномандатных округов. Путем нехитрых арифметических действий получится, что избирательна я кампания в ЗС ПК может стоить в пределах 10-15 миллионов.
Другой вопрос — на что расходуются деньги их избирательные фондов кандидатов?
— Партии власти нужно будет, так или иначе, подсветить видимость конкурентости, — считает Константин Калачев. — Выборы будут альтернативными в силу того, что не может быть одного кандидата на округе. Если один кандидат все-таки остается, за него должны проголосовать выше 50 процентов от списочного числа избирателей. Такой случай возможен, если остальные вдруг снимут свои кандидатуры в знак протеста. Безусловно, некую интригу нам будут изображать. Драматургию сделают. Реальная же драматургия будет связана не с окружной, а со списочной кампанией: сколько получат новые СР, как выступят коммунисты, что там у ЛДПР? В округах все будет достаточно скучно. Для того, чтобы не допустить консолидации протестных избирателей вокруг одной фигуры, естественно, протестный электорат будут дробить, могут выставить двух-трех условных оппозиционеров, задачей которых станет конкурировать друг с другом. Но основной способ и основные вложения у провластных кандидатов будут, конечно, в мобилизацию своего электората. А для оппозиционных кандидатов встанет проблема наблюдения, учета и контроля.
По словам Артема Самсонова, основную часть избирательного фонда он израсходовал на печать и распространение агитационной продукции.
— Спросите у любого регионального кандидата, сколько он потратил на кампанию, он сошлется на официальные данные Крайизбиркома. Там суммы в 10-15 миллионов, но по факту — тратится намного выше, — отмечает Петр Ханас. — Кто-то является директором завода, условно говоря. И у него есть тысячи работников — потенциальных избирателей. А кто-то юрист по образованию или действующий депутат ЗС ПК, который когда-то на протестной волне победил, и сейчас думает — я не буду ничего вкладывать, меня и так знают. Потом оказывается, что надо купить хотя бы билет на автобус и доехать до места встречи с избирателем. Я уже не говорю про такси и машину. Это все затраты на избирательную кампанию. В итоге они получаются достаточно внушительными. По факту, бюджеты будут значительно больше, чем я озвучил.