Наступившая весна обострила проблему стихийных парковок на придомовых территориях в самом автомобильном городе России — Владивостоке. Те, кто зимой личным транспортом не пользовался, снова сели за руль. Люди ездят на работу, по магазинам за покупками, по делам и в гости. На придомовых дорогах в спальных районах образуются пробки, что мешает и пешеходам. Бывает, к собственному подъезду не подойдешь, так всё заставлено автомобилями.
Любой чудом сохранившийся пустырь мгновенно превращается в стихийную стоянку, где порой разгораются нешуточные бои местного значения за самое удобное место для "железного коня". Жители соседствующих домов смотрят друг на друга волком, натягивают веревочки и устанавливают шлагбаумы. Объединить их может одно — борьба против строительства многоэтажного новостроя на пустыре, занятом стихийной стоянкой. Порою главный аргумент "против" звучит так: "А где они будут свои машины парковать? А где будем парковаться мы?"
А между тем именно застройщики могут решить проблему парковок во Владивостоке. Каким образом, выясняет обозреватель ИА PrimaMedia Харитон Зимин с помощью директора Eskadra Management Евгения Павликова.
Подойдет ли нам зарубежный "велосипед"?
Проблема с парковками в мегаполисах существует во всем мире. Стало быть, она там как-то решается. Вполне возможно, что иноземный опыт может пригодиться и нам.
В США, например, весьма распространен такой вариант: жилой комплекс с подземным паркингом. Парковка стоит энную сумму в месяц, в зависимости от местонахождения. Этот вариант подходит тем, кто арендует помещение. Другой вариант (для тех, кто приобретает квартиру или дом в личную собственность): вместе с недвижимостью покупается гараж или парковочное место в нужном районе. Иногда по очень высокой цене.
Крайне мало бесплатных парковок в Европе, особенно в центральной части городов. Можно, конечно, попробовать припарковаться где придется, но это чревато большим штрафом. Его, кстати, могут выписать не сразу, но выпишут обязательно — после изучения видеозаписи на камере слежения.
Есть страны, где вопросы парковки решаются весьма кардинально. Как утверждает небезызвестный блогер Варламов, в Японии нельзя купить машину, если нет документа о наличии парковочного места, а в Амстердаме люди годами стоят в очереди на парковочное место в центре, и многие также не могут купить из-за этого автомобиль.
— В проекте практически каждой многоэтажки сейчас есть крытый паркинг. Но на данный момент менталитет у жителей Владивостока таков, что парковка дается людям бесплатно. Машину можно поставить везде, где есть свободное место, забыв про нормы безопасности. Все подъездные пути заставляются машинами жильцов и их гостей, и в случае возникновения чрезвычайной ситуации крайне сложно обеспечить проезд спецтехники. Застройщик же предлагает приобрести парковочное место, которое избавит от хаотичной стоянки автомобилей, сохранит автомобиль и повысит безопасность многоквартирного дома, — рассказал директор Eskadra Management Евгений Павликов.
Гладко на бумаге, да забыли про овраги
Опыт России и, соответственно, Приморья пока что носит, скорее, теоретический характер. На данный момент приняты нормативы ширины внутридомовых проездов. По мнению законодателей, их должно хватать и для проезда личного автотранспорта, и для проезда спецтехники в случае ЧП. Но на деле они заставляются машинами, мешающими проехать в случае необходимости службам жизнеобеспечения.
Вот, например, в соответствии с СП 4.13130.2013 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13 метров включительно; 4,2 метра — при высоте здания от 13 метров до 46 метров включительно; для высотных жилых комплексов свыше 46 метров в высоту — от 6 метров.
Также в Приморье с 2019 года действуют строгие нормативы по количеству машино-мест для строящихся жилых домов: не менее 0,5 места на одну квартиру или одного места на 100 кв. метров жилой площади. Иначе застройщик не получит разрешение на строительство.
У застройщика один путь: "увести" паркинг под землю — запроектировать и построить многоуровневую подземную парковку. Да, но тогда парковочные места там надо будет покупать, возражают оппоненты, забывающие, что строительные нормативы не обязывают застройщика обеспечивать жильцов бесплатными машино-местами.
Единственный выход — уходить под землю
— Городу необходимы многоуровневые подземные парковки, притом, как в спальных районах, так и в центре Владивостока", — считает Евгений Павликов. — Места во Владивостоке под застройку с каждым годом становится всё меньше, поэтому строить стоянки под землей — единственное правильное решение. Это увеличит пропускную способность дорог и сделает наш город комфортнее. Не стоит забывать, что крытый паркинг — это не только место для стоянки вашего авто. Это гарантия его безопасности и сохранности. Вспомните, сколько машин пострадало после ледяного дождя. В крытом паркинге такая ситуация исключена.
Многие автовладельцы считают, что застройщик обязан построить стоянку для автомобилей рядом с домом. Но в этом случае за парковку заплатят все будущие собственники жилья, даже те, кто не имеет автомобиля. А это несправедливо.
Мировой опыт показывает: парковки должны быть платными и, по возможности, крытыми. А для Владивостока с его нехваткой площадей под открытые автостоянки — подземный паркинг, скорей всего, единственный выход.