Почти 100 компаний в 2020 году вышли на зарубежные рынки с помощью Центра поддержки экспорта Приморского края (подразделение центра "Мой бизнес"). Расширились и меры поддержки экспортеров — сегодня Центр подбирает для каждого предпринимателя индивидуальные "коробочные решения" — от обучающих программ до продвижения товара за рубежом. Появились новые каналы поиска зарубежных партнеров, включая размещение на площадке WeChat (6+) и создание лендингов в США. О новых возможностях для приморского экспорта ИА PrimaMedia рассказал директор центра "Мой бизнес" Евгений Никифоров.
Коробочное решение
— Евгений Александрович, Приморье — приграничный регион, и развитие экспорта — приоритетная задача. Расскажите, насколько больше экспортеров из малых и средних компаний заключили экспортные контракты с вашей помощью за последние несколько лет? Какова динамика?
— Что касается наших клиентов, то, естественно, их количество растет. Информации о нас становится больше, появляются новые услуги и компетенции наших сотрудников растут с каждым годом. В 2019 году 50 компаний заключили контракты с помощью Центра поддержки экспорта Приморского края.
В 2020-ом году 61 компания заключила 97 контрактов стоимостью более $29 млн. Объем поддержанного экспорта увеличился в два раза, соответственно, количество услуг, оказанных экспортерам или экспортно-ориентированным компаниям, выросло вдвое — с 400 в 2019 году до тысячи услуг в 2020-м.
— Какие меры поддержки экспортеров самые востребованные?
— Сложно сказать. Все наши инструменты востребованы и полезны — по сути, это такой набор из кубиков, для каждого экспортера свой. В декабре 2020-го Российский экспортный центр внес изменения в основной приказ по экспорту, и теперь наши услуги комплектуются в так называемые коробочные решения, логически продуманные и полезные предпринимателю. Поэтому с каждым мы встречаемся и составляем индивидуальный план пошаговых действий, что необходимо экспортеру и в какой последовательности — консультирование, услуга по сертификации, созданию сайта, нужно ли ему заявить о себе на зарубежной выставке. Все это детально прописывается. Предприниматель понимает, в каком направлении двигаться, а мы понимаем, какую помощь окажем ему на этом пути.
Об электронных площадках и товарах под запрос
— В прошлом году направление онлайн-торговли стало особенно популярным. Расскажите, на какие электронные площадки вы помогаете выйти производителям и как? Что нужно сделать, чтобы подготовить свою компанию к онлайн-торговле на экспорт?
— Это такие площадки, как Alibaba (6+), еBay (12+), Amazon (6+). Более 70 предпринимателей уже зашли на них при поддержке центра "Мой бизнес". Кроме того, 20 экспортеров размещаются на площадке WeChat — китайском ресурсе электронной торговли, который объединяет мелких оптовиков. В целом порядка 100 производителей в 2020 году получили услуги по размещению на электронных площадках.
Что касается требований к экспортерам, сначала мы разбираемся, готов ли предприниматель в принципе торговать на международном маркетплейсе. Возможно, для этого ему потребуется сертифицировать товар или пройти аккредитацию. В некоторых случаях необходимы складские запасы за рубежом, ведь электронная торговля очень быстрая, продажа может состояться в течение десяти минут. Обязательно проводится скоринг каждого производителя — оцениваются и экспортная готовность, и опыт экспортной деятельности, и сам продукт — подходит ли он для данной площадки. После этого предприниматель обращается в центр "Мой бизнес", заполняет заявление и бесплатно получает услугу годового размещения на маркетплейсе.
ООО "Консервный завод "Спасский" — лидер программы-акселератора. Фото: Предоставлено Р. Бакаевским
— В 2020 году вы провели акселератор "Энергия экспорта" (18+) по выводу компаний в Китай с помощью электронных площадок. Скажите, какие результаты у проекта?
— Это был не просто акселератор, а комплексная программа подготовки и продвижения производителя на китайский рынок. Помимо обучающей подготовительной части в формате акселератора она включала обязательное участие и продвижение на площадке WeChat — направление, которое мы развиваем совместно с китайскими партнерами. Площадка, как сообщество мелких оптовиков, сама выдвигает заказы на те или иные продукты, понимая, что они найдут покупателя. А мы под этот запрос подбираем производителей. Сегодня у нас 26 заявок на WeChat , 20 из них уже обработаны, шесть пока в стадии обработки, 14 партий товара вывезены в Китай. Продажи ведутся.
— О какой продукции идет речь?
— В основном это продукты питания: соки, молочная продукция, шоколад. Интересно, что один хабаровский производитель специально зарегистрировал свой филиал в Приморье, чтобы участвовать в нашей программе. История показательная, и приятно, что наш уникальный инструмент позволил создать новое предприятие в крае.
В условиях пандемии необходимы новые рынки
— На экспортном совете вы презентовали проведение экспортного форума (18+) весной 2021 года. Какие темы планируют на нем освещать? Известна ли уже дата?
— Пока рабочая дата — 27 мая. Сквозной тематикой форума станет поиск новых возможностей на рынках АТР — что Приморский край может предложить своим азиатским соседям помимо сырьевого экспорта, и куда нам двигаться в условиях ограничений пандемии. Китай закрыл границы для российской рыбы, на сельхозпродукцию действуют экспортные пошлины, необходимо искать новые ниши — товары и услуги, интересные китайским партнерам. Смотрим в сторону IT и digital продукции. Хотелось бы развивать это направление, чтобы не быть известными в Азии только как поставщики углеводородов, рыбы и леса. Также в рамках форума состоится круглый стол по продвижению приморского меда на японский рынок. Мы организуем его совместно с филиалом АНО "Японский центр по развитию торгово-экономических связей" во Владивостоке. Как показала наша недавняя встреча, японские коллеги очень заинтересованы этой темой.
Приглашаем на форум действующих известных предпринимателей поделиться своей визионерской точкой зрения, и предпринимателей, которые долгие годы живут и работают за границей. Дискуссия должна быть интересной.
— Пандемия мешает Приморью нарастить экспорт меда в Китай?
— Не только пандемия. Основная проблема — нестабильное качество самого продукта. В Приморье мёд — живой, ручной. На сегодня здесь мало крупных промышленных пасек. Производители не могут системно поставлять большие объемы товара, а именно этого хотят наши соседи в АТР. Плюс затрудняют экспорт жесткие требования по сертификации при отсутствии исследовательской базы в крае. Тем не менее, каждый год предпринимаются шаги по продвижению приморского меда в АТР.
В 2020 году мы провели акселератор "Энергия пчеловодства" (18+), где участвовали более 20 пчеловодов из медоносных районов края, коллеги из Башкирии, специалисты Россельхознадзора. Уже сняли ролик о приморском мёде, который будем переводить на разные языки и продвигать за рубежом. Создаем сайт, будем регистрировать торговый знак в Приморье. Кроме того, впервые за долгие годы приморские пчеловоды примут участие в медовом форуме мирового уровня — "Апимондия-2022" (18+) в Уфе. Готовим большой стенд, отправим туда наших производителей и будем представлять приморский мед.
Открыты страны СНГ
— Китай ввел жесткие ограничения, но открыты рынки СНГ. Можно ли переориентировать потоки экспорта?
— Это направление мы начали прокачивать в 2020 году, когда организовали форум "Страны СНГ: перезагрузка" (18+) с участием руководителей торговых представительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии и других стран содружества. Плюсы этих рынков — упрощенный режим ввоза товаров без оплаты пошлины и подготовки дополнительных сертификатов на каждую партию в рамках Таможенного союза. Если экспортер получил российский сертификат, он, скорее всего, подойдет и для стран СНГ. Плюс меньше проблем с переводом и разницей менталитетов.
Немало приморских компаний уже успешно работают в СНГ. Например, производитель витаминных комплексов и бадов из Партизанска "Фарм Оушен Лаб" заключил долгосрочные контракты с партнерами из Казахстана. Единственный минус здесь — логистика. Но, кроме СНГ, есть еще и Америка, и страны Европы. С этими рынками мы тоже работаем, оказываем услуги по сертификации, продвижению товара.
Новый опыт и новые связи
— Сейчас идет прием заявок на конкурс "Экспортер года" 2021 (18+). Какие номинации есть в этом году? И как предпринимателям подать заявку?
— Всего будет четыре номинации: экспортеров года определят в сферах промышленности, услуг, агропромышленного комплекса и высоких технологий. До 22 марта можно подать заявку на сайте. Мы приглашаем всех. Конкурс открыт и для малого, и для крупного бизнеса.
— Чем конкретно может заинтересовать бизнес такое мероприятие?
— Во-первых, победители получат призы. Для обладателя первого места центр "Мой бизнес" вне конкурса организует участие в международной выставке и подготовит индивидуальный стенд. Сейчас процедура конкурсная, мы выбираем из нескольких заявителей. Во-вторых, это погружение в отраслевое сообщество, новый опыт и новые связи. И в-третьих, конкурс федеральный, это региональный этап. То есть победитель потом может выйти на окружной, а затем и на федеральный этапы и поучаствовать в общероссийском конкурсе "Экспортер года" в Москве. А это признание, это реклама, и совершенно другие возможности.
— В условиях закрытых границ международные выставки сложнее посетить. Как сейчас происходит поиск партнера?
Приморские товары. Фото: ИА PrimaMedia
— Выставки в формате оффлайн пока закрыты. У центра "Мой бизнес" был опыт заочного участия, то есть мы отправляли в КНР образцы продукции и презентации, которые китайская сторона сама представляла на выставке, причем достаточно успешно. Прошло несколько выставок в онлайн-формате с виртуальными стендами. Но в основном для поиска партнеров сейчас используется видео-конференц-связь (ВКС). Исходя из заданного портрета потенциального покупателя, мы подбираем возможных партнеров для конкретного производителя. Проводим с ними первичные переговоры, готовим для предпринимателя коммерческое предложение-презентацию и при возникновении взаимного интереса связываем стороны через ВКС. Более 30 компаний за прошлый год прошли через такие переговоры — вели их с телефона, из дома. Это очень удобно.
Другой формат сейчас внедряем с помощью американских партнеров. В России у них есть официальные представители, которые в течение 10 лет формировали базу импортеров США по разным отраслям. Мы отправляем им информацию о продуктах и услугах, а они — отмечу, американцы, носители языка, — готовят специализированный лендинг и размещают его на американском хостинге, чтобы он легко индексировался в поисковиках. Затем формируют так называемую воронку: в течение трех месяцев делают рассылку на электронные адреса импортеров-трейдеров, отслеживают статистику по переходам на лендинг, смотрят, кто заходил в подразделы либо каким-то другим образом проявлял интерес, и вручную обзванивают эти компании.
Образовательные программы востребованы предпринимателями. Фото: Предоставлено центром "Мой бизнес"
С теми, кто сказал: "Да, меня это действительно интересует", мы готовы работать. На сегодня более 10 приморских производителей участвуют в этом проекте. Например, недавно подключилась компания "Доброфлот" — один из крупнейших производителей рыбных консервов в Приморье.
Быть готовым ко всему
— При поддержке по выходу на экспорт продукции производственных предприятий вы работаете в тесной связке с Региональным центром инжиниринга. Расскажите, чем важна такая связка для бизнеса? В чем ее плюс?
— Региональный центр инжиниринга — это структурное подразделение центра "Мой бизнес". Такая связка очень важна, ведь технологическая готовность, модернизация производства — обязательный этап для любого экспортера. Нужно менять и упаковку, и этикетку, а нередко и саму технологию производства, потому что на разных рынках разные требования к составу продуктов и сертификации самой производственной линии. Как раз в этом направлении и работает инжиниринговый центр — помогает адаптировать товар под экспортные поставки, а дальше уже Центр поддержки экспорта занимается его продвижением.
Объем поддержанного экспорта увеличился в два раза в Приморье. Фото: Предоставлено центром "Мой бизнес"
— С чего начать предпринимателю, который хочет выйти на экспорт? Обратиться к вам — это первое, но к чему ему быть готовым? Может быть, расширять штат или менять свою линию производства?
— Сначала нужно получить знания — обязательно пройти "Школу экспорта РЭЦ" (18+) в центре "Мой бизнес". И очень желательно, чтобы экспортными поставками в компании занимался не директор, технолог или главный бухгалтер, а отдельный менеджер ВЭД, который будет проходить обучение и взаимодействовать с нами по всем вопросам. Большой плюс — знание языка. Но самое главное — желание и готовность ко всему. А мы поможем правильно выстроить бизнес.
Центр "Мой бизнес" в Приморском крае
Главный офис:
Владивосток, Тигровая, 7 тел. 8 (423) 279-59-09 office@cpp25.ru
Представительства:
Уссурийск, Тимирязева, 29 тел. 8 (423) 437-23-72
Арсеньев, Ломоносова, 24 тел. 8 (423-61) 5-31-31, 8 (423-61) 4-78-17
Находка, Школьная, 4 тел. 8 (423-6) 64-05-04
Дальнегорск, Сухановская, 1 тел. 8 (423-73) 2-71-69
Лесозаводск, Пушкинская, 36 тел. 8 (423-55) 2-84-28
Большой Камень, Аллея Труда, 24/2 тел. 8(423-35) 522-22
Узнавайте больше о мерах поддержки и регистрируйтесь на мероприятия центра "Мой бизнес" на портале mb.primorsky.ru
Следите за новостями, участвуйте в конкурсах и общайтесь в социальных сетях @cpp25rus
Задавайте вопросы в WhatsApp +7 950 293-96-63
Материал подготовлен в рамках совместного медиа-проекта центра поддержки предпринимателей "Мой бизнес" в Приморском крае и ИА PrimaMedia. В нем мы рассказываем о том, какую поддержку в регионе могут получить компании МСП, индивидуальные предприниматели или приморцы, которые только решили начать свое дело, а также — об историях успеха и секретах бизнеса по-приморски.