В Приморье все большими подробностями обрастает история с отказом в регистрации детей от суррогатных мам в органах ЗАГС. Так, биологические родители обратились в суд для обжалования такого решения, а малышей изъяли на время выяснения ситуации, сообщили ИА PrimaMedia.
По предварительным данным, вопросом обращения в органы ЗАГС нескольких граждан КНР заинтересовались правоохранительные органы. Роды суррогатных матерей проходили в медучреждениях Владивостока, а далее для вывоза за рубеж биологические родители из Китая должны были малышей зарегистрировать. Но им отказали, в связи с чем граждане обратились в суд, чтобы обжаловать это решение. По данным нескольких СМИ, сейчас ведется расследование, на время которого детей изъяли из семей.
"Случаи обращения в ЗАГСы Владивостока граждан Китая для регистрации детей, рождённых от суррогатных матерей, подтверждаются. Однако в регистрации было отказано. Государственная регистрация ребенка, родившегося от суррогатной матери, производится по заявлению супругов при предоставлении ее согласия и документа, подтверждающего факт рождения ребенка (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Положения закона закрепляют право быть записанными в качестве родителей только лиц, состоящих в браке между собой и давших свое согласие на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий (п. 4 ст. 51 Семейного кодекса). В связи с этим органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния отказывают в регистрации рождения детей гражданам, не состоящим в браке, а также одиноким женщинам и мужчинам", — пояснили в мэрии.
Отметим, что во Владивостоке работают пять частных клиник, которые занимаются ЭКО. Также процедуру экстракорпорального оплодотворения проводят в Центре охраны материнства и детства. Некоторые из них предоставляют только медицинские услуги, другие еще и юридическое сопровождение суррогатного материнства. Так, на сайте одного из медучреждений говорится, что в Российской Федерации использование суррогатного материнства регламентируется Семейным кодексом, Федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. В ряде случаев использование суррогатного материнства может быть совмещено с использованием донорской спермы или донорских яйцеклеток, в этом случае у рожденного ребёнка будет оформлен только один родитель.
Ранее на запрос о возможном проведении родов у суррогатных матерей в Перинатальном центре Владивостока, в Минздраве Приморья пояснили, что медицинское учреждение не имеет права отказывать роженицам вне зависимости — суррогатное материнство это или нет, а также не имеет права разглашать информацию о пациентах, соблюдая врачебную тайну.
Суррогатное материнство в России в последние годы очень востребованно, но о беби-туристах из Азии чаще всего писали СМИ в центральных регионах. Там этот процесс поставлен на поток во множестве клиник, и покупателей услуги много как со стороны граждан КНР, так и Южной Кореи. К примеру, на сайте только одного из федеральных представителей, который работает и в Приморье, говорится почти о тысяче рожденных детей за чуть более чем десятилетнюю историю. Выгодный бизнес изменился во время пандемии.
Так, в Москве в прошлом году с началом ограничений из-за коронавируса начали возбуждать уголовные дела о торговле детьми, проходят суды из-за отказа в регистрации детей, а в дома ребенка Санкт-Петербурга уже попали несколько десятков малышей азиатской внешности, которые остались и без родителей, и без документов.
Сейчас в России разрабатывается законопроект, согласно которому услуги суррогатных матерей для иностранцев окажутся под запретом. В соответствии с документом, право на применение технологий суррогатного материнства предлагается предоставить исключительно имеющим российское гражданство или вид на жительство в РФ и состоящим в браке мужчине и женщине в возрасте от 25 до 55 лет. Обратиться за такой помощью они смогут не ранее чем через год после регистрации брака.
*Редакция ИА PrimaMedia направила официальные запросы в правительство Приморского края, мэрию Владивостока, органы опеки и ряд профильных медицинских организаций с целью пролить свет на эту запутанную историю.