Фестиваль шансона, новогодние ярмарки и выставки: программа выходных во Владивостоке
29 ноября, 09:25
Подозреваемым в нападении на клуб сотрудникам ГУФСИН в Приморье предъявили обвинение
13:41
В районе улицы Выселковой во Владивостоке монтируют барьерное ограждение
12:58
Выстрелы из игрушечного автомата подвели жителя Владивостока под статью, но КоАП РФ
12:44
В Приморье гендиректора компании обвиняют в незаконной добыче скальника на 350 млн рублей
09:54
Погоду в Приморье 30 ноября определяет тыловая часть циклона
09:30
Авито Путешествия: На Дальнем Востоке объем сдаваемого жилья посуточно вырос почти вдвое
09:30
Средняя премия по краткосрочному ОСАГО снизилась в восемь раз
07:11
Дальний Восток 30 ноября. Родился писатель Андрей Пришвин
07:00
Вы не пропустили ни одного урока географии, если осилите эти 8 вопросов — ТЕСТ
06:00
Этот суперлегкий ПП-салат можно есть на ночь - в Новый год не наберете ни грамма
04:40
Отрава на праздники: кто и как делает красную икру - россияне сами на удочке
04:20
И по счетчику, и по нормативу: новые правила оплаты ЖКХ с 1 декабря
03:11
Во Владивостоке планируют на треть повысить тариф по содержанию жилья в хрущевках
29 ноября, 19:47
Любовь к моркови: какие оранжевые фрукты и овощи выбирают россияне
29 ноября, 19:34
Впервые с 2008 года - цена на популярный продукт бьет рекорды на мировом рынке
29 ноября, 19:11

Философ Поповкин: Отсутствие интеллектуальной атмосферы – причина оттока молодежи с ДВ

На площадке дискуссионного клуба обсудили вопросы молодежной политики, а также разницу между "идеологией" и "идеалом"
Андрей Поповкин ИА PrimaMedia
Андрей Поповкин
Фото: ИА PrimaMedia

Одной из серьезных причин, из-за которой молодежь не задерживается на Дальнем Востоке и, в частности, во Владивостоке, является отсутствие интеллектуальной атмосферы. Представители научного сообщества готовы ее насыщать, но будничные труд и его жесткое администрирование не оставляют на это времени. Об этом рассказал кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии ДВО РАН Андрей Поповкин на очередном заседании дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" по теме "Дальневосточная молодёжь: на окраине России" (12+).

Напомним, что основная задача дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия", созданного Приморским отделением Союза журналистов России и Дальневосточным отделением Российской академии наук, — создание сообщества экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. В прошлый раз разговор шел о событиях Гражданской войны на Дальнем Востоке и их отражении на нашей действительности. Темой апрельского заседания стала дальневосточная молодежь, которая, к сожалению, не задерживается на Дальнем Востоке. А хотелось бы всё-таки её задержать. В хорошем смысле слова и, естественно, мягкими методами — привлечь ее, а не впрячь в ярмо.  

Философ Андрей Поповкин считает, что серьезной привлекательной для молодого поколения является насыщенная интеллектуальная атмосфера, которая на Дальнем Востоке пока еще не получила силу магнитного поля.

"Вузовская корпорация преподавателей и ученые — это интеллектуальная составляющая края. Переезд ДВФУ на Русский в этом смысле оказал медвежью услугу городу, понизив интеллектуальную концентрацию во Владивостоке, — отметил он. — К тому же, ученые завалены совершенно бессмысленными планами по публикационной активности. Мы продуцируем эти статьи все быстрее и все больше, уже и сами не читаем их. А вузовские преподаватели забиты чудовищной нагрузкой в аудиториях. После работы уже ничего не хочется. Здесь могли бы выступить власти, урезонив администрирование и снизив нагрузку на ученое сообщество, чтобы у них оставалось время на общественную жизнь.

По мнению Поповкина, преподавательская корпорация и люди науки желают получать знания и нести эти знания в общество. Он подчеркнул: если им объяснят, как будет действовать "странный" закон о просветительской деятельности.

"Одна из причин, почему молодежь покидает регион — это отсутствие интеллектуальной атмосферы, — сказал он. — Люди сейчас задают вопрос: а зачем нам образование? Чтобы зарабатывать деньги, его не надо. Но, не получив нормального образования, они не смогут прикоснуться к огромным пластам культуры, созданным человечеством.

Они не смогут потреблять духовные ценности. Ничего страшного здесь в слове "потреблять" нет. Чтобы слушать классическую музыку, чтобы читать классическую литературу, нужно иметь какой-то культурный минимум. В этом смысле, конечно, то, что происходит в школах Владивостока — по большей части катастрофа. Если сравнивать с Москвой. Чудовищный разрыв по качеству и доступности образования. Кружков, секций бесплатных. Знакомые моего возраста и чуть младше просто ради детей уезжают в Москву, потому что там можно учить детей нормально и гораздо дешевле, чем во Владивостоке".

Заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия"

Заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия". Фото: ИА PrimaMedia

Также Андрей Поповкин выразил мнение, что молодежь следует рассматривать как субъект взаимоотношений, а не как объект. Иными словами — спрашивать у подрастающего поколения, что им, собственно, нужно.

"Простой пример — жилье. Да, достаточной действенный метод — закреплять молодых людей здесь дешевой ипотекой, — отметил ученый. — Но они-то хотят поработать и в Москве, и в Новосибирске, и во Владивостоке. Зачем мы им будем навязывать эту ипотеку — это же не просто якорь, это ярмо на десятки лет. Может быть, стоит двигаться в сторону дешевого социального найма. Чтобы они оставались мобильными, чтобы, не заморачиваясь, могли приехать в Москву, Новосибирск, потом в другой город. А когда уже станут состоявшимися людьми, тогда уже могли бы подумать и об ипотеке.

Третий важный момент, который осветил философ в своем выступлении, касается присущего молодежи чувства несправедливого устройства общества.

"Можно спорить сколько угодно по этому поводу. Один известный исследователь, основатель моральной экономики, обнаружил любопытный факт — 50 процентов крестьянских бунтов происходили не из-за того, что им реально плохо жилось, а из-за того, что крестьяне считали, что с ними поступают несправедливо. Мой опыт работы со школьниками и аспирантами говорит о том, что ощущение несправедливости есть и у них".

А что же делать? Ученый отверг государственную идеологию, как вещь пройденную и показавшую свою опасность. При этом он настаивает на необходимости общества в идеалах.

"И это не те идеалы, что есть сейчас, — подчеркнул он.

— К сожалению, маятник советской принудительной общинности качнулся в другую сторону — к массовому эгоизму. Если у нас и есть какая-то идеология, то это идеология личного успеха. Она заставляет молодежь искать, где лучше, но не менять мир к лучшему, не пытаться сделать что-то для своей Родины.

Наша задача — объяснить, что нормальный человек не может быть счастлив в обществе, где все несчастны. Нормальная счастливая и полноценная жизнь предполагает счастливое и справедливо устроенное общество. И тогда молодежь сама повернется к тому, чтобы обустроить край, страну".

Напомним, что заседание дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" по теме "Дальневосточная молодёжь: на окраине России" (12+) прошло во Владивостоке в четверг, 22 апреля. Экспертная площадка организована совместными усилиями Приморского отделения Союза журналистов России и Дальневосточного отделения Российской академии наук.

Полная запись эфира:

В мероприятии приняли участие председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов, заместитель председателя ДВО РАН, зав. Центром глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН Виктор Ларин, директор департамента по делам молодежи правительства Приморского края Елена Томчук, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев, председатель приморского регионального отделения Общероссийского общественного движения "Россия", член Общественной палаты Приморья Валентин Лабонин, заведующий кафедрой философии ДВО РАН Андрей Поповкин, журналист Илья Табаченко, управляющий спортивным обществом "Динамо" Эдуард Сандлер, экс-председатель Молодежной палаты Владивостока Александр Бондяев, директор школы №18 во Владивостоке Татьяна Дворецкая, студент 2 курса по направлению "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" (ВГУЭС), лаборант кафедры ИТС Андрей Горбонос, ученик 11-го класса школы №73 во Владивостоке Сергей Мельников.

223721
43
37