Активность консолидированного сообщества рыбной отрасли страны (представленного в публичном пространстве, прежде всего, Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников (ВАРПЭ), "рыбной" комиссией РСПП и профильным комитетом "ОПОРЫ РОССИИ") в системном и планомерном диалоге с государственными органами по решению глобальных вопросов рыбохозяйственного комплекса России известна достаточно широко. Вместе с тем редакцию ИА PrimaMedia также заинтересовало другое направление деятельности этой "общественной экосистемы", созданной за последние несколько лет в отрасли, а именно — многолетняя работа по вопросам и проблемам, которые можно охарактеризовать как "точечные" и даже "частные". По оценке редакции, активность сообщества в этом направлении существенно влияет на деловой климат в рыбной отрасли, при этом решение таких "точечных вопросов" почти всегда требует серьезного диалога не только с непосредственными регуляторами отрасли, но и многими другими ФОИВами. Подробности — в нашем обзоре.
Диалог с властью — основа эффективности
Из недавних примеров того, насколько оперативно и системно реагирует общественная "экосистема" отечественного рыбохозяйственного комплекса на те или иные "болевые точки", нельзя не отметить срочное и расширенное заседание Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству и аквакультуре 16 апреля. Мероприятие, напомним, было посвящено трагедии на судостроительном заводе "Пелла" в Ленинградской области, где при опрокидывании недостроенного траулера "Скорпион" погибли два человека.
Федеральное издание анализирует, почему акцент на массовом строительстве новых судов — за счет развития "берега" — себя не оправдал
Как ранее отмечало ИА PrimaMedia, первыми из бизнес-объединений страны на это ЧП обратили серьезное внимание именно РСПП и Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. Важно также, что в заседании "рыбной" комиссии РСПП 16 апреля по приглашению ее председателя Германа Зверева приняли активное участие представители федеральных органов исполнительной власти — Минсельхоза, Минпромторга, Росрыболовства, Минвостокразвития — и крупнейших банков.
"Очень подробно разобрали ситуацию после затопления траулера "Скорпион". Вместе с @mcx_rf, @fish_gov_ru, @minpromtorg_rus, @sberbank, @alfabank, #Минвостокразвития подготовили предложения: 1) по конкретному случаю; 2) по изменению #законодательство", — прокомментировал итоги рассмотрения вопроса в своем твиттер-аккаунте Герман Зверев.
Очевидно, что такое конструктивное отношение ФОИВов и системообразующих кредитно-финансовых учреждений к диалоговым инициативам общественных институтов рыбной отрасли появилось не вдруг, а стало результатом многолетней работы по повышению консолидации, экспертности и, прямо скажем, договороспособности рыбацкого сообщества. При этом в отраслевом сообществе не вызывает сомнений, что главным идеологом такой стратегии и тем, кто буквально "своими руками" создал множество коммуникационных каналов между бизнесом и властью, является президент ВАРПЭ Герман Зверев. Лучшее подтверждение этому — повторное избрание Зверева на пост главы крупнейшего объединения рыбной отрасли России в 2020 году, а также практически единодушная поддержка его кандидатуры для участия в профильных структурах РСПП, "ОПОРЫ РОССИИ" и других общественных органах.
С чем Всероссийская ассоциация рыбопромышленников подошла к передышке в регуляторном кризисе рыбной отрасли РФ
Позиции рыбопромышленного сообщества, прилагающего много усилий для решения и сугубо "точечных вопросов", получили подтверждение и в разрешении опасной для экологической обстановки в морской акватории южного побережья Чукотки ситуации с затопленным еще в 2011 году южнокорейским судном Oriental Аngel. Направленное премьер-министру Михаилу Мишустину в феврале 2021 года президентом ВАРПЭ Германом Зверевым письмо, содержащее детальный анализ угроз не только для рыболовства в Беринговом море, но в целом экосистеме Чукотки, стало одним из весомых аргументов к побуждению иностранных собственников судна и властей Республики Корея к скорейшей откачке топлива с затонувшего судна, его подъему и утилизации.
Малому и среднему бизнесу отрасли — особое внимание
Защита малых и средних предприятий рыбохозяйственного комплекса — важное направление деятельности "общественной экосистемы" рыбной отрасли, которое, вне всякого сомнения, получит еще большее развитие с избранием Германа Зверева в Президиум Ассоциации "НП "ОПОРА" (февраль 2021 года) и на пост председателя Комитета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" по рыбохозяйственному комплексу (март 2021 года).
Отметим, что ранее в рамках деятельности ВАРПЭ консолидированная отрасль неоднократно и успешно выступала в защиту прав предприятий МСП. В частности, в конце 2020 года обращения Германа Зверева к уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову и Генеральному прокурору Игорю Краснову позволили взять на особый контроль соблюдение законности при расследовании уголовного дела, которое Следственное управление СК по Ростовской области возбудило в отношении руководителя камчатского предприятия, организовавшего прямые поставки дальневосточной рыбопродукции в розничные сети Южного федерального округа.
Как отмечал в своих обращениях президент ВАРПЭ, неоднозначное уголовное преследование предпринимателей вызвало широкий общественный резонанс в Камчатском крае, и теперь рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока опасаются организовывать прямые поставки рыбопродукции в европейскую часть страны, что, в свою очередь, ставит под угрозу выполнение государственной задачи по насыщению отечественного рынка продовольствием.
Также в настоящее время ВАРПЭ активно ведется работа по снятию административных барьеров на пути развития прудовой аквакультуры, в том числе — и в рамках деятельности группы "Рыболовство", занимающейся реализацией механизма "регуляторной гильотины" в отрасли. Напомним, что сопредседателем группы от органов госвласти является руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, сопредседателем от отраслевого сообщества — Герман Зверев.
Проблема, напрямую затрагивающая интересы аквакультурных хозяйств, связана с тем, что Ростехнадзор вне установленных законодательством норм отнес все без исключения гидротехнические сооружения (ГТС), используемые в рыбоводстве, к III классу опасности (наравне с хранилищами ядовитых и радиоактивных отходов) и требует от предприятий проведения дорогостоящей процедуры декларирования таких ГТС. Это, уверены в отраслевом сообществе, создает дополнительные административные барьеры для осуществления и развития аквакультуры и ставит под сомнение достижение цели по производству порядка 618 тысяч тонн продукции аквакультуры к 2030 году, поставленной в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года.
Водные биоресурсы должны работать на страну
То, что консолидированное отраслевое сообщество уже на протяжении многих лет демонстрирует действительно государственный подход к вопросам рыбной отрасли, неизменно постулируя, что национальные водные биоресурсы должны работать именно на социально-экономическое развитие всей страны, — еще один фактор, благодаря которому государство активно идет на паритетный диалог с рыбаками и рыбопереработками как по основополагающим, так и по "точечным" вопросам и проблемам в регулировании работы российского РХК.
В этом ключе показателен кейс борьбы с браконьерским промыслом и контрабандным вывозом рачка артемии, которую последовательно вела Всероссийская ассоциация рыбопромышленников. Напомним, что еще в 2018 году ВАРПЭ обратилась в Минсельхоз с предложением внести артемию в перечень стратегически важных товаров и ресурсов. Наделение биоресурса таким статусом означает, что его перемещение через границу в крупном стоимостном размере (свыше 1 млн рублей) расценивается как уголовное преступление, предусмотренное ст. 226.1 УК РФ. Позиция ВАРПЭ получила поддержку Росрыболовства, ФСБ, МВД, ФТС и Минэкономразвития, и соответствующее постановление правительства о включении самой артемии и яиц этого гидробионта в "стратегический" перечень было подписано в апреле 2019 года, что дало возможность правоохранительным органам "перейти в наступление" на масштабный незаконный бизнес по вывозу из страны этого ценного биоресурса.
Ранее Всероссийская ассоциация рыбопромышленников последовательно выступала против массового нелегального вывоза ценного рачка из страны
Вместе с тем отраслевое сообщество во взаимодействии с "ОПОРОЙ РОССИИ" добивается и того, чтобы на пути законной и легальной внешнеэкономической деятельности по поставкам артемии было меньше административных барьеров, которые не только наносят существенный ущерб финансовому состоянию малых и средних предприятий, но и препятствуют достижению целей нацпроекта "Международная кооперации и экспорт".
Речь, в частности, идет о диалоге бизнес-сообщества с госорганами по поводу административного коллапса в сфере выдачи разрешений на экспорт цист (яиц) артемии, который грозит более чем 20 предприятиям МСП потерями финансов и рынков сбыта, а муниципалитетам, где зарегистрированы предприятия, — недопоступлением налогов в бюджет и общим ухудшением социально-экономической ситуации.
Проверка "пандемийным" 2020-ым
Разумеется, серьезной проверкой отраслевой "экосистемы" стал 2020 год со всеми своими сложностями, вызванным распространением коронавирусной инфекции. Решения органов госвласти, затрагивающие множество аспектов деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса, принимались тогда, что называется, "с колес". И именно "экосистема" выступила надежным помощником государства в тонкой настройке и корректировке таких решений.
Прежде всего, конечно же, стоит вспомнить ту работу, которую ВАРПЭ проделала в апреле прошлого года, убедив правительство РФ в необходимости дать возможность членам сменных экипажей российских рыбопромысловых судов пересекать государственную границу РФ. Ранее, напомним, сложилась ситуация, при которой из-за антипандемийного закрытия границ рыбаки, контрактные сроки работы которых на судах закончились, не имели возможности вернуться на родину из иностранных портов, а следующие им на смену экипажи не могли выехать за границу, что по итогу создавало риски безопасности на промысле и ухудшало условия труда рыбаков.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников инициирует социально-значимые решения в диалоге с госорганами-регуляторами и работодателями
Также ВАРПЭ развернуло разъяснительную работу среди предприятий-работодателей, предлагая ознакомиться и применять на практике комплексы мер по обеспечению минимизации рисков распространения инфекции среди работников рыбохозяйственных предприятий, разработанные авторитетными международными и российскими организациями.
Строгое соблюдение рыбаками всех необходимых для предотвращения распространения COVID-19 мер, контроль которого осуществляло в том числе и само отраслевое сообщество, позволило "экосистеме" отрасли отстаивать позиции отдельных российских компаний в спорных ситуациях с властями и СМИ иностранных государств. Так, активное вмешательство ВАРПЭ в ситуацию с рыбопромысловым судном "Петр I", экипаж которого был огульно обвинен местной прессой в завозе в южнокорейский Пусан коронавирусной инфекции (что повлекло за собой ужесточение карантинных мер в отношении экипажей российских рыбопромысловых судов со стороны властей Республики Корея), способствовало полному снятию подозрений с российских рыбаков.
Завершая этот краткий обзор, редакция ИА PrimaMedia не может не отметить, что по интенсивности активностей и широте спектра рассматриваемых тем и направлений деятельности отечественного РХК общественные структуры рыбопромышленного сообщества сегодня вполне сопоставимы с работой как минимум регулятора отрасли — Росрыболовства, став полноценным помощником государства в развитии рыбной и целого ряда смежных отраслей экономики России.