Меркуловский переворот: гражданская война во Владивостоке - от интервентов до Штирлица
Событиям столетней давности посвящен материал известного во Владивостоке историка Сергей Корнилова
26 мая 1921 г. во Владивостоке произошел очередной переворот времен гражданской войны. Правительство, возглавляемое большевиком Антоновым, было свергнуто и к власти пришло Временное Приамурское правительство братьев Меркуловых. Этим событий посвящен материал историка, ведущего проекта "Объяснения" Владивостокской муниципальной библиотечной сети Сергея Корнилова.
Жизнь переворотная
Гражданская война 1918 — 1922 гг. во Владивостоке отличалась от гражданской войны в европейской России и в Сибири. Здесь не было кровавых столкновений красных и белых, поблизости не проходил фронт, а все сражения Красной и белых армий состоялись за тысячи километров отсюда. Этому способствовало нахождение во Владивостоке и Приморье иностранных войск, которые пресекали междоусобицу и старались погасить конфликты в зародыше. С другой стороны, они пристально следили друг за другом, в частности, американцы пытались не допустить японской экспансии на русском Дальнем Востоке, планы которой вынашивались в Генштабе императорских войск Японии.
Тем не менее, за пять лет гражданской войны власть во Владивостоке неоднократно менялась. Происходило это в результате кратковременных столкновений различных противоборствующих сил, поддерживаемых интервентами, в основном, японцами. Иногда это были бескровные перевороты, некоторые из них сопровождались жертвами, часть переворотов не удалась ("недовороты").
Писатель Михаил Щербаков, живший во Владивостоке в 1920 — 1922 гг. писал о том времени:
"Странная жизнь текла тогда во Владивостоке: тревожно-острая, несуразная, переворотная и, все-таки, какая-то по-русски вальяжная и нетрудная..."
Переворотная жизнь определяла характер и уклад быта владивостокцев. От того, какая власть была в городе, зависело многое — от цен в магазинах и на базаре до того, в какой одежде лучше выходить на улицу — в гражданской или военной, в солдатской шинели или в офицерском кителе.
Будённый и Блюхер, Колчак и Корнилов — жизненные пути "выживших и прославленных" пролегли и через восток России
Количество переворотов во Владивостоке в 1918 — 1922 гг. сложно подсчитать. Даже историки путаются в подсчетах, т. к. не могут сойтись во мнении, считать ли все попытки, вместе с недоворотами, или ограничиться успешными, которые привели к смене власти. Последних было шесть и одним из них был Меркуловский переворот 1921 года.
Братья Меркуловы
События гражданской войны внезапно вынесли малоизвестного юриста Спиридона Меркулова и его брата купца Николая на гребень волны и сделали из них известных политических деятелей. В то неспокойное время это было возможно. Достаточно вспомнить, как в противоположном лагере никому неизвестный прапорщик Лазо стал командующим фронтом, а затем членом правительства Приморской области.
Происхождение братьев Меркуловых покрыто туманом. По одним данным, они происходили из мещан Николаевска-на-Амуре, по другим — из амурских крестьян. Как бы то ни было — оба являлись примером self made man (человек, сделавший себя сам — прим. ред.).
Николай Дионисьевич Меркулов родился в 1869 г. в Благовещенске, где окончил классическую гимназию и Речное училище. Купец 1-й гильдии, владелец пароходства на Амуре. В 1902 г. приобрел спичечную фабрику во Владивостоке, где стал членом Владивостокского биржевого комитета и Приморской торгово-промышленной палаты. В 1912 г. баллотировался в Государственную думу от партии кадетов.
Спиридон Меркулов родился в 1870 г. в Благовещенске. С отличием окончил юридический факультет Петербургского университета и в 1891 г. сдавал выпускные экзамены одновременно с Владимиром Лениным, тогда еще Ульяновым. После окончания университета Спиридон Меркулов служил в Министерстве государственных имуществ, а затем был направлен во Владивосток, где занимал должность юрисконсульта городской управы и занимался адвокатской практикой.
Спиридон Меркулов — с отличием окончил юридический факультет Петербургского университета и в 1891 г. сдавал выпускные экзамены одновременно с Владимиром Лениным. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Во время гражданской войны Спиридон преуспел на политическом поприще. По воспоминаниям современников, он имел "яркий темперамент и незаурядный ораторский талант, его речи выслушивались с большим интересом и вниманием, …а его серые глаза горели огнём вдохновения". Он обладал "выдающейся волей, настойчивостью и упрямством", однако "главнейшим его недостатком были постоянная неискренность, подозрительность и грубая, часто ничем не вызываемая хитрость". В марте 1921 г. Спиридон Меркулов стал одним из организаторов во Владивостоке Съезда несоциалистических организаций. После окончания съезда братья Меркуловы вошли в инициативную группу по подготовке антибольшевистского переворота во Владивостоке. Основной силой заговорщиков стали бывшие каппелевские войска, сосредоточенные во Владивостоке.
Будённый и Блюхер, Колчак и Корнилов — жизненные пути "выживших и прославленных" пролегли и через восток России
Переворот
Первая попытка переворота произошла в ночь с 30 на 31 марта 1921 г., но закончилась неудачей. Власти узнали о планах заговорщиков, и вечером 30 марта несколько участников, во главе с генерал-лейтенантом Лохвицким, были арестованы. Приказ об отмене выступления был разослан в войска, но его не успел получить отряд полковника Глудкина. который выступил в центр города и был разбит дивизионом Народной охраны. От окончательного разгрома его спасли японцы, которые окружили отряд Глудкина, разоружили и вывели из Владивостока.
Вторую попытку готовили более тщательно. Командовал переворотом генерал Дмитрий Лебедев, бывший начальник штаба Колчака и военный министр Омского правительства. Впрочем, об этой подготовке снова стало известно правительству Антонова. Начались аресты. Утром 26 мая 1921 г. на улице Светланской отряд каппелевцев напал на конвой и освободил группу арестованных. Это послужило сигналом к выступлению.
Генерал Дмитрий Лебедев — командующий переворотом в мае 1921 года. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Части бывших каппелевских войск разоружили силы Народной охраны и заняли здание правительства Приморской Управы. В это время во Владивосток на барже, буксируемой катером, прибыл десант под командой капитана 2 ранга Соловьёва. Встреченный сильным ружейным и пулемётным огнём, десант высадился у памятника Невельскому, захватил корабли, стоявшие у причалов и Управление Военного порта (ныне Светланская, 72).
Восставшие последовательно захватили вокзал, почту, телеграф, Госбанк и Городскую Управу. Серьезное сопротивление оказал только дивизион Народной Охраны, но в решающий момент вмешались японцы и красным пришлось отступить.
Власть была передана Совету Съезда несоциалистических организаций, который образовал Временное Приамурское правительство в составе пяти человек: братьев Меркуловых, И.И. Еремеева, А.Я. Макаревича и Е.М. Адерсона. Последний был дядей танцовщицы и поэтессы, подруги Александра Вертинского, Лариссы Андерсен (урожденная Адерсон). Председателем правительства стал Спиридон Меркулов.
Командующим войсками был назначен генерал-лейтенант Вержбицкий. Командующим Сибирской флотилией был назначен капитан 2 ранга Соловьёв, а в июле 1921 г. его сменил контр-адмирал Старк.
Братья Меркуловы и контр-адмирал Старк. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
"Торговый дом Бр. Меркуловых"
Новая власть активно принялась за дело построения нового порядка. Была провозглашена Конституция, где Временное Приамурское правительство объявило себя "беспартийным учреждением" и обещало сложить полномочия после восстановления Всероссийского правительства в лице Учредительного собрания. Законодательным органом нового государственного образования было объявлено Народное собрание, выборы в которое прошли в июле 1921 г., но к участию в них не допустили РКП(б) и другие левые партии, объявленные вне закона. Гербом Приамурского края стал двуглавый орел без корон, державы и скипетра.
В июне 1921 г. был учрежден главный исполнительный орган правительства — Совет управляющих директоров (СУВ). Первым председателем СУВ стал бывший сотрудник колчаковского Русского бюро печати Василий Иванов, а его однофамилец и коллега Всеволод Иванов возглавил "Вечернюю газету" — официоз меркуловского правительства.
Всеволод Иванов. Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Деятельность братьев Меркуловых и Ко была направлена на то, чтобы заменить "розовый буфер" ДВР, которому подчинялось бывшее правительство, на "белый". В конце 1921 г. их войска начали наступление на ДВР и взяли Хабаровск, но в феврале 1922 г. столкнулись с армией ДВР и потерпели поражение под Волочаевкой. Популярность Меркуловых стала падать, злые языки распространяли о них всевозможные слухи, а Временное Приамурское правительство стали называть "Торговый дом Бр. Меркуловых".
Разброд и шатания привели к тому, что в июне 1922 г. во Владивостоке произошел очередной переворот и к власти пришло последнее "белое" правительство Приморья — правительство генерала Дитерихса.
После Владивостока
Судьба участников тех драматических событий сложилась по-разному. Во время переворота генерала Дитерихса, Спиридон Меркулов находился в Японии и не стал возвращаться во Владивосток, несмотря на то, что его брат занял в очередном правительстве пост министра иностранных дел. Спиридон Меркулов эмигрировал в США, где прожил долгую жизнь и в 1957 г. скончался в Сан-Франциско, в возрасте 88 лет.
Николай Меркулов покинул Владивосток в октябре 1922 г. с отходящими войсками Дитерихса. До 1932 г. жил и работал в Циндао, был советником у Чжан Цзун-чана — губернатора провинции Шаньдун. С 1932 г., после убийства Чжан Цзун-чана жил в Шанхае, где являлся одним из руководителей Совета объединенных русских организаций. Скончался в 1945 г.
Генерал-лейтенант Вержбицкий и генерал Дитерихс (возглавлял последнее "белое" правительство во Владивостоке). Фото: предоставлено Сергеем Корниловым
Генерал Лебедев в октябре 1922 г. командовал Владивостокским гарнизоном и вечером 24 октября уходил из города одним из последних, на пароходе "Эльдорадо". Эмигрировал в Шанхай, где основал газету "Русская мысль". Скончался в 1928 г.
Василий Иванов, после ухода с поста председателя СУВ, занимал в правительстве Меркуловых пост министра внутренних дел, а после его падения эмигрировал в Харбин, где стал одним из деятелей монархического движения. Преподавал, выступал с лекциями, писал книги. Главный его труд "Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней" был издан в Харбине в 1934 году. В.Ф. Иванов считал, что "история русской интеллигенции за 200 последних лет стала историей масонства". Книга написана в конспирологическом ключе, но пользуется популярностью и переиздается до сих пор.
Но самая удивительная судьба ждала Всеволода Иванова: непримиримый враг большевиков впоследствии стал известным советским писателем. В октябре 1922 г. он покинул Владивосток и эмигрировал в Корею, а затем в Китай. Работал журналистом и писал книги, некоторые из которых актуальны до сих пор. В эмиграции Всеволод Иванов пересмотрел свои взгляды и стал сотрудничать с властями СССР. В 1931 г. он поступил на работу в советскую газету "Шанхай Геральд" и получил советский паспорт.
25 февраля 1871 года Великий князь Константин Николаевич подписал приказ, предопределивший будущее столицы Приморья
С началом Второй мировой войны Вс. Иванов стал работать политкомментатором радиостанции "Голос Советского Союза", а в 1945 г. вернулся в СССР. Поселился в Хабаровске, где работал над циклом повестей о Китае: "Тайфун над Янцзы" (1952), "Путь к Алмазной горе" (1956), "Дочь маршала" (1969). В 1957 г., после выхода романа-хроники "На Нижней Дебре" Иванов был принят в Союз писателей и совершил много поездок по стране, собирая материалы к будущим романам "Черные люди" (1963), "Императрица Фике" (1968), книге "Александр Пушкин и его время" (1970). Свои книги подписывал "Вс. Н. Иванов", чтобы его не путали с московским писателем Всеволодом Вячеславовичем Ивановым (автор "Бронепоезда 14 — 69").
Всеволод Иванов не только стал литератором, но и вошел в литературу, как прототип одного из героев романа Юлиана Семенова "Пароль не нужен" — первого из серии романов о разведчике Исаеве-Штирлице. В романе он выписан под именем Николая Ванюшина — главного редактора владивостокской газеты "Ночной вестник" (в реале — "Вечерняя газета"). Именно он встречает Максима Исаева в ресторане "Версаль" и знакомит с будущей женой Сашей Гаврилиной.
По другой версии, Вс. Иванов стал прототипом самого Штирлица, так как работал на советскую разведку в Китае а, возможно, был завербован еще во Владивостоке. Совпадают детали их биографий, например, Максим Исаев, как и Всеволод Иванов, работал в Русском бюро печати у Колчака. Если же вспомнить, что настоящее имя Максима Исаева — Всеволод Владимиров, то аналогия становится еще более прозрачной.
Известно, что Юлиан Семенов встречался с Всеволодом Ивановым и дружил с ним. В фондах Хабаровского музея хранится поздравительная телеграмма Иванову от Юлиана Семенова: "Дорогой Всеволод Никанорович! От всего сердца поздравляю вас с 75-летием! Желаю вам счастья и творчества. Всего самого хорошего. Искренне вас почитающий и любящий Юлиан Семенов". Самое удивительное, что подлинная биография Вс. Иванова до сих не написана. Архивы пока молчат.