Статистика по родам суррогатных матерей во Владивостоке, которая поступает из разных источников в редакцию ИА PrimaMedia, становится все загадочнее. Официальные структуры предоставляют совершенно разные цифры, запутывающие и обывателей, и следствие — если подобные данные "уходят" не только в адрес СМИ, но и силовикам. Последние, кстати, до сих пор обходятся сухой фразой "не владеем информацией" — по поводу изъятия 12-ти младенцев в столице Приморья. А тем временем, прошел уже почти месяц с момента, как новости об этом прогремели на всю страну.
Выводы предстоит сделать ответственным за это структурам. ИА PrimaMedia приведет лишь цифры. Так, ранее на контакт с журналистами — и то, после повторного запроса с пояснением юристов об отсутствии в запрашиваемых данных медицинской тайны — пошел только КГБУЗ "Владивостокский клинический родильный дом № 3". По информации главврача Светланы Сагайдачной, с 2019 года до апреля 2021 года в стенах этого учреждения по программе суррогатного материнства прошло семь успешных родов и появились на свет восемь младенцев. Восемь — почти за 2,5 года.
Клиники, выполняющие процедуру, держат глухую оборону и прикрываются конфиденциальностью
В роддоме пояснили, что после рождения малыша допускается присутствие с ним биологической мамы.
Повторный запрос пришлось отправлять и в министерство здравоохранения Приморского края. Там ответили, что "полных данных о количестве успешных родов и количестве родившихся по программам сурматеринства детей в Приморском крае нет".
"По оперативной информации государственных медицинских организаций, таких родов в учреждениях Владивостока отмечается до пяти в год, если женщина (суррогатная мать) официально заявляет об этом при поступлении в родовспомогательное учреждение", — говорится в официальном документе за подписью первого заместителя министра здравоохранения Тамары Курченко.
Подобное заявление слабо соотносится с нормой закона, озвученной первым заместителем главы администрации Владивостока Натальей Соколовой. Ведь био-родителели, согласно Семейному кодексу РФ, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия суррогатной матери. А это согласие заверяется исключительно роддомом или перинатальным центром, где малыш появился на свет.
"Согласно пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об актах гражданского состояния" при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка", — утверждает Соколова.
Даже если подобной строки нет в отчетности медучреждений, то данные по подписанным главврачами согласиям в роддомах все равно должны быть.
Уполномоченный по правам ребенка прокомментировала ситуацию с суррогатным материнством в регионе
Интересная история получается и с выдачей детям от суррогатных матерей свидетельств о рождении. Так, за период с 2019 год по 2021 год отделами ЗАГС города Владивостока зарегистрировано всего шесть детей, рожденных сурмамами. Из них четыре ребенка, био-родители которых являются гражданами РФ, и двое детей, родители которых — граждане КНР.
Арифметика тут бессильна — восемь младенцев родилось только в одном роддоме Владивостока (из пяти) за 2,5 года, до пяти в год или же шесть — сколько зарегистрировано за эти годы? Где регистрируются и куда пропадают другие дети, рожденные суррогатными матерями? Надеемся, силовые структуры выяснят правду.