На площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2021" выступил зампредседателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий. Журналист выступил с семинаром на тему "Правовая журналистика". Он развеял многочисленные стереотипы о "криминальных" журналистах и даже вспомнил фильм Ксении Собчак о скопинском маньяке.
По мнению Алексея, в 90-е годы сложился стереотип о "криминальном" репортере, который бегает по местам преступлений и рассказывает о том, где лежит какая нога трупа. Это заблуждение: криминальная журналистика — это не столько и не только про трупы, но и про многие другие нарушения законодательства. Позитивное влияние на ситуацию оказал запрет на использование "бандитского" сленга в прямом эфире.
— Работников криминальных программ этот стереотип огорчал, ведь в тематику "криминальная журналистка" входят не только трупы: это многие другие вещи в области нарушения законодательства. Например, попадание в сети мошенников, — отметил Вишневецкий.
По мнению эксперта, работа в области криминальной журналистики сопряжена с умением находить и обрабатывать большие объёмы информации. В качестве негативного примера такой работы Алексей Вишневецкий привел фильм-расследование Ксении Собчак. История скопинского маньяка Виктора Мохова стала настоящей информационной бомбой и заставила профессиональное сообщество много рассуждать о границах журналистской морали. Однако зампредседателя СЖР проанализировал эту историю исключительно с точки зрения журналистского профессионализма.
— Не хочу критиковать эту работу, но к ней много вопросов. Ксения уточняет у Мохова детали, связанные с его пребыванием в тюрьме. Как ему там жилось? Стал ли он жертвой сексуального насилия? На все эти вопросы интервьюируемый ответил отрицательно. Были уточняющие вопросы, связанные с насилием над девочками. Но действительно важная информация в фильме представлена не была. Когда люди берутся за подобную тематику, им нужно вытащить много бэкграунда. Если же это не получилось, журналист либо сядет в лужу, либо просто получит неполный материал, — считает Вишневецкий.
Также журналист уточнил, что единственные существующие съемки подвала Мохина (кроме оперативных) принадлежат его коллеге Эдуарду Петрову. Позднее попасть в подвал было невозможно, потому что его затопило водой.
Продолжая разговор о степени профессионализма журналистов, Алексей отметил, что специализация на какой-либо теме требует её внимательного изучения. Журналист обратил внимание на то, что его коллеги по цеху продолжают писать в заголовках "прокуратура возбудила уголовное дело", хотя возбуждением дел уже давно занимается не прокуратура, а следователи.
— Работая над криминальным сюжетом, вы должны понимать, какую именно тему освещаете. Это не может быть убийство и воровство, но может быть месть, любовь и предательство. Когда ты находишь общечеловеческую тему истории, сюжет становится интересным. У любого сюжета должна быть своя психология, — уверен Вишневецкий.
Напомним, что во Владивостоке 10 и 11 июня проходит "Дальневосточного МедиаСаммита" (12+). В течение двух дней пройдут десятки дискуссий, мастер-классов и других мероприятий для сотрудников медиаотрасли, PR и блогеров. Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2021 выступают правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет.
Генеральный партнер форума — РусГидро. Официальный поставщик воды — Slavda Group.