Дискуссия "Выборы 2021. Сценарии для медиа" (12+) стала одним из самых цитируемых мероприятий 8-го Дальневосточного Медиасаммита, уступив по масштабу разве что Пленарному заседанию (12+). О чем же говорили и о чем спорили участники экспертной встречи?
Первое, о чем стоит сказать — предвыборное время накладывает отпечаток на всю новостную повестку и разжигает особый, почти физиологический интерес ко всем политическим процессам. Неудивительно, что такие вопросы, как законодательные новшества в интернет-агитации, как кандидатам подружиться со СМИ и как позиционировать себя, каким будет противостояние игроков на предвыборном поле — имели специфическое обаяние и магнетизм.
На некоторое время дискуссия превратилась почти в пресс-конференцию для заместителя председателя Избирательной комиссии Приморского края Романа Охотникова. Возросшая привлекательность спикера имела свою причину. Избирательные комиссии в этом году наделяются правом обращаться в Роскомнадзор с жалобами на незаконную агитацию в интернете.
"Самое главное для нас сейчас — это повнимательнее относиться к тому, что мы делаем в интернете. Государственная дума приняла изменения в "Закон об основных гарантиях избирательных прав". И, пожалуй, впервые за долгое время попыталась наметить какие-то ориентиры по контролю за агитацией в интернете. Раньше у нас, да и сейчас, агитматериалы, размещаемые в интернете, считалась группой так называемых иных агитационных материалов", — сообщил в своем выступлении представитель избирательной комиссии.
По его словам, все привыкли, что на ТВ, в печатных и сетевых изданиях осуществляется особый режим, а остальная часть интернета — это другое.
"После этих изменений в законе, избирательные комиссии получают возможность реагировать на незаконно размещенные в сети агитматериалы путем обращения в Роскомнадзор", — заявил Роман Охотников.
Он также добавил, что уже сейчас, читая нормы закона, есть понимание, что Роскомнадзор обладет возможностью блокировать распространение такого материала и тот ресурс, который его распространяет.
Редактор отдела политики и телеграм-блогер Александр Салков попросил уточнить — если он, как автор канала, разместит пост, который будет сочтен незаконным, заблокируется ли его канал или же заблокируется в целом ресурс.
Телеграм может спать спокойно? Или кого и как затронут новые правила агитации в интернете. Фото: ИА PrimaMedia
— Насколько телеграм-канал можно считать интернет-площадкой — в этом должны разбираться специалисты, — подчеркнул Роман Охотников. — Ориентир, насколько я понимаю, это все-таки сайты в сети Интернет. Именно сайты будут блокироваться в случае размещения незаконной агитации. Насколько хватит ресурсов, сил, нормативной базы, чтобы воздействовать еще и на социальные сети, я пока не готов сказать. Но призываю всех участников процессов к осторожности.
Романа Охотникова также спросили про законность процедуры праймериз — предварительного голосования по отбору кандидатов на выборы от "Единой России". На что представитель Крайизбиркома заметил, что данная процедура является чисто внутрипартийной историей, проходит за рамками избирательного законодательства и в период, когда сами выборы еще не объявлены.
— Только с того момента, когда кандидат подал документы в Избирательную комиссию, можно отсчитывать для него агитационный период, — отметил он. — Как только мы войдем в режим выборов, начнут действовать нормы и запреты по агитации.
Журналист и блогер Валерия Федоренко спросила, какие последствия будут для кандидатов и какими системами операторы процессов будут осуществлять мониторинг Сети.
— Центризбирком предостерег нас, что по каждом такому сигналу в Интернете мы на первых порах будем советоваться с ним, — отметил Роман Охотников. — Не забывайте, что у нас на выборах депутатов Госдумы организующая комиссия — это ЦИК. Это новые нормы закона. Начинать кого-то срочно блокировать никто не будет, в каждой ситуации будут разбираться очень тщательно.
Что же касается кандидатов, то тут тоже важен контекст и детали. В случае незаконного размещения агитационных кандидатов меры пресечения будут приниматься относительно поста, его автора и ресурса. А вот стоит ли за постом сам кандидат — этот вопрос требует щепетильного отношения. Это может быть и провокация конкурентов, и активность доброжелателей — что угодно. Только при наличии доказательств связи агитматериала с кандидатом к последнему можно будет применить меры воздействия.
А мониторить интернет в поисках "запрещенки" будут, скорее всего, сами участники политического процесса — кандидаты. И писать друг на друга жалобы, которые Крайизбирком будет проверять.
— У нас нет таких ресурсов мониторнинга. И такие задачи перед нами не ставили, — отметил Роман Охотников.
Депутат ЗС ПК и коммунист Артем Самсонов спросил, справедливо ли то, что некоторые СМИ отказывают кандидату в публикации агитационных материалов в период избирательной кампании.
— Наша задача — обеспечить равенство в предоставлении услуг по размещению агитационных материалов, — сообщил Роман Охотников. — Нигде в законе не прописано, что та или иная организация, полиграфическая, печатная, СМИ, обязана предоставить кандидату то, что он хочет, и тогда, когда он хочет. Равные условия означают равную цену. Я не думаю, что от вас просили больше денег, чем от другого кандидата.
Главный редактор "Новой газеты во Владивостоке" Андрей Островский высказал свою точку зрения на этот счет.
— Вопрос неоднозначный. То, что касается СМИ с государственным участием — там обязан быть равный подход. Но это для СМИ с государственным участием, — подчеркнул известный приморский журналист. — Государственные СМИ содержим все мы, независимо от политических убеждений. Мы платим налоги. С частными СМИ — не думаю, что их надо также напрягать, как государственные.
Также в рамках дискуссии эксперты подняли вопрос об эффективности новых медиа.
— В этом году мы занимаемся тем, что создаем и развиваем телеграм-каналы, — отметил Александр Салков. — Это будет первая кампания, где данные ресурсы будут играть серьезную роль. В этой аудитории находятся авторы многих лидирующих каналов Приморья. На мой взгляд, все будет решать оперативность подачи информации. Кто быстрее интерпретирует то или иное событие, тот и победил. Убеждать проще, чем переубеждать. Кто лучше освоит новые способы подачи, тот и молодец.
В свою очередь, политолог Вячеслав Беляков выразил мнение, что ТГ-каналы "это пока игрушки для элит".
Телеграм может спать спокойно? Или кого и как затронут новые правила агитации в интернете. Фото: ИА PrimaMedia
— Как способ формирования элитной повестки они эффективны, как электоральной — нет. Единственное, для чего они нужны — для легализации контента, — отметил он.
Интересным вышло и краткое выступление политолога и политического психолога Николая Щербины. По его словам, в ближайшую годину СМИ ждет богатство и процветание. Правда, лишь потому, что ожидаются "беспринципные", то есть жесткие и даже жестокие политические сражения, где медиа станут орудием. Эксперт особенно выделил "армию" ЕР и поделил ее участников на два лагеря –губернатора Олега Кожемяко и экс-губернатора Сергея Дарькина. По его мнению, именно между этими политическими субъектами будет пробегать основные токи и высекаться искры.
Порассуждали участники дискуссии и о том, как политику подружиться со СМИ. По мнению депутата думы Владивостока Надежды Телелюевой, никаких особенных действий совершать не нужно, а что нужно — так это просто делать свое дело активно и смело, и тогда СМИ сами про тебя напишут.
Телеграм может спать спокойно? Или кого и как затронут новые правила агитации в интернете. Фото: ИА PrimaMedia
Другое дело, напишут ли объективно? Ведь сама депутат тут же заметила, что часто журналисты делают из депутата, работающего на округе, подобие "свадебного генерала". Мол, приехал, подарок подарил и уехал.
— Не надо так. Исправляйтесь, — посетовала она.
Главный редактор ИА Востокмедиа Ольга Ильченко рассказала, что в дружбе политика со СМИ есть человеческий и профессиональный нюансы.
— Для меня иногда это становится большой проблемой, — поделилась она. — Когда я пишу о людях хорошо, мне лично, не как главном редактору, а как человеку, стыдно потом писать про этого человека плохо. Внутренняя цензура — вещь очень сильная. Но есть и другая вещь — траффик собственного СМИ. И дружба не соотносится с задачами, которые передо мной стоят.
Политолог Ольга Кишаковская оценила текущую ситуацию с освещением политиков (и партий) в СМИ.
Телеграм может спать спокойно? Или кого и как затронут новые правила агитации в интернете. Фото: ИА PrimaMedia
— В период выборной кампании депутаты должны приложить максимальные усилия, чтобы быть интересными не только традиционными СМИ, но и вообще в принципе медиа, — подчеркнула она. — Иначе никто про вас не напишет, никто про вас не узнает. Текущие праймериз "Единой России" показали, что практически никто из депутатов, будущих кандидатов, в медийном поле себя не проявляет. Хотя как раз праймериз — это идеальное время для агитации, позиционирования. На праймериз не распространяются никакие законодательные ограничения, касающиеся агитации. Но ЕР почему-то не воспользовалась этим преимуществом.
А эстафету лидерства в медиа подхватили соперники ЕР — представители КПРФ.
— "Единая Россия" в информационном плане проигрывает, мы не видим никакой информационной стратегии, к сожалению, — продолжила политолог. — Партия и её кандидаты не задают трендов и не формируют повестку. Но вакуум все равно заполняется, работа в итоге идет со скандальной повесткой, потому что другой нет. Хотелось бы призвать кандидатов более умело использовать информационный ресурс, работать активнее со своими пиращиками, слушаться своих пиарщиков, потому что пока, увы, многие кандидаты в информационном плане проигрывают. А в последний момент уже схватятся в августе, когда поздно будет, тогда будут пытаться трясти СМИ как раз с требованиями "размести мою информацию".
Напомним, во Владивостоке 10 и 11 июня проходил "Дальневосточный МедиаСаммит". В течение двух дней были проведены десятки дискуссий, мастер-классов и других мероприятий для сотрудников медиаотрасли. Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2021 выступают правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет.