Директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко в интервью ИА PrimaMedia рассказала, чем живет музей, отмечающий в этом году свой 55-летний юбилей, какие планы вынашивает, какие цели перед собой ставит, с какими проблемами успешно справляется, а также о том, как в современном высокотехнологичном мире выстраивает работу со зрителем.
— Алёна Алексеевна, Приморской государственной картинной галерее исполняется в этом году 55 лет — уже начались юбилейные события?
— Да, уже совсем скоро отметим — 29 июня. Сейчас идёт "Неделя премьер" (0+). 21 июня в парадном зале открылась выставка "55 историй. Что мы храним…" (0+), а в среду, 23-го, состоялось торжественное гашение почтовой карточки с изображением произведения Владимира Олейникова "Паллада". В эту пятницу начнёт работу ещё одна выставка — "Союз земли и воды. Тема раковины в произведениях прикладного искусства ХVI–XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа" (0+). А 29 июня у нас будет поздравление коллектива и церемония награждения.
— С какими мыслями встречаете этот юбилей?
— Много это или мало — 55 лет? С исторической точки зрения, вроде бы небольшой период — всего полвека. Но для нашего музея это внушительный срок и большой путь. Галерея была открыта в 1966 году, начиналась с небольшой коллекции — 700 предметов. А сегодня музейные фонды насчитывают около 10 тысяч экспонатов. Мы храним живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство, оправдывая именно художественный контекст, который заложен в названии нашего музея.
Уже несколько лет наша выставочная политика предусматривает как выставки с ведущими музеями страны, так и выставки собственного собрания. Потому что, к сожалению, из-за нехватки помещений то, что сегодня можно увидеть в открытом доступе — это всего лишь маленькая часть коллекции, которую мы храним.
Например, у галереи есть прекрасные коллекции советского искусства, картины приморских художников. И мы могли бы представить развернутую, подробную экспозицию становления и развития приморского искусства за 100 лет. Но пока у нас такой возможности нет. Поэтому всё представлено только на временных выставках.
В постоянной экспозиции — русское искусство. Иногда, когда освобождаются залы от выставок, мы представляем западноевропейское искусство: полотна Франции, Голландии, Фландрии, Италии. В общем, есть что показать, есть чем гордиться. Вообще, весь так называемый золотой фонд к нам поступал еще в 1930-е годы, когда было постановление о распределении художественных ценностей в различные региональные музеи. Тогда еще галерея не существовала как самостоятельное учреждение, был художественный отдел в краеведческом музее. А в 60-е годы по всей стране было открыто много художественных музеев, которые стали отделяться от краеведческих: всё-таки это разные векторы работы. Их задачей стало формирование региональной художественной культуры; отражение того, что делают художники, работающие на каждой конкретной территории.
Сегодня можно вспомнить творчество наших мэтров, которых уже нет: Шебеко, Гончаренко, Рыбачука и многих других, чьи работы есть у нас в коллекции. Мы можем с помощью выставки-ретроспективы показать, как развивалось творчество того или иного мастера, каково его значение в контексте нашей приморской художественной жизни. Те вещи, которые делали художники, картины, которые они представляли на всесоюзных выставках в Москве, Ленинграде, заявляли, что здесь, на краю России, тоже есть своя художественная школа. Например, наши мэтры одними из первых ввели тему Севера в искусстве в советский период, когда поехали на Чукотку. Также показали в художественном контексте природу Шикотана, Курильских островов.
— То есть, можно сказать, что у галереи и у вас, как её руководителя, есть мечта?
— Да, нашей мечтой является создание Музея приморского искусства на базе Приморской картинной галереи, где можно было бы эту историю рассказывать.
Зачастую мы слышим от приезжающих к нам коллег и просто людей, которые любят живопись: "Жалко, что мы не можем увидеть приморское искусство". Когда у нас есть действующие выставки, они могут его посмотреть. Но это точечные выставки, представляющие одного художника либо группу. А вот такого последовательного понимания развития приморского искусства, к сожалению, не складывается ни у жителей Приморья, ни у гостей края. Поэтому это наша с коллегами большая мечта, задумка. И мы прилагаем усилия, чтобы ее воплотить в жизнь, обращаемся в наше министерство культуры и архивного дела.
Безусловно, надо расширяться. Здание на улице Алеутской, где находится картинная галерея, мы получили в конце 70-х годов прошлого века. До этого она занимала часть первого этажа на Партизанском проспекте, 12, где и сегодня у нас остались выставочные залы, работают Детский музейный центр, библиотека, а также располагаются фонды хранилища. Уже тогда, конечно, эти помещения были очень скромными и не вмещали ту динамику, с которой развивался музей. Поэтому в 70-е годы нам было выделено здание на улице Алеутской.
После ремонта галерея смогла въехать в обновленные залы и продолжить свою работу здесь. Но мы понимаем, что музей — живой организм. Он растет. Меняется и деятельность музеев. Сегодня пространство музея — это не просто экспозиции, где можно увидеть картины мастеров. Это еще и площадка для коммуникации, где проходят различные активности для людей разного возраста, в том числе образовательные. Мы предлагаем разные форматы работы с посетителем. Поэтому нам нужен актовый зал. Например, у нас проходят концерты. Ведь музыка, звучащая в музейном пространстве, совсем по-другому воспринимается. Когда она звучит в окружении произведений художников XIX — начала XX столетия или даже современных мастеров — это совсем другое впечатление, нежели концертный зал.
У нас и спектакли проходят. Мы сотрудничаем с театром Арсеньева, который уже несколько лет на нашей площадке дает спектакли, которые пользуются большой популярностью.
— Какие мероприятия можно назвать изюминкой юбилейного 2021 года, что ещё смогут увидеть жители и гости Приморья?
— Нам хочется, чтобы наш зритель не был оторван от тех сокровищ, которые хранятся в ведущих музеях страны. Например, у нас проходила выставка из Государственного русского музея Зинаиды Серебряковой. Этот проект открывал наш юбилейный год, в феврале. Стараемся знакомить зрителей с теми блоками искусства, которые не представлены в нашем собрании. Например, творчество Зинаиды Серебряковой у нас представлено только одной работой, которую мы получили в дар в 2017 году от ученых из Академии наук.
У нас замечательные партнеры. Это Государственный русский музей, с которым было несколько проектов: например, проект "Государи и государыни. Венценосные покровители искусств" к 300-летию династии Российской Империи. Также осенью 2021 года мы откроем выставку с переходом на 2022 год одного из замечательных живописцев, Валентина Серова: в экспозицию войдут его живопись и графика.
— Дни Эрмитажа также можно отнести к этой работе?
— С государственным Эрмитажем мы тоже сотрудничаем уже давно, это наш партнер. Создание центра "Эрмитаж" было задумано именно на базе Приморской государственной картинной галереи. Вообще мы со всеми в родственных связях еще с 30-х годов ХХ века: с Третьяковской галереей, с Русским музеем, с Эрмитажем. Именно от них мы получили произведения, которые являются золотым фондом нашей коллекции. От Эрмитажа и от Музея имени Пушкина в основном нам досталось западноевропейское искусство. От Русского музея и Третьяковской галереи — экспозиция русского искусства 18-го — начала 19-го века.
Уже шестой год подряд в последнюю неделю сентября у нас во Владивостоке пройдут Дни Эрмитажа (0+). Это полноценная рабочая неделя, когда мы погружаем нашего зрителя в историю одного из ведущих музеев России и мира с обширными коллекциями и богатейшей историей. В ее рамках мы проводим дискуссии, кинопоказы (ведь Эрмитаж снимает огромное количество фильмов для своих коллекций), приезжают научные сотрудники, читают лекции, проходит торжественное гашение почтовой карточки или конверта. Несколько лет подряд мы читаем поэму Гомера, потому что в галерее должны звучать стихи, их нужно слушать.
Для галереи очень важно присутствие такого партнера, как Эрмитаж, здесь, в Приморском крае. Неслучайно несколько лет назад была продумана система Центров Эрмитажа в различных городах нашей страны. Это дает возможность зрителям из глубинки быть ближе к тем сокровищам, которые хранятся в музеях. Такие центры открылись в Омске, Казани, Выборге. Сейчас открывается центр "Эрмитаж — Урал" в Екатеринбурге на базе Екатеринбургского художественного музея.
— Насколько сегодня галерея востребована зрителем в стремительно виртуализирующемся мире? Что вы делаете, чтобы привлечь людей?
— Мы никуда уже не денемся от виртуального мира. Более того, сегодня наша жизнь немыслима без гаджетов. Музеи это тоже понимают. Для нас главное — найти золотую середину. Современные технологии дают возможность представить или раскрыть то, что ты не можешь сделать иным способом. Это доказал локдаун, когда были закрыты музеи; мы видели, сколько было просмотров.
Люди благодаря видеотрансляциям смогли попасть в те помещения, куда в обычное время доступ закрыт. У нас были сюжеты из фондохранилища: мы показывали, как храним графику, скульптуры. Зритель виртуально мог попасть в наши реставрационные мастерские, увидеть процесс реставрации. Это всегда очень интересно. Технологии позволяют, например, поднять камеру, рассмотреть что-то в мельчайших деталях. Это очень здорово. С другой стороны, конечно, живое присутствие зрителя в музее — это совсем другие чувства. К нам приходило много сообщений: "Когда вы уже откроетесь? Всё так замечательно, но мы хотим быть вместе. Мы хотим прийти в музей, на вернисажи, хотим общаться!".
Зрителям нужна энергетика лекторов, которые с самоотдачей рассказывают об экспозиции. Ты можешь проникнуться, сопереживать личности того или иного художника. Ни один альбом, ни одна репродукция прекраснейшего разрешения и качества не дадут таких ощущений. Когда ты стоишь рядом с вещью, которой 300-400 и больше лет, у тебя возникает совершенно другой сонм чувств. Ты чувствуешь себя в другом порядке времени, во временном диапазоне.
— Какими проектами, реализованными за минувший год, гордитесь?
— В этом году мы сделали очень важную вещь — создали первый музейный эндаумент (целевой капитал) на Дальнем Востоке. Это как раз про будущее. Проект, который будет работать через 20, 30, 50 или 100 лет. Это работающий капитал, процент от которого тратится на нужды учреждения.
Эта история идет еще от Академии Платона, который оставил свой капитал на ее развитие. И этот капитал работал на протяжении многих сотен лет. Или те же знаменитые университеты в Оксфорде, Сорбонне. Для России это достаточно новая тема, развивается около 20 лет. Первыми создавали свои эндаументы образовательные институции, университеты. Среди музеев первопроходцем был Государственный Эрмитаж.
Нам этот проект сначала показался немного нереальным, ведь мы — маленькая картинная галерея, по сравнению с Эрмитажем. Но потом наши коллеги из Омска, первый региональный музей, сделали первый шаг. Они на своей базе провели несколько семинаров, где стали делиться опытом. В итоге мы решили — почему бы и нет? Моя коллега — заместитель по развитию, написала заявку на грант на обучение в Сколково и защитила его. Буквально 9 мая мы получили документы, что наш эндаумент-фонд "Дальарт" создан. Учредителями стали Приморская картинная галерея и Союз "Торгово-промышленная палата Приморского края".
Мы понимаем, что этот проект невозможно реализовывать без бизнеса. Вообще, у людей есть желание смотреть в будущее. Замечательно, когда есть разовые акции. Но когда мы говорим о музее, это должен быть вклад в будущее навсегда. Начальный капитал, который нам необходимо собрать, составляет 3 млн рублей, потом он будет расти. Этот капитал передается в управление компании, а проценты с него идут на реализацию той уставной деятельности, которую мы для себя прописали. А это, прежде всего, пополнение коллекции. Каждый может стать частицей того будущего, которое мы формируем: и компании с крупными вложениями, и граждане, которые могут внести любую сумму, хоть 100 рублей. И сделать свой вклад в будущее приморского искусства.
Моя мечта, как и мечта моих коллег — прирастать новыми зданиями, чтобы была возможность представлять не только русское искусство , но и другие коллекции из нашего собрания. Но чтобы было помещение, здание, где мы могли мы рассказать историю приморского искусства, начиная с 20-х годов 20 столетия и заканчивая сегодняшним временем. Еще одна мечта — чтобы открылся центр "Эрмитаж — Владивосток", о котором мы много говорили и уже провели большую работу.