28 июня в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе начата резка стали на пятое краболовное судно-живовоз для нового флота группы компаний "Русской Краб". Строительство современных краболовных судов, стартовавшее в 2020 году, идет по графику. По условиям программы инвестквот, в рамках которой группой заключены контракты с российскими верфями, вся серия должна быть построена до конца 2024 года.
В состав нового флота войдут семь живовозов проекта 5712LS и три процессора проекта 5712Р. Оба проекта разработаны компанией "Дамен-Инжиниринг". Суда для добычи и перевозки живого краба строит Онежский судостроительно-судоремонтный завод (АО "ОССЗ"), процессоры с бортовыми фабриками — Окская судоверфь. К настоящему моменту на стапелях обеих верфей заложено шесть килей, еще одна закладка планируется в июле в Петрозаводске.
Отработка конструктивных и технических решений по проекту ведется на головном судне. Его корпус сформирован в эллинге ОССЗ от переборки машинного отделения до переборки форпик, установлена первая секция надстройки, таким образом корпус на стапеле уже имеет высоту 10 метров при максимальной высоте 16 метров. В мае проведена установка главного двигателя. Скорректировано устройство чанов для перевозки живой продукции — доработанный вариант сочетает преимущества классического решения и новых технологий.
"Для верфей, проектантов и заказчиков краболовы — новый проект. Раньше судов, спроектированных под этот вид промысла, не существовало. Их строят впервые. Сейчас важно увидеть все недочеты и возможности для улучшений проекта. Это кропотливая работа, но она минимизирует риски перестройки всей серии. Наша задача — на выходе получить действительно эффективное промысловое судно", — рассказал технический директор ГК "Русский Краб" Евгений Гавриш.
Свои требования к проекту "Русский Краб" основывает на практическом понимании особенностей крабового промысла, опыте эксплуатации и модернизации судов действующего флота, а также актуальных технических решениях, повышающих экологичность промысла и сохранность живой продукции.
"Система хранения живого краба — важный момент, которому мы уделили особое внимание. Провели исследование — смоделировали движение воздуха и циркуляции жидкости в емкостях с крабом. Это позволило нам пересмотреть и оптимизировать их конструкцию. Кроме того, принято решение об использовании биоинертных материалов для производства емкостей. Добавлена возможность внутренней очистки воды в чанах на случай, если забортная вода в акватории порта не отвечает необходимым показателям чистоты. Все это существенно повысит выживаемость улова", — говорит Евгений Гавриш.
Основная цель строительства нового флота ГК "Русский Краб" — планомерное замещение действующих судов на более технологичные. Современные краболовы обеспечат лучшую производительность, безопасность мореплавания и комфорт плавсоставу.
Справка: ГК "Русский Краб" — одна из ведущих крабопромысловых компаний России, крупнейшая на Дальнем Востоке. В 2021 году группа владеет правами на добычу 12,86 тыс. тонн краба в Беринговом, Охотском и Японском морях, что составляет наибольшую в Дальневосточном бассейне долю квот — 19%. Компания ведет промысел камчатского, синего, равношипого крабов, крабов-стригунов опилио и Бэрда, волосатого четырехугольного краба. Промысловой флот ГК "Русский Краб" составляют 19 судов. Компания экспортирует живую и варено-мороженую продукцию в Китай, Южную Корею, Японию, США и ЕС.
Технические характеристики проект 5712LS
Длина | 57,70 м |
Ширина | 12,60 м |
Автономность | 40 дней |
Скорость полного хода | 12,6 узлов |
Мощность главного двигателя | 1620 кВт |
Мощность носового подруливающего устройства | 400 кВт |
Вместимость экипажа | 20-24 чел. |
Емкость по живому крабу | 120 тонн |