Перчатка Николая II, служба в лейб-гвардии и невероятная любовь к столице Дальнего Востока — историю авантюрных приключений строителя самого большого форта №2 Владивостокской крепости Петра Унтербергера опубликовали в книге "Между двух стульев. Воспоминания". О процессе написания и особенностях работы с мемуарами ИА PrimaMedia рассказала один из авторов — кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Восточного института Школы региональных и международных исследований ДВФУ, член Союза переводчиков России Людмила Корнилова.
— Людмила Евгеньевна, расскажите, как появилась идея создать это произведение?
— Мое знакомство с воспоминаниями Петра Павловича Унтербергера произошло в 2010 году. Тогда исследователь Владивостокской крепости Владимир Калинин обратился ко мне с просьбой перевести отдельные страницы из мемуаров Унтербергера, описывающие его службу во Владивостоке. Вначале я переводила для себя, но чем дальше я продвигалась, тем больше понимала, что мемуары будут интересны не только мне и историкам — они привлекут широкий круг читателей.
— Какова ваша роль в появлении этой книги?
— Это вопрос о роли переводчика сегодня. Многие считают, что можно загнать текст в онлайн-переводчик, и перевод готов. Но это не так, особенно, если в работе такой жанр, как мемуары.
Моя роль в появлении этой книги, как вы поняли, перевод, а вот редактором-составителем является Владимир Калинин. Он и Роман Авилов являются авторами многочисленных исторических комментариев к работе. Так что, эта книга является результатом коллективного труда.
— Чем книга будет интересна приморскому читателю?
— В книге можно найти много интересной информации о жизни Владивостока в период его жизни в городе с 1890 по 1895. Автор подробно описывает обучение в гимназии не только во Владивостоке, но и в Нижнем Новгороде, в Дерпте, в Царском Селе и Николаевском инженерном училище, в Николаевской инженерной академии, о его службе в лейб-гвардии. Но наибольшую любовь он все-таки испытывал ко Владивостоку, который считал своей родиной.
"Город произвел на меня незабываемое впечатление. Великолепный синий залив, обрамляемый горами, выстроившиеся вдоль залива дома и поднимающиеся за домами склоны гор, оживленная гавань, заполненная кораблями и снующими по воде джонками и лодками. Все вместе пробуждало во мне ощущение: „Здесь будет хорошо, здесь мы построим дом!“… Из всех городов, в которых я жил, Владивосток — самый любимый, и годы, которые я там провел, были самыми счастливыми в моей жизни" — писал он.
— Каких успехов ему удалось достичь в Приморье?
— Он жил во Владивостоке ребенком, а позже служил во Владивостоке и участвовал в строительстве самого большого форта Владивостокской крепости №2. Об этом периоде своей жизни он очень подробно пишет в своих мемуарах и об этом можно прочитать в книге "Владивостокская крепость".
— Расскажите о самых захватывающих моментах книги, с чем они связаны?
— Их невероятно много. Это и его детские приключения, и его учеба в Инженерном училище и академии. Выбрать что-то одно очень сложно. Может это будет история о том, как он получил в подарок от Николая II в подарок перчатку?
Благодаря смекалке и бдительности Петра Унтербергера император Николай II смог застегнуть пальто на все пуговицы, а Петр Унтербергер был вознагражден. Наградой стала перчатка императора:
"До тех пор, пока я держу пальто, ни одна пуговица не исчезнет с его пальто! Попросите у императора одну пуговицу на память. Смотрите сами, все пуговицы едва держатся..." И это было на самом деле так: бедняга надел старенькое пальтишко, и пуговицы были едва пришиты, так что, по крайней мере, при новой попытке оторвать пуговицу ткань бы не пострадала", — цитирует автор из книги.
Я добавлю, что Петр Павлович — незаурядная личность. Он невероятно впечатляет своим жизнелюбием, искрометным чувством юмора, своей удивительной память и умением посмеяться над собой.
Перчатка Николая II. Фото: архив автора
— Состоится ли публичная презентация?
— Состоится, но мы решили ее провести позже, когда ситуация из-за коронавируса несколько стабилизируется. Тираж самой книги, кстати, составил 1000 экземпляров. Вышла ведь только первая часть книги. Ближе к зиме я надеюсь завершить вторую.
— Что насчет современных потомков Унтербергера?
— Для того, чтобы создать более полную картину, я познакомилась с внучкой Петра Павловича — Эрикой Унтербергер. Сначала заочно — в интернете. Потом мы несколько раз встречались в Австрии.
Благодаря поездкам, мне удалось узнать всю семью Унтербергеров. Они удивительные люди, открытые, доброжелательные, с трепетом относящиеся к истории своей семьи. Надо видеть, с какой гордостью праправнук показывал мне награды своего предка.
— Откуда вы узнали о таких интересных фактах об этой легендарной личности?
— Благодаря мемуарам и личным контактам с семьей Унтербергеров. Мне повезло, я неоднократно навещала Эрику Унтербергер, оставалась у нее в гостях, мы много бедовали с ней, а также с ее братом и его семьей. Беседы с ними очень помогли мне разобраться с некоторыми событиями, с переводом некоторых ненемецких слов. Ведь родными языками Петра Павловича Унтербергера были русский и балтийский немецкий языки. Наше общение с Эрикой продолжается и сегодня, правда, пока только в формате онлайн.
Унтербергер Петр (Петер-Фридрих) Павлович — капитан Владивостокской крепостной военно-телеграфной роты. Автор проекта форта №2 Владивостокской крепости. В 1913 произведен в подполковники. Служил в рядах армии адмирала Колчака. С 1920 командир батальона в Учебно-инструкторской школе (Владивосток).
В 1921 начальник инженеров Владивостокской крепости и исполняющий дела начальника инженерного снабжения Приамурского правительства. В 1922 помощник секретаря Земского Собора. При эвакуации Владивостока не допустил передачи японцам технической документации крепости и разрушения ее фортов.