Новые рекорды? Что будет с курсом доллара на следующей неделе
13:00
ВТБ: жители Приморья на четверть нарастили объем сбережений
12:58
В Приморье выявили более 20 фейковых публикаций по КНДР в социальных сетях
12:41
Эксперты озвучили ТОП популярных на Дальнем Востоке китайских авто с пробегом
12:20
Синоптики прогнозируют резкое похолодание после ухода циклона из Приморья
11:48
Мусоропровод стал источником пожара в жилом доме во Владивостоке
11:17
Рыбаки попали под миллиардные штрафы
11:16
Шестилетняя девочка отравилась уксусом в Приморье
10:55
Во Владивостоке произошло цепное ДТП с участием четырёх автомобилей
10:33
Выставка "Хранители традиций" открылась в Приморской картинной галерее
10:25
За льготной ипотекой очередей уже нет
09:33
Газовый баллон взорвался в квартире в селе Вольно-Надеждинское
09:21
С 1 января закон о Дальневосточном гектаре заработает по-новому: экспертный комментарий
09:11
Процедуру получения разрешения на добычу рыбы могут сократить до 1 дня
09:07
Первый зимний дождь: Владивосток встречает непогоду пробками и авариями
08:42

Борьба с нелегальным оборотом табачной продукции – общее дело власти, бизнеса и общества

Ситуацию и способы противодействия нелегальному рынку табака в Иркутской области, Забайкалье и Бурятии обсудили на онлайн-конференции
16 июля 2021, 12:53 Бизнес
Знак "Стоп!" ИА PrimaMedia
Знак "Стоп!"
Фото: ИА PrimaMedia

Проблему нелегального рынка табачной и никотинсодержащей продукции в Байкальском регионе обсудили представители органов государственной власти и надзорных органов, табачной отрасли, СМИ и общественности на онлайн-конференция (18+), состоявшейся 7 июля. Участники сошлись во мнении, что для эффективной борьбы с нелегальным распространением табачной и никотинсодержащей продукции необходимо объединить усилия добросовестного бизнеса, органов региональной и федеральной власти и общественных организаций.  

Тема, предложенная для обсуждения на конференции, является очень непростой и актуальной. Рынок табачной и никотинсодержащей продукции, как и любой рынок подакцизных товаров, имеет множество аспектов и является во многом бюджетообразующим в Российской Федерации. С этой точки зрения нелегальная торговля табачной и никотинсодержащей продукцией представляет всё бόльшую угрозу для социально-экономической стабильности России в целом и ее регионов в частности. Нелегальный оборот снижает поступления в бюджеты всех уровней, создает угрозу экономической безопасности, насыщает рынок продукцией неясного происхождения и качества, а также стимулирует подростковое курение.

"Честный знак" — первый шаг сделан 

По словам директора по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Максима Курганского, проблема нелегальной торговли табачными изделиями является достаточно серьезной для страны и для регионов. Поэтому начиная с 2019 года в отрасль была внедрена единая национальная система маркировки "Честный знак", помогающая отслеживать товарооборот табачной продукции.

В целом по стране полномасштабное внедрение "Честного знака" и усиление работы правоохранительных и контрольно-надзорных ведомств снизили уровень нелегальной торговли табачными изделиями, большая часть которых поступает в основном из Беларуси, Казахстана и Армении (с 15,6% в конце 2019 года до 7% к концу 2020 года по данным Nielsen). Маркировка позволяет с помощью специального кода DataMatrix, наносимого на упаковку, получить полную информацию о продукции, в том числе выяснить, является ли она нелегальной или похищенной во время транспортировки.

В Байкальском регионе в системе маркировки "Честный знак" из расчета на 10 тысяч человек населения зарегистрировано 14 торговых точек. Более-менее неплохой охват. Однако работать в системе мало, важно, чтобы информация об обороте продукции своевременно поступала всем участникам процесса.

"Мы видим, что где-то порядка 48% точек в Иркутске передают информацию. В Бурятии 38%, в Забайкальском крае — 39%. До 60% торговых точек до сих пор не передают полноценную информацию о продаже своей продукции через систему. Это нарушение правил работы с контрольно-кассовой техникой и с маркированной продукцией. А также косвенное подтверждение того, что проблема нелегальной торговли действительно может существовать", — сказал Максим Курганский.

В качестве примера эффективного использования маркировки правоохранительными и надзорными органами эксперт назвал работу, проводимую в Саратовской области. Борьба с контрафактом там велась нешуточная — было большое количество изъятий, большое количество открытых уголовных дел. Другими словами, бороться с нелегальным оборотом табачной продукцией можно, тем более что имеются соответствующие законы, способы и инструменты. Как говорится, было бы желание. Более широкое использование системы маркировки в правоохранительном блоке и контрольно-надзорной деятельности должно принести хорошие результаты, отметил Курганский.

Бизнес предлагает 

"В России проблема оборота нелегального оборота табачной продукции достигла своего апогея в конце 2019 года, — отметил управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток ООО "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" Дмитрий Шарков, опираясь на итоги исследования агентства Nielsen.

"Благодаря беспрецедентным усилиям региональных и федеральных органов власти по запуску цифровой маркировки товаров, принятым законодательным решениям, а также деятельности правоохранительных и надзорных органов по рейдам и изъятию нелегальной продукции, негативный тренд к концу 2020 года удалось переломить, что не может не радовать", — сказал он.  

Однако ситуация все еще остается тревожной. Так, общий объем реализованных в России нелегальных сигарет в 2020 году составил 27 млрд штук. Недополученные доходы бюджета от акцизов и НДС в 2020 году оцениваются в более чем 85 млрд рублей. По данным агентства Kantar TNS, в первом квартале 2021 года доля нелегальной табачной продукции в России составила 10,7%. Этот уровень не может не вызывать обеспокоенности. При сохранении текущего уровня нелегального рынка ущерб федеральному бюджету может составить порядка 100 млрд рублей в 2021 году.

"Главная причина роста нелегального оборота табачной продукции в России — разница в уровнях ставок акцизов в нашей стране и в странах ЕАЭС, — к сожалению, сохраняется и сейчас, делая экономически выгодным незаконный переток продукции из соседних стран на территорию РФ. После того, как с 1 января 2021 года в России был повышен акциз на табачную продукцию еще на 20%, эта разница только усугубила ситуацию", — отметил Дмитрий Шарков.

К слову, львиную долю нелегальных поставок табачных изделий (порядка 50%) составляет продукция из стран ЕАЭС. В рознице эта продукция, не имеющая маркировки по российскому законодательству, продается без использования. контрольно-кассовой техники и поступает на российский рынок в результате прерванных у нас в стране транзитных поставок, а также перетока табачной продукции с территории других стран ЕАЭС.

По данным "Бизнес Аналитика Ритейл Трекинг", доля нелегальной табачной продукции в Иркутской области в октябре 2020 года составила 1,8%. А уже в 1-м квартале 2021 года, по данным Kantar TNS, эта цифра достигла 4,1%. Причем в структуре нелегальной табачной продукции, проникающей в Приангарье, контрафакт составляет 63%.

Похожая тенденция наблюдается и в Бурятии. В октябре 2020 доля нелегальной табачной продукции в республике составляла 4,0% ("Бизнес Аналитика Ритейл Трекинг"), а в 1-м квартале 2021 года составила 8,5% (Kantar TNS). Доля контрафакта — 62%.

Интересная картина сложилась в Забайкальском крае. В октябре 2020 года доля нелегальной табачной продукции была равна 6,8% ("Бизнес Аналитика Ритейл Трекинг"), в 1-м квартале 2021 она составила 3,6% (Kantar TNS). Зато на все 100% она не предназначалась для продажи в РФ, то есть была контрабандой.

После введения полномасштабной маркировки "Честный знак" опознать нелегальную табачную продукцию, в общем-то, легко: на пачках отсутствует код DataMatrix. Кроме того, на пачках нелегальных сигарет отсутствует специальная (акцизная) марка российского образца, а если и имеется, то другого государства. Еще одним явным признаком нелегальности табачной продукции является цена продажи: с 1 июля 2021 года продажа сигарет по цене ниже единой минимальной розничной цены в 108 рублей за пачку запрещена.

Отсюда вытекают основные меры противодействия нелегальному распространению табачных изделий в регионах, которые должны принимать правоохранительные и контрольно-надзорные ведомства в рамках своих полномочий:

— контроль соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на оборот табачной продукции без обязательной маркировки и средств идентификации;

— проверки на предмет соблюдения запрета на продажу после 1 июля 2021 года табачной продукции дешевле единой минимальной цены — 108 рублей за пачку сигарет;

— соблюдение запрета на перемещение физлицами табачной продукции, не маркированной органами российского законодательства, в количестве более 200 штук сигарет или 10 пачек.

"Борьба с нелегальным оборотом табачной продукции требует комплексного подхода и консолидации усилий всех заинтересованных сторон — органов федеральной и региональной власти, законодателей, правоохранительных и надзорных органов, легальных участников рынка, общественных организаций и объединений. В рамках этого подхода крайне важна постоянная информационная работа с совершеннолетними потребителями, у которых необходимо формировать "осознанный выбор", с тем чтобы покупательские предпочтения смещались в сторону легальной и качественной продукции, тем самым дополняя усилия государства, направленные на борьбу с нелегальным рынком", — добавил Дмитрий Шарков.

Территориальные органы МВД могут активизировать оперативно-розыскную работу по выявлению оптовых каналов проникновения контрафакта и контрабанды, совместно с таможенной службой пересекать ввоз табачной продукции без маркировки и средств идентификации на территории регионов.

Органы исполнительной власти регионов и территориальные отделы Роспотребнадзора могли бы организовать разъяснительную работу с представителями розничной торговли, с тем чтобы они понимали, в чем отличие легальной и нелегальной табачной продукции, имели представление о том, какими штрафами и санкциями чревата продажа контрафакта.

Добросовестные участники рынка должны информировать полномочные органы о том, где эта продукция реализуется.

В свою очередь средства массовой информации могли бы освещать всю эту важную для регионов работу.

В комплекс необходимых мер, по мнению бизнеса, следовало бы включить продолжение начатой законодательной работы, совершенствование правоприменительной практики, усиление работы по межведомственному взаимодействию и обмену опытом между регионами.

При этом проблема роста нелегального оборота из-за разницы в ставках акцизов в России и других странах ЕАЭС охватила не только традиционную табачную продукцию, но и новую никотинсодержащую продукцию. (По данным "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг", в марте 2021 года доля нелегальных табачных стиков для нагревания составляла порядка 5%.Так что дальнейшее усиление контрольно-надзорной деятельности требуется и в данном сегменте рынка.

"Мы надеемся, что недавно стартовавший эксперимент по цифровой маркировке отдельных видов никотинсодержащей продукции (включая табачные стики) и впоследствии распространение обязательной маркировки на все остальные типы никотинсодержащей продукции, а также на безникотиновые жидкости поможет снизить объемы незаконного оборота никотинсодержащей продукции, поступающей в Россию из стран ЕАЭС. Еще более серьезной мерой защиты легальных производителей и совершеннолетних потребителей никотинсодержащей продукции станет принятие на уровне ЕАЭС отдельного технического регламента на эту продукцию", — отметил Дмитрий Шарков.

Закон суров, но недостаточно 

Как раз тому, каким образом можно усовершенствовать нормы законодательства в целях противодействия нелегальному обороту табачной продукции в Российской Федерации, было посвящено выступление менеджера по связям с органами власти "Дж.Т.И. Россия" Романа Трошкина.

Прежде всего, он отметил, что нелегальная торговля табаком является серьезной системной проблемой. Это не только выпадающие доходы федерального бюджета (от недополученных сумм акцизов и НДС) и выпадающие доходы региональных и местных бюджетов (налог на прибыль, НДФЛ и т.д.), но и генерация преступных доходов, недобросовестная и незаконная конкуренция, насыщение рынка продукцией неясного происхождения и качества, беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табачной продукции.

Одна из проблем, с которыми столкнулись власти на федеральном и региональном уровнях, является то, что законодательное поле не в должной мере учитывает требующиеся для эффективного противодействия обороту нелегального табака инструменты.

Законодательные изменения, которые были приняты за последние год-полтора (введение единой минимальной цены, запрет на перемещение физлицами на территории РФ немаркированной и безакцизной продукции выше разрешенной нормы и т.д.) должны принести определенные результаты в ближайшее время. Однако и работа по совершенствованию законодательства должна продолжаться.

"Крайне важен именно системный и комплексный подход к изменению законодательства. Если мы закрываем лишь одно направление, например, обеспечиваем эффективное противодействие ввозу нелегальной табачной продукции в РФ, но не принимаем мер по предотвращению нелегального производства внутри страны, объемы из-за рубежа будут замещаться объемами контрафактного производства в стране", — отметил Роман Трошкин.

В Госдуме уже находятся несколько законопроектов. Первый — поправки в кодекс административных правонарушений, где предлагается существенно повысить штрафы за незаконное производство и сбыт табачной продукции и предусмотреть в КоАП обязательное уничтожение изъятой нелегальной табачной продукции.

Еще одна необходимая мера — введение обязательной регистрации основного технологического оборудования, предназначенного для производства табачной продукции с определением обязательных требований к его обороту и обязательное уничтожение основного технологического оборудования, не зарегистрированного в установленном порядке, и оборудования, используемого для производства нелегальной табачной продукции.

Необходимо введение уголовной ответственности за ввод в оборот табачной продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации в крупном размере.

Бизнес и власть договариваются 

Нелегальный оборот табачной продукции практически всегда связан с незаконным предпринимательством, отметила, заместитель министра экономического развития Забайкальского края Юлия Иванова.

"У нас в регионе за первый квартал 2021 года было проведено 33 рейда. В основном нелегальная продажа табачной продукции там, где не было оформления юридического лица и магазины открывались, по сути, нелегально. Основные вопросы по маркировке — это проблема с мобильной связью в определенных районах. Проблема острая, касающаяся не только табачных изделий, но и других продуктов. Но эти вопросы решаются", — сказала замминистра.

По мнению представителя министерства промышленности и торговли Республики Бурятия Юрия Бельского, определенную помощь в выявлении нелегальной табачной продукции могут оказать добросовестные участники рынка. Их торговые представители на местах могут, например, профессионально объяснить, чем легальный товар отличается от нелегального хотя бы по внешним признакам.

"Хотели бы предложить коллегам из табачных компаний усилить работу в этом плане. А в Минпромторге готовы к дальнейшим действиям. Прокуратура, в принципе, согласовывает  такие проверки", — сказал Юрий Бельский.

"Спорить тут не о чем. Как и региональные власти, мы заинтересованы в том, чтобы обеспечивать эффективное противодействие незаконному обороту табачной продукции. Поэтому практически во всех регионах присутствия мы мобилизуем наших представителей на сбор информации по точкам продаж нелегальной табачной продукции. И на постоянной основе обмениваемся с контрольно-надзорными органами полученными сведениями. Однако на сегодняшний день у нас уже есть универсальный инструмент  — цифровая маркировка. Достаточно иметь смартфон даже с пользовательской функцией приложения "Честный знак", которое позволяет моментально определить, легальная это продукция или нет. Учитывая, что все коды абсолютно уникальны, это не составляет никакого труда. И мы надеемся, что контрольно-надзорные и правоохранительные органы будут использовать данный инструмент более активно", — заметил Роман Трошкин.  

Тему взаимодействия бизнеса и органов власти продолжил и Дмитрий Шарков, заявивший о готовности компании "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" делиться с органами власти результатами исследований состояния рынка.

"Я бы хотел акцентировать внимание на том, что сегодня очень важно совершенствовать правоприменительную практику. В первую очередь, в вопросах недопущения распространения табачной продукции без обязательной маркировки средствами идентификации и продажи сигарет по ценам ниже единой минимальной цены в 108 рублей за пачку. Мы готовы способствовать органам власти в решении этих вопросов", — сказал Дмитрий Шарков.

На кону — здоровье будущих поколений 

Еще об одной опасности нелегального рынка табачной продукции упомянула председатель некоммерческого партнерства "Общественный Совет по проблеме подросткового курения" Светлана Чернышова. На этом рынке у покупателя не спрашивают паспорта, а только кошелек.

Несмотря на принимаемые меры по ограничению доступа подростков к табачной продукции, курение до сих пор остается самой массовой вредной привычкой у несовершеннолетних.

Тем не менее, эти меры дают определенные результаты. С 2000 по 2015 годы курение несовершеннолетних в России было снижено практически в два раза. Добиться такого результата удалось благодаря ужесточению законодательных мер и работе таких организаций, как "Общественный Совет по проблеме подросткового курения", с розничной торговлей. Но остается нелегальный рынок.

"Нелегальные сигареты визуально и с ценовой точки зрения всегда были привлекательны для подростков. К сожалению, нелегальный табак в отличие от других активно нелегально продающихся товаров — это единственный вид нелегальной продукции, в который подростки привлекаются не только как потребители, но и как распространители", — отметила Светлана Чернышова.

Привлекаются несовершеннолетние и к транспортировке нелегального табака. Так, громкий случай произошел прошлым летом в Ростовской области, где из четырех человек, перевозивших через границу большую партию сигарет, трое были несовершеннолетними. Тот, кто предлагал им этот "бизнес", делал упор именно на то, что несовершеннолетние, по закону, не несут в данном случае большую ответственность.  

Есть вопросы и к взрослым потребителям, не считающим подобные правонарушения особо значимыми.

"Покупая нелегальный табак, люди не понимают, что они вносят вклад в преступную деятельность. Потому что во всем мире, не только в России, нелегальная табачная продукция — очень мощный источник финансирования преступности — от мирового терроризма до преступности локального уровня, — напомнила Светлана Чернышова. — Кроме того, покупая нелегальный табак, такие взрослые не до конца понимают, что тем самым они поддерживают возможность приобретения сигарет подростками и детьми, в том числе собственными".

Мониторинг, который ведет организация в разных регионах России, показывает, насколько легко могут приобрести несовершеннолетние нелегальный табак. И ситуация такова, что чем выше уровень нелегального рынка, тем чаще подросток может приобрести сигареты.

По словам эксперта, данную проблему нельзя замалчивать. Поэтому так важны мероприятия, подобные онлайн-конференции, прошедшей 7 июля.

Борьба с нелегальным оборотом табачных изделий — не только экономическая тема, но и тема социальная, поскольку она касается здоровья и будущей жизни детей и подростков. Равнодушное отношение общества и людей к нелегальному табаку недопустимо.

Ежегодно государство теряет 100 млрд рублей от торговли на черном рынке табачной продукции. В свете намерения федерального правительства получить с помощью донастройки налоговой системы 400 млрд рублей, цифра бюджетных потерь от действия "черных табачных капитанов" выглядит более чем внушительно. Так что использование механизма взаимодействия органов федеральной и региональной власти, добросовестного бизнеса и общественных организаций и объединений не только подразумевается, но и видится единственным средством раз и навсегда навести порядок на рынке.

65188
43
7