Даже мечтать о возращении круизных судов в порт Владивосток пока преждевременно. Экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин продолжает развивать свою рыбную империю — построил холодильник, в планах рыбоперерабатывающий завод. Группа "Мерси Агро Приморье" строит свиноводческий кластер наперегонки с "Русагро". Программа инвестквот признана успешной, но новые суда строятся с задержками.
Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
Круизные лайнеры остаются в изоляции
На прошлой неделе стало известно, что круизные компании и крупнейшие пассажирские порты РФ, в том числе и Владивосток, просят власти открыть морские пункты пропуска через границу и разрешить судозаходы для иностранных туристов. Как пишет "Коммерсант", ФГУП "Росморпорт" направило в Росморречфлот (подведомственен Минтрансу) предложения по возобновлению обслуживания круизных судов и пассажирских паромов в морских портах. Сейчас оно фактически прекращено из-за запрета на въезд иностранцев, который правительство из-за пандемии ввело 16 марта 2020 года. При этом многие порты и круизные компании готовы начать работу в новых условиях и специально для этого разработали стандарты безопасности, в том числе предусматривающие ПЦР-тестирование на борту и вакцинацию персонала.
По данным "Ъ", с просьбой открыть морские пункты пропуска уже обращались к премьеру Михаилу Мишустину губернатор Приморского края Олег Кожемяко и Ассоциация морских торговых портов. Аналогичные просьбы к главе оперштаба Татьяне Голиковой направлял порт Сочи.
По мнению представителя туристской отрасли Приморского края, говорить о возможном возвращении круизных судов во Владивосток крайне преждевременно.
"В апреле на круглом столе по туризму наши коллеги из Республики Корея чётко обозначили основные направления и шаги, которые нужно предпринять совместно для восстановления круизного рынка. Сейчас об его открытии даже речи не идёт по одной простой причине — основные игроки на азиатском рынке — Корея, Япония, Китай и Тавань — полностью изолировались. Япония и Корея осуществляют свои пассажирские перевозки только на паромах и даже не пытаются наладить круизные сообщения между собой и с заходами к нам. Поэтому, всё что сейчас делается на этом направлении, делается на 2022-ой год. И то, сейчас стоит большой знак вопроса как мы это сможем сделать на практике. Сегодня просто нет протокола захода, нет понимания, как будет проходить очистка, какое количество вакцинируемых людей должно быть на борту и так далее. Это огромная работа. Сейчас в мире работают два направления — США и Европа. При этом круизное судно выходит из порта и возвращается в него обратно. Другие порты при этом не используются", — сказал эксперт.
Дарькин утер нос владельцам Владивостокского морского рыбного порта
Экс-губернатор Приморья, а ныне глава ПАО "Тихоокеанская инвестиционная группа ("ТИГР") Сергей Дарькин продолжает инвестировать в развитие хорошо понятного ему рыбного бизнеса. В апреле этого года Дарькин вместе с партнерами открыл в Москве первый магазин создаваемой сети рыбных магазинов премиум-класса под брендом магазин-порт "Находка", а теперь отчитался о завершении строительства в Находке холодильного комплекса мощностью до 12 тысяч тонн единовременного хранения рыбы. Таким образом бизнесмен создает полностью независимую цепочку "вылов — хранение — переработка — торговля". На очереди проекты создания логистического хаба с услугами по обработке рефрижераторных контейнеров и строительства собственного рыбоперерабатывающего завода.
Холодильник в Находке был построен в рамках режима Свободного порта Владивосток компанией "Открытая база бункеровки рыболовного флота" (ОББРФ), единственным учредителем которой выступает ПАО "Находкинская база активного морского рыболовства" (НБАМР, контролируется супругой экс-губернатора Приморья Ларисой Белобровой). Инвестиции на данном этапе составили 189,7 млн рублей, в ходе дальнейшего развития проекта общий объем вложенных средств превысит 300 млн рублей.
"В настоящее время это единственный в Находке холодильный комплекс. Идея по его созданию возникла давно. Во-первых, этому способствовали решения, принятые Правительством РФ о поддержке проектов по строительству холодильных мощностей и рыбоперерабатывающих заводов внутри страны. Во-вторых, недавние события, связанные с решением китайской стороны, куда экспортировалось около 60% рыбы, о практически полном закрытии китайских портов для выгрузки российской мороженной рыбопродукции, сподвигли нас на более динамичную реализацию проекта. Объект был построен за год. Новый склад предоставит дальневосточным рыбодобытчикам и трейдерам дополнительные площади для качественного хранения замороженной продукции. Особенно это актуально в период путины", — сказал гендиректор ООО "ОББРФ" Игорь Петрушин.
Пикантность ситуации в том, что в июне этого года должен был вступить в эксплуатацию новый холодильный комплекс на территории "Владивостокского морского рыбного порта". Строить холодильник начинало специально созданное акционерами "Владморрыбпорта" ООО "Владивостокский рыбный терминал" (ВРТ), являющееся первым резидентом Свободного порта Владивосток. Вот только кроме проектирования (и последующего перепроектирования) на месте стройки были выполнены лишь земляные работы (выкопан огромный котлован и проведена подготовка для фундамента), после чего возведение комплекса было приостановлено. Причины приостановки реализации проекта акционеры и руководство "Владморрыбпорта" и "ВРТ" официально не озвучивали. Правда, года назад совладелец "Владморрыбпорта" Денис Сарана заявил, что окупаемость нового холодильника (особенно без применения режима Свободного порта) не подтверждена текущей работой и показателями рыбного порта.
Свиноводческая ТОР
Группа "Мерси Агро Приморье" через свою "дочку" ООО "Мерси Трейд" готово инвестировать до 10,7 млрд рублей в создание в Приморском крае свиноводческого кластера, который будет обеспечивать свининой регионы Дальнего Востока.
"Инвестиции при полной реализации проекта составят 10,7 млрд рублей, планируется создание 726 рабочих мест. В настоящее время более 1 млрд рублей в проект вложено, трудоустроено около 500 человек. Полностью проект планируется реализовать к концу 2028 года", — прокомментировали в пресс-службе АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (КРДВ).
Проект реализуется в рамках территории опережающего развития "Михайловский". Для обеспечения свиноводческих комплексов комбикормами "Мерси трейд" развивает растениеводство.
На прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о расширении границ ТОР "Михайловский" за счёт включения новых земельных участков, что позволит реализовать новый проект "Мерси Трейд". Включённые в ТОР территории планируется, в частности, засеять кормовыми растениями, что позволит обеспечить хозяйство комбикормами собственного производства.
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Мерси Трейд" зарегистрировано в 2008 году в селе Прохоры Спасского района Приморского края. ООО "Примторгинвест" (Владивосток) владеет 72,57% капитала "Мерси Трейд", ООО Агропромышленная группа "Мерси агро" (Владивосток) — 24,24%. Выручка "Мерси Трейд" в 2020 году — 1,122 млрд рублей, чистый убыток — 143,6 млн рублей.
Напомним, что группа компаний "Русагро" с 2016 года строит на Дальнем Востоке свинокомплексы мощностью 75 тысяч тонн свинины в живом весе в год, завод по производству комбикорма и комплекс мясопереработки. Предполагается, что первая товарная продукция будет произведена осенью 2021 года. Реализация проекта осуществляется в рамках соглашения, заключенного с КРДВ. По условиям документа, резидент ТОР "Михайловский" обеспечивается необходимыми объектами инфраструктуры, получает налоговые преференции, а взамен реализует инвестиционный проект в регионе в соответствии с бизнес-планом.
Предполагается, что всего в период работы ООО "Русагро-Приморье" на ТОР "Михайловский" объем капвложений группы составит 32 млрд 235,61 млн рублей (без НДС). Конфигурация проекта предусматривает: племенную ферму на 3 тысячи чистопородных свиноматок и цех производства семени, шесть свинокомплексов, рассчитанных на единовременное содержание около 54 тысяч голов каждый, элеваторный комплекс на 320 тысяч тонн единовременного хранения зерна, комбикормовый завод мощностью 240 тысяч тонн ежегодно, цех технических фабрикатов, убойное производство и мясоперерабатывающее предприятие.
ДВМП придержало прибыль
ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП, базовая компания Транспортной группы FESCO) воздержалось от выплаты дивиденды по итогам работы в 2020 году несмотря на наличие чистой прибыли в размере 2,087 млрд рублей.
Решение не выплачивать дивиденды было принято на повторном годовом собрании, состоявшемся 23 июля. Первое, намечавшееся на 23 июня, не состоялось из-за отсутствия кворума.
В 2019 году ДВМП получило чистый убыток в размере 7,5 млн рублей.
Транспортная группа FESCO — один из крупнейших в РФ операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом. Группе принадлежит ПАО "Владивостокский морской торговый порт". По последним данным, Зиявудин Магомедов владеет 32,5% акций ДВМП, у Михаила Рабиновича — 17,4%, у Андрея Северилова — 23,8%.
Квоты "инвестиционного посола"
Объем инвестиций, которые предусмотрены в рамках договоров о предоставлении инвестквот на вылов рыбы, оцениваются в 213 млрд рублей, сообщил заместитель руководителя Росрыболовства Хасан Лихов на заседании круглого стола "Новый инвестиционный цикл в рыбной отрасли: ожидания бизнеса".
Подводя предварительные итоги первого инвестиционного цикла в отрасли, Лихов сообщил, что из 20% от общего допустимого улова, которые были выделены на инвестквоты, распределено 17%, оставшиеся 3% планируется распределить в 2021-2022 годах. Росрыболовство провело 9 заявочных кампаний. Рассмотрен 121 проект, одобрен 91 проект и заключены 79 договоров. Остальные 12 проектов находятся на стадии отбора, есть также отказы инвесторов от подписания договора.
Из 213 млрд рублей инвестиций по заключенным договорам почти 88% направляются в обновление флота (25 судов для Северного бассейна и 30 судов — для Дальнего Востока). Выход новых судов на промысел позволит обновить добывающие мощности на Северо-Западе на 80%, на Дальнем Востоке — на 40%.
Строительство ведется на 9 верфях. К июлю 2021 года рыбакам передано пока только пять судов. Строительство последнего судна в рамках первого инвестиционного цикла должно завершиться в 2025 году.
В сфере береговой переработки программа первого этапа идет более интенсивно, отмечает ведомство. Сейчас проходят отбор еще три проекта по строительству заводов малой мощности на Дальнем Востоке. Из запланированных 24 заводов 20 уже введены в эксплуатацию: по 10 предприятий на Дальнем Востоке и на Севере. Оставшиеся четыре в высокой степени готовности: один уже готов к приемке, окончание строительства трех запланировано в 2022 году.
Программа инвестквот начала действовать в РФ в 2017 году. Она введена федеральным законом от 3 июля 2016 года и предусматривает, что из 20% инвестквоты 15% направляется на строительство судов, 5% — на создание рыбоперерабатывающей инфраструктуры.
В 2019-2021 гг. было распределено 50% от квоты на вылов крабов. Всего был распределен 41 лот с инвестиционными обязательствами. Общий объем инвестиций в строительство краболовов составит порядка 60 млрд рублей.
Приморье остаётся лидером в аквакультуре
Объем производства продукции товарной аквакультуры в России в первом полугодии 2021 года вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 211 тысяч тонн. В Дальневосточном округе производство выросло на 19% — до 54,6 тысяч тонн.
Среди регионов, где выращено больше всего продукции: Приморский край — 54,5 тысяч тонн, Мурманская область — 48,3 тысяч тонн, Ростовская область — 17 тысяч тонн, Краснодарский край — 16,5 тысяч тонн.
Кроме того, в первом полугодии более чем в два раза увеличился вылов диких устриц в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне — до 185 тонн. По данным Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, устрицы добываются в основном в заливе Петра Великого (Приморский край). Этот район является периферией ареала устрицы гигантской. Основные скопления сосредоточены в хорошо прогреваемых мелководных бухтах и лагунах. Вылов устриц в Приморье стабильно увеличивался с 2017 года по 2019 год. В 2020 году объем добычи сократился, но сейчас уловы снова пошли вверх. Ученые отмечают, что в настоящее время запасы устриц находятся в стабильном состоянии, сообщает Росрыболовство.