Сотрудники Глобал Портс сдали 36 литров донорской крови
18:53
Мужчина из Владивостока стрелял из ружья с окна квартиры жилого дома
18:45
"85 лет вдохновения": во Владивостоке отпраздновали юбилей Дворца детского творчества
18:34
Лучший ресторан Дальневосточной кухни выбирают в Приморье!
18:33
Убранство Львов, взлет Весов и прорыв Рыб: подробный гороскоп на 28 ноября
18:30
Ольга Романова переназначена детским омбудсменом Приморья
18:07
Цепкий капкан эйфории: расклад Королей по мастям таро - как проявить суженного
18:00
В Чугуевском районе восстановлена работа линии электропередачи
17:52
Энергетики восстановили электроснабжение в Надеждинском районе
17:49
Вообще ничего святого: мошенники притворились известным приморским священником
17:43
Ракам петля безденежья, Рыбам трамплин купюр - прогноз на финансы 28 ноября
17:30
Авито выступил партнером всероссийской онлайн-олимпиады “Безопасный интернет”
17:30
Указатели для слабовидящих на улице Хабаровской во Владивостоке меняют на новые
17:20
Игорную зону в Приморье будут развивать в сторону семейного отдыха
17:07
"Застройщики приуныли": эксперт прокомментировал прогнозы по обвалу цен на новостройки
17:01
Сигнал бизнесу: более половины жителей Хабаровска готовы отказаться от продукции неэкологи 16:06
Парламент Приморья принял проект бюджета 2025 года с ростом дефицита на 56% 14:14
Три городских округа в Приморье стали муниципальными из-за низкой плотности населения 13:22
На ремонт дорог к погранпереходам в Приморье есть концессионер, но его не раскрывают 12:27
Со второго номера списка "Единой России" сняли полномочия депутата парламента Приморья 12:18
Олег Кожемяко рассказал, о чем спросил бы президента на "Прямой линии" 26 ноября, 21:37
Андрей Брик: Дискуссии о мастер-плане Владивостока окончены, задачи нам всем поставлены 26 ноября, 18:52
Выданные в России карты UnionPay отключают от работы 26 ноября, 16:01
Всеобъемлющее стратегическое партнерство России и КНДР: стратегия, вызовы и возможности 26 ноября, 16:00
В ЕАО вновь будут бесплатно предоставлять уголь и дрова семьям бойцов СВО   26 ноября, 15:10
В мэрии Владивостока назначен замглавы по ТЭК: должность занял Роман Чернявский 26 ноября, 12:04
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной 26 ноября, 12:01
Власти Приморья просят Госдуму сделать проезд по дорогам к погранпереходам платным 25 ноября, 18:42
Интервью председателя Думы города Владивостока – скоро на PrimaMedia (АНОНС) 25 ноября, 16:17
Три города в Приморье станут муниципальными округами из-за низкой плотности населения 25 ноября, 12:59

Камчатка получит высокотехнологичный комплекс по перевалке и складированию нефтепродуктов

Проект реализован в том числе с учётом перспективного обеспечения развития Северного морского пути
30 августа 2021, 14:40 Бизнес ВЭФ
Здание Операторной Комплекса по перевалке и хранению нефтепродуктов ООО "МС-Бункер" "МС-Бункер"
Здание Операторной Комплекса по перевалке и хранению нефтепродуктов ООО "МС-Бункер"
Фото: "МС-Бункер"

После перерыва на год из-за удара пандемии в начале сентября во Владивостоке пройдет очередной Восточный экономический форум (ВЭФ). Одной из тем форума, проходящего с участием главы государства, станет реализация заявленных частным бизнесом инфраструктурных проектов в регионе. В качестве положительного примера можно привести реализованный в рамках ТОР "Камчатка" проект строительства в Петропавловск-Камчатском одного из самых современных в РФ комплексов по перевалке и хранению нефтепродуктов, запуск которого позволяет решить сразу несколько инфраструктурных задач, одна из которых — развитие Северного Морского пути. О текущем состоянии проекта — в материале ИА PrimaMedia.

Высокотехнологичный проект, не имеющий аналогов на Дальнем Востоке

Проект реализует хорошо известная на Дальнем Востоке судоходная и бункеровочная компания ООО "Морской Стандарт-Бункер". Инвестиционное соглашение о строительстве терминала нефтепродуктов между Минвостокразвития и компанией было подписано на полях IV Восточного экономического форума в сентябре 2018 года. Проект включен в государственную программу "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".

Комплекс построен на базе существующего причального сооружения в г. Петропавловск-Камчатском. В него вошли резервуарный парк на 18 тысяч тонн (из них 11 тысяч тонн — мазут, 7 тысяч тонн — светлые нефтепродукты), два причальных сливо-наливных участка с возможностью перевалки порядка 5 тысяч тонн топлива в сутки, автомобильная эстакада налива в автоцистерны на 4 поста с возможностью перевалки более 1 тысячи тонн в сутки, продуктовая насосная станция производительностью перекачки нефтепродуктов 450 кубометров в час, а также здание физико-химической лаборатории. Годовой грузооборот нефтепродуктов на комплексе рассчитан на 169 тысяч тонн.

Реализация проекта обошлась инвестору более чем в 1 млрд рублей, из них 200 млн рублей составили заемные средства, 800 млн рублей — собственные средства. Сроки реализации достаточно сжатые для столь высокотехнологичного проекта. Инвестиционная фаза — с ноября 2015 года по сентябрь 2021 года. Дисконтированный срок окупаемости проекта составляет порядка 14 лет, простой срок окупаемости — 11 лет.

В настоящий момент в Камчатском крае налицо громадный потенциал для развития услуг по перевалке и хранению нефтепродуктов, в том числе для закрытия потребности судоходных компаний, осуществляющих экологически безопасную бункеровку судов нефтепродуктами, а также с расчетом активного развития Северного морского пути (СМП) и растущих запросов предприятий рыбодобывающей отрасли.

Специалисты отрасли морских перевозок хорошо знают, что начиная с 2020 года, Международная морская организация (IMO) резко снизила норматив содержания серы в нефтепродуктах с 3,5% до 0,5%. Нефтеперерабатывающие заводы в РФ, увы, оказались не готовы к такому изменению стандартов, и перестраиваются достаточно тяжело. Возник локальный дефицит продуктов нужного качества. Оборудование и персонал Комплекса, компания в целом, готовы к решению этой задачи, и это является одним из приоритетов инвестора проекта.

Помимо этого вида деятельности, проектом предусмотрено еще одно основное направление — это оказание услуг по перевозке нефтепродуктов водным транспортом из расчета 350 тысяч тонн в год. Эти два вида деятельности неразрывно связаны между собой и вместе составляют единую вертикально интегрированную цепочку поставок группы компаний "Морской Траст", осуществляющей оперативное управление более, чем 20 судами танкерного и буксирного флота в акватории дальневосточным морей.

Как устроен технологический процесс

Суть проекта заключается в следующем. Нефтепродукты доставляются морем на Комплекс к причальному сооружению, которое является собственностью инвестора и неразрывно связано с проектом. Далее технологические процессы приёма нефтепродуктов из нефтеналивных судов осуществляются на участке слива-налива через бункеровочную систему компании Endress&Hauser с ведением оперативного коммерческого учёта принятых нефтепродуктов с высокой точностью измерения. В соответствии с требованиями правил эксплуатации опасных производственных объектов, причальное сооружение оборудовано всеми средствами, обеспечивающими экологически безопасную перекачку нефтепродуктов даже в условиях шторма или чрезвычайных ситуаций.

Схема расположения Комплекса по перевалке и хранению нефтепродуктов ООО "МС-Бункер"

Схема расположения Комплекса по перевалке и хранению нефтепродуктов ООО "МС-Бункер". Фото: "МС-Бункер"

Далее продукт принимается на Комплекс для хранения в один из двух резервуарных парков — тёмных или светлых нефтепродуктов. В этот момент технолог физико-химической лаборатории, находящейся на территории Комплекса, оперативно осуществляет отбор проб. Цель отбора — экспресс-анализ и определение параметров нефтепродукта. В зависимости от полученных результатов технолог разрабатывает рецептуру, позволяющую добиться физико-химических свойств нефтепродукта под заданные стандарты либо под требования заказчика.

Резервуары Комплекса оснащены оборудованием, обеспечивающим надежное выполнение технологических операций в соответствии с требованиями взрыво-пожаробезопасности и охраны труда — системами автоматики, контроля и измерения ключевых параметров процесса с выводом значений на пульт оператора, с возможностью обеспечения защиты от превышения критических значений и системами пожаротушения.

Перекачка нефтепродуктов по технологическим трубопроводам Комплекса осуществляется мощными насосами, расположенными в здании продуктовой насосной и имеющими функцию частотного регулирования потока. Это позволяет персоналу Комплекса гибко подстраиваться под возможности насосного оборудования судов, а также более бережливо применять пускорегулирующую аппаратуру.

Заключительным этапом технологического процесса является отпуск нефтепродуктов корпоративным заказчикам, расположенным на береговой территории Камчатского края через автомобильную эстакаду налива в автоцистерны. Налив нефтепродуктов в автоцистерны производится с помощью автоматизированных дозирующих комплексов производства российской компании ООО "Технология". Измерительные комплексы изготовлены согласно требованиям промышленной безопасности и обеспечивают максимальную безопасность при операциях налива нефтепродуктов. Высокая точность измерения и дозирования отпускаемого нефтепродукта в объеме коммерческого учёта обеспечивается расходомерами компании Endress&Hauser.

Один из важных элементов — собственная индукционная котельная. Нефтепродукты с высокой степенью вязкости, такие, как мазуты, подогреваются не паром высокого давления, а более современным способом — через индукцию теплоносителя (термомасла), который в свою очередь доставляет тепло до мазута. Что касается мазутопроводов, то они подогреваются индукционным и резистивным нагревом, то есть проводниками, которые подогревают оболочку, утеплитель вокруг топливопровода, обеспечивая его заданную температуру.

Невероятно, но все эти технологические операции управляются кнопкой… мыши, которая находится в руках старшего смены. Оператор, как мозг процесса, сидит в "голове" всего Комплекса — тщательно закрываемом, бесшумном помещении, где очень много экранов и клавиатура. В процессе работы он через мнемосхемы, через курсор активирует те или иные технологические операции, видит все необходимые показания, все рабочие и критические значения.

По требованию промышленной безопасности система может без участия человека остановить технологический процесс, если контрольные значения системы выйдут за пороговые значения. Но если показатели не вышли за рамки противоаварийной защиты, то в штатном режиме всем управляет оператор. Эта система, то есть комплекс аппаратных и программных средств, который называется автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП) обошлась инвесторам в более, чем 30 млн рублей. И это при том, что автоматизация отнюдь не обязательный элемент для такого производства. Не обязательный, но соответствующий духу тех изменений, которые происходят сегодня на Камчатке.

Автоналивная эстакада Комплекса по перевалке и хранению нефтепродуктов ООО "МС-Бункер"

Автоналивная эстакада Комплекса по перевалке и хранению нефтепродуктов ООО "МС-Бункер". Фото: "МС-Бункер"

И совсем не лишним будет заметить, что руководство компании уделяет повышенное внимание вопросу экологической безопасности. Помимо защиты от розлива нефтепродуктов, в составе Комплекса будет функционировать ещё один элемент сбережения природы — устройство обеззараживания воды. Ливневые воды с поверхности Комплекса попадают в систему канализации, очищаются посредством ультрафиолетового облучения и лишь затем сливаются в ручей. У компании есть соответствующее разрешение на такие процессы — вода должна соответствовать требованиям СанПин по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ.

"Люди — наш главный ресурс"

Директор по развитию ООО "Морской стандарт-бункер" Борис Лаврентьев:

— Сам по себе проект является технически сложным комплексом различных аспектов. Это и оборудование, и организация производства, и проектирование, и планирование, и программный комплекс. И мы проходили этот путь, можно сказать, впервые. Было очень непросто. Учились мастерству прямо по ходу проекта. Ошибались, делали выводы и снова шли вперед. И я думаю, что дело говорит само за себя. Мы справились. Мы находимся на Камчатке, и минус этого — очень большие сроки изготовления и поставки оборудования. Некоторые единицы оборудования для нас изготавливали более полугода или даже год. И все это нужно было cвести воедино таким образом, чтобы выйти на полную "боевую" готовность ровно к точке ввода в эксплуатацию. Получилось.

Тяжело было и с финансами. Все дорожает! Мы начинали в 2015 году, сейчас — 2021-й. За это время многие позиции очень сильно подорожали, бюджет приходилось неоднократно пересматривать. 80% инвестиций — это частные средства. Поэтому было тяжело. И с этим направлением мы смогли справиться, в том числе благодаря нашему стратегическому партнёрству с ПАО "ВТБ".

И всё же я считаю, что главным фактором успеха проекта являются люди. По ходу развития проекта приходилось неоднократно усиливаться людьми различных профессий. Сначала это были строители и технологи. Потом производственники и инженерно-техническая служба. Сейчас костяк коллектива практически уже создан. Причем, искали персонал по всей России. Благо компания сотрудничает с правительством Камчатского края по программе повышения мобильности трудовых ресурсов. Это такая программа, которая помогает работодателю найти и трудоустроить работника практически с любого региона РФ. Расходы на поиск, репатриацию и обустройство людей берёт на себя государство. Наша отрасль специфическая, найти профессионалов очень непросто. Но мы нашли и продолжаем искать. Мы понимаем, что люди — наш самый ценный ресурс, поэтому много вкладываем в их обучение, в адаптацию, в развитие. Я верю, что с этой командой проект в самое ближайшее время даст первую перекачку, а дальше будет выходить на проектные мощности и сможет обеспечить достижение поставленных перед ним целей.

Рабочих мест будет создано порядка 650-ти. Почему говорю: "порядка"? Потому что количество рабочих мест постоянно меняется в зависимости от того, как реализуется проект. Чуть более ста человек — это инженерно-технический состав, обеспечивающий работу Комплекса и флота. 38 — работники непосредственно нефтебазы. Около 350 человек — это экипажи судов, которые присутствуют в акватории всех дальневосточных морей, обеспечивая логистическую цепочку поставок проекта и компании в целом",

— сказал Борис Лаврентьев.

Наша стратегия поставок заключается в том, что линейные танкеры компании следуют с восточной оконечности Транссибирской магистрали до места расположения промысловых экспедиций. Там уже дежурят наши экспедиционные бункеровщики, которые и обслуживают корпоративных заказчиков и всех, кто нуждается в ресурсе. Часть танкеров курсирует между портами Дальнего Востока.

Суда ООО "МС-Бункер" в акватории Авачинской бухты

Суда ООО "МС-Бункер" в акватории Авачинской бухты. Фото: "МС-Бункер"

Касательно Северного морского пути. Очень важное и перспективное направление. Бизнес-планом Проекта предусмотрено участие в этом важном для России инфраструктурном проекте. Конечно, концепция СМП еще только формируется и уточняется. Но мы её уже видим довольно определенно. Суть Северного морского пути заключается в том, что грузы из европейской части России либо европейского континента следуют мощными судами арктического класса по маршруту СМП и доходят до той точки, где уже нет устойчивого ледового покрытия. Это примерно траверс Авачинской бухты, то есть Петропавловск-Камчатского морского порта. И здесь уже суда без ледового класса и с меньшей грузовместимостью забирают эти грузы и транспортируют их по странам АТР. Это значительно дешевле в сравнении с южным путем. Так вот, в этой конечной точке СМП арктическим судам нужно бункероваться. Эти многотоннажные пароходы ледового класса прошли из одной точки в другую более пяти тысяч миль и им необходимо качественное топливо. Мы видим, что можем быть полезны для таких заказчиков. И уже готовимся к их обслуживанию.

О поддержке проекта

ООО "Морской Стандарт-Бункер" является первым резидентом ТОР "Камчатка". Не будет преувеличением сказать, что режим государственной поддержки резидентам ТОР носит премиальный характер. Форм поддержки множество и важно правильно ими распорядиться. На инвестиционном этапе наиболее действенной является поддержка в форме снижения ставки отчислений с фондов оплаты труда, причем это весьма существенно. В зависимости от условий производства на общем режиме она колеблется в диапазоне от 32% до 36%. Для резидентов ТОР  — 7,6%. Это помогает нам не только финансово, но и морально, благо большую часть высвобождаемых средств мы направляем на развитие и поддержку персонала проекта.

Кроме того, мы рассчитываем на льготу по налогу на прибыль, которая в части федеральных налогов будет равна нулю в течение первых пяти лет проекта и 2% в части региональных налогов, а в следующие пять лет будет повышаться до 10%. И это все равно ниже, чем полная ставка. А ещё среди форм поддержки — освобождение от имущественного налога в течение первых десяти лет проекта, плюс упрощенный порядок возмещения НДС.

Должен заметить, что когда мы говорим о премиальности государственной поддержки, имеются в виду не только и не столько финансы. Это ещё и беспрецедентный уровень взаимодействия на всех уровнях власти, начиная с муниципальных образований и заканчивая коллективом АО "Корпорация развития Дальнего Востока", Минвостокразвития РФ и лично полпредом Президента Юрием Петровичем Трутневым.

Приведу пример. Подавая заявку на вхождение проекта в состав ТОР, мы опрометчиво не учли перспективное развитие наших энергетических потребностей. И уже совсем скоро, буквально через год после начала инвестиционной фазы проекта, осознали свою ошибку. Нам потребовалось кратно (!) с 400 кВА увеличивать свои возможности до 1,5 мВА. Однако, как говорится, к тому моменту поезд уже ушёл. Что делать? И здесь нам на помощь пришёл Юрий Петрович. Мы обосновали важность этого увеличения, доложили свои соображения на Правительственной комиссии и полпред, как человек, умеющий заглянуть в существо вопроса, дал поручение помочь нашему проекту. Так мы осуществили технологическое присоединение к новой ветке ЛЭП 10кВ.

Нелишне будет упомянуть и о том, что проект входит в список особо значимых инвестиционных проектов Камчатского края. По линии этой программы компания получает субсидии 7% по инвестиционному кредиту.

Фасад здания Операторной и логотип Группы компаний "Морской Траст"

Фасад здания Операторной и логотип Группы компаний "Морской Траст". Фото: "МС-Бункер"

Что в итоге?

Мало сказать, что реализация такого дорогостоящего проекта на территории Камчатского края — это очень важно. Здесь я бы хотел отметить моральный аспект дела. Инвесторы могли вложить свой миллиард в покупку нескольких крупных судов, совокупная грузовместимость которых была бы кратно выше, чем возможности Комплекса. Эти суда можно было бы через какое-то время продать или перерегистрировать в другом регионе. Относительно безрисковая стратегия. Но они этого не сделали. И это не экономический просчёт. Это осмысленная позиция инвесторов. Они не просто вложили средства в развитие своего бизнеса, они стали одним из "якорных" инвесторов в береговую инфраструктуру Камчатки. Теперь уже обратной дороги нет. Если развитие, то только с краем, если работа, то на благо региона. И это не фигура речи. Сухие расчёты: плановый объём отчислений с ФОТ и НДФЛ — более 870 млн рублей, общий объём налоговых и неналоговых отчислений — более 1 млрд рублей в течение срока продолжительности проекта. И совсем уже факты: по состоянию на сегодняшний день общий объём отчислений уже составил более 600 млн рублей и это при том, что Комплекс ещё не вышел на проектную мощность! Инвесторы проекта верят в будущее Камчатки и доказывают это на деле. А это дорогого стоит.

И ещё немного цифр. 3,8 млрд рублей в течение первых десяти лет реализации проекта. Это именно та сумма, которая будет выплачена работникам компании, участвующим в его реализации. Это благосостояние семей камчатцев, это покупательская способность населения региона. В конечном итоге, это и есть то, что называется простым понятием — забота о трудовом человеке.

223321
43
7