На VI Восточном экономическом форуме (6+), который прошел во Владивостоке 2-4 сентября 2021 года, МТС Банк принял участие в ключевой сессии, где представил решения по цифровизации городских услуг, подписал соглашение о сотрудничестве с Амурской областью. О том, какие финтех-сервисы банк может предложить дальневосточникам, каким образом они улучшат повседневную жизнь жителей ДФО, ИА PrimaMedia рассказала вице-президент, руководитель Блока цифрового бизнеса МТС Банка Екатерина Резникова.
— На ВЭФ-2021 много говорилось о цифровизации. А каким образом она меняет ландшафт повседневной жизни дальневосточников?
— Сегодня цифровизация меняет ландшафт повседневной жизни всех жителей нашей страны. И дальневосточники здесь, разумеется, не исключение. Все мы видим, как развиваются онлайн-платежи и переводы, какой масштаб роста наблюдается в онлайн-шопинге.
При этом трансформируются и бизнес-процессы, все они уходят в сторону информационных каналов и безбумажных технологий, что актуально и для Дальнего Востока.
Сегодня Россия входит в пятерку мировых лидеров по доле безналичных платежей в розничном обороте. Причем мы смогли показать феноменальные темпы роста — всего лишь за 7 лет доля безналичных платежей в нашей стране выросла с 13,5% до 70,3%. Результат впечатляющий.
Сейчас Россия — мировой лидер по числу бесконтактных платежей, при том, что эти технологии пришли к нам значительно позже. По данным аналитиков МТС Банка, четверть платежей россияне совершают при помощи смартфонов — 25 против 16 с "пластика".
Третий показатель, который также характеризует степень цифрового развития нашей страны — проникновение финансово-технических сервисов. По этому показателю Россия занимает третью позицию в мире, уступая только Китаю и Индии, где современными банковскими сервисами пользуются 87% жителей. Но и тут мы отстали незначительно, наш показатель — 82%.
— Как вы считаете, с чем связаны такие результаты?
— Как нам кажется, это связано с тем, что современная финансовая система в России формировалась позже и отечественные банковские структуры смогли сразу же применить более продвинутые технологии. С другой стороны, наши потребители очень легко адаптируются к банковским новинкам.
— А что Дальний Восток? Как вы считаете, он отстает в цифровизации от остальной страны или, может быть, наоборот, опережает иные регионы?
— Давайте поговорим про Дальний Восток. Возможно, есть опасения, что в регионе цифровые сервисы не так востребованы. Но вот недавно Сбербанк опубликовал итоги достаточно подробных исследований по доле безналичных платежей по регионам России. И вы знаете, меня удивило, что в топ-10 российских регионов по этому показателю входят три субъекта ДФО — Республика Саха-Якутия, Магаданская область и Камчатский край. Причем Якутия и Магаданская область составили топ-2 по темпам роста. Другими словами, сегодня в России нет ни одного другого региона, где бы доля безналичных платежей росла быстрее. Остальные регионы ДФО показывают результаты выше средних по России. За исключением Приморья, к сожалению.
Четверть платежей россияне совершают со смартфонов. Фото: предоставлено пресс-службой МТС Банка
Это говорит о том, что жители Дальнего Востока готовы принимать современные финансовые инструменты, меняя и оцифровывая свою повседневную жизнь.
Приморье пока незначительно отстает, однако, если брать во внимание свежую статистику по клиентам МТС Банка, то можно увидеть, что за последний год увеличились темпы роста по онлайн-оплате штрафов и жилищно-коммунальных платежей. То есть имеются предпосылки для того, чтобы Приморье по безналичным платежам тоже вышло на показатели выше среднероссийских.
Поэтому мы как банк считаем, что с такой тенденцией по популярности цифровых продуктов, бесконтактных платежей и безналичной оплаты необходимо в первую очередь развивать не филиальную сеть, а именно цифровые сервисы.
На ВЭФ-2021 МТС Банк принял участие в работе сессии "Больше не Дальний Восток. Как центры управления регионами объединяют Россию". Фото: предоставлено пресс-службой МТС Банка
— На ВЭФ-2021 МТC Банк принял участие в работе сессии "Больше не Дальний Восток. Как центры управления регионами объединяют Россию", где много говорилось о внедрении цифровых платформ на базе сервиса "Госуслуги". А что вы можете сказать о сервисах, которые помогут улучшить ситуацию с финдоступностью на Дальнем Востоке?
— На V Восточном экономическом форуме в 2019 году, мы представили платежный сервис, который реализуем для городских и региональных порталов ‒ Госуслуг и МФЦ. Мы предложили интегрировать на их витрины платежные сервисы, потому что именно предоставление услуг в электронной форме и их оплата через финансовый шлюз являются приоритетными в виду большой удаленности населенных пунктов и малочисленности населения Дальнего Востока.
Сегодня умные платежные сервисы — инструмент цифровой социально ориентированной городской среды. И интеграция сервиса для совершения платежей через региональный портал государственных услуг или МФЦ — это еще один шаг к планомерной цифровизации ДФО.
При этом мы опираемся на имеющийся опыт. В 2018 году наш банк выиграл тендер, объявленный правительством Москвы, по реализации платежного сервиса на официальном портале Мэра и Правительства Москвы (mos.ru) и мобильных приложениях "Моя Москва" и "Госуслуги Москвы".
С момента запуска сервиса на Портале мы "выросли" по количеству платежей в два раза (примерно до 10 млн платежей в год) и увеличили оборот примерно в 4 раза (порядка до 20 млрд рублей в год). И рост продолжается, сейчас мы достигли оборота свыше 30 млрд в год.
Отмечу, что в Москве нам удалось освоить 80% рынка по платежам департамента образования. То есть 80% платежей за детские сады, за учреждения дополнительного образования и так далее, — всего, что касается образования детей, — оплачивается в столице через портал mos.ru. Скажу больше, в ряде регионов сейчас рассматривают возможность отказа от раздачи в детских садах родителям бумажных квитанций, они должны подгружаться в личный кабинет на региональном портале.
Достаточно один раз в личном кабинете заполнить СНИЛС ребенка, и далее все начисления, которые есть по образованию ребенка, будут там автоматически отражаться. Аналогично с системой ЖКХ. Один раз сохранили код плательщика, и у вас подгружается все, что касается оплаты жилищно-коммунальных услуг, которые вам оказываются. То же самое по штрафам автовладельцам. Подгрузили один раз номер машины, и далее штрафы подгружаются.
За цифровыми платформами уже настоящее. Фото: предоставлено пресс-службой МТС Банка
Другими словами, в едином сервисе, в едином окне можно оплачивать все платежи разных категорий.
Видя, как эффективно работает данный платежный сервис, мы подумали о том, что, возможно, он будет востребован в регионах, и представили его по счастливому стечению обстоятельств также на ВЭФ. И 2019 году масштабирование стартовало, спустя 2 года платежный сервис реализован уже в 21 регионе России, из них четыре региона представляют Дальний Восток. Это Камчатский край, Сахалинская область, Бурятия и Забайкалье. Следующим регионом, где мы запустим программу, станет Приморский край.
В Приморье мы уже прошли все технические интеграции и находимся на финальной стадии решения юридических вопросов.
На ВЭФ-2021 мы с Амурской областью подписали соглашение, направленное на социально-экономическое развитие и решение задач финансовой доступности региона. В рамках сотрудничества мы также планируем предложить региону внедрение нашего функционального платежного решения.
— Почему сервис так популярен? Почему он интересен регионам и его жителям?
— Потому что модель, в которой мы этот сервис реализовали, не требует ни каких затрат (ни денежных, ни кадровых) со стороны региональных правительств и бюджетов.
То есть сервис для региона бесплатный, он реализуется полностью банком. Все, что требуется от регионов ‒ просто вывести на своем портале кнопку "оплатить". Остальное — наша забота, причем делаем мы это в тех форматах и в том дизайне, в котором реализован правительственный портал.
При этом, конечно же, может возникнуть вопрос, на чем мы зарабатываем, если это бесплатно для регионов. Мы зарабатываем на обороте, на комиссии, которую мы стараемся брать не с потребителей, а в основном получаем с ресурсоснабжающих организаций.
Проект, решает основную задачу − обеспечить удобный, безопасный и максимально широкий выбор инструментов для оплаты "в один клик" государственных и муниципальных услуг в личном платежном кабинете: начислений за ЖКХ, ГИБДД, ФСПП, образовательные и другие государственные и муниципальные услуги. Пользователю достаточно один раз в месяц зайти на портал и потратить 3-5 минут для оплаты удобным для него способом — с помощью банковских карт любых банков и ПС, электронных кошельков и счета мобильного телефона.
Нам важно, чтобы жителю было удобно, чтобы у нас был хороший клиентский путь и конкурентный продукт.
— Можно ли говорить о том, что цифровые сервисы — удобный вариант решения проблем с финдоступностью ДФО?
— Конечно. Для Дальнего Востока с его протяженностью важно создать удобную цифровую повседневную инфраструктуру, которая в разы повысит качество жизни и будет способствовать повышению финдоступности. У цифрового банка есть больше шансов сформировать у населения Дальнего Востока, в том числе его отдалённых территорий, привычку к безналичным инструментам, онлайн-обслуживанию и финтеху. Соответствующих продуктов и сервисов достаточно. Это и виртуальные банковские карты, и оформление банковских продуктов "в один клик", и универсальные платежные сервисы, о которых мы поговорили ранее.
— В связи с этим хочется спросить, какие цифровые сервисы актуальны для Дальнего Востока в первую очередь?
— В первую очередь следует упомянуть о первой на российском рынке полноценной виртуальной карте MTS Cashback — с кредитным лимитом и без. Сделано это было в ноябре 2018 года. Сейчас эта линейка дополнена еще несколькими продуктами.
Очень интересный продукт — MTS CASHBACK Mobile, виртуальная карта, привязанная к счету мобильного телефона. Как это работает? Допустим, вы положили на телефон средства на оплату мобильной связи с неким запасом, превышающим сумму, которую вы должны были положить согласно тому или иному тарифному плану. Этот остаток вы можете использовать для оплаты товаров в магазинах или для онлайн-оплаты штрафов и так далее.
MTS CASHBACK Mobile — виртуальная карта, привязанная к счету мобильного телефона. Фото: предоставлено пресс-службой МТС Банка
Такая карта появилась только благодаря синергии банковских и телекоммуникационных услуг, которая возможна именно потому, что акционер МТС Банка компания МТС.
Не менее интересный продукт — кобрендинговая виртуальная карта "МТС Банк-Магнит". Это совместный проект с сетью розничных продуктовых магазинов "Магнит". Если вы расплачиваетесь такой картой, то получаете повышенный кэшбек, который тратите на новые покупки. На этом мы останавливаться не собираемся, будем рассматривать для сотрудничества другие торговые сети, существующие в Приморье.
Кроме того, наша линейка продуктов виртуальных карт пополнилась виртуальной картой для самозанятых — #ЯСАМ. Любой пользователь приложения МТС Банк может не только зарегистрироваться как самозанятый гражданин, но и всего в несколько кликов получить карту, которая помогает контролировать коммерческие расходы, а также открывает доступ к ряду сервисов МТС Банка и партнерских предложений для бизнеса от платежной системы Visa.
— Цифровой банк ‒ это же не только виртуальные карты? В чем еще проявляется digital?
— Конечно, МТС Банк развивает новые онлайн-каналы банковского обслуживания. Например, мгновенное оформление виртуальной кары для абонентов МТС запущено в популярном мессенджере WatsApp. А до конца 2021 года мы планируем запустить собственный чат-бот для оформления продуктов в популярных мессенджерах.
С конца 2020 года мы начали трансформацию данного приложения в смартбанк — решение для управления личными финансами для клиентов любых банков. Это тоже новация. Мы стали первыми в России и, насколько я знаю, пока единственными, кто смог на базе мобильного приложения банка реализовать загрузку остатков по картам в других банках.
В дальнейшем, когда мы интегрируем в приложение все банки, вы сможете настроить умную аналитику ваших расходов по всем счетам. Вы будете видеть свой общий баланс, какие-то пики расходов по определенным статьям. И наши умные финансовые помощники на основе работы с большими данными с помощью искусственного интеллекта будут подсказывать вам, каким образом лучше оптимизировать бюджет, куда лучше инвестировать средства.
Справка. Публичное акционерное общество "МТС-Банк" (ПАО "МТС-Банк") — универсальный коммерческий банк, входящий в число 50 ведущих российских банков. Сеть офисов обслуживания МТС Банка в ДФО охватывает 22 населенных пункта, в РФ — более 50 городов в 30 наиболее крупных регионах России. Основными акционерами являются ПАО АФК "Система" и Частная компания с ограниченной ответственностью "Мобайл ТелеСистемс Б.В." — дочерняя компания ПАО "Мобильные ТелеСистемы".