Дальний Восток 19 октября. "Этот день в истории".
19 октября 1838 г. родился Сергей Михайлович Духовской
Государственный и военный деятеля, Приамурский генерал-губернатор в 1893–1898 гг., командующий войсками и наказной атаман Амурского и Уссурийского казачьих войск, член Государственного Совета Сергей Духовской родился в Санкт-Петербурге в аристократической семье. В 1855 г. окончил 1-й кадетскоий корпус и был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Конно-гренадерский полк. В 1859 г. окончил Николаевскую инженерную академию и Николаевскую академию Генерального штаба с малой серебряной медалью и был произведён в поручики. В 1862 г. назначен в штаб Кавказской армии, принимал участие в боях с горцами, 17 лет прослужил на Кавказе. В 1864 г. произведён в капитаны и награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1865 г. за отличие при покорении Западного Кавказа произведён в подполковники. В 1867 г. получил звание полковника и занял должность начальника штаба Кубанской области. С 1870 по 1872 гг. состоял помощником начальника штаба Кавказского военного округа, с 1872 г. — в распоряжении главнокомандующего Кавказской армией. В 1873 г. был произведён в генерал-майоры. В 1876 г. разработал план войны с Турцией на Кавказском и был удостоен ордена Св. Станислава 1-й степени. В 1876 г. женился на Варваре Фёдоровне Голициной (детей не было).
Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Духовской в должности начальника штаба корпуса принимал участие во всех крупных делах кампании. В 1878 г. во главе Хнысского отряда направлен в верховья Евфрата на случай военных действий в Курдистане и назначен временным комендантом Эрзерума и исполняющим дела военного губернатора Эрзерумской области. Параллельно был назначен председателем соединённой русско-турецкой комиссии, определявшей условия перемирия на Кавказском театре и демаркационную линию. За войну 1877—1878 гг. Духовский награждён орденами Св. Анны 1-й степени с мечами и Св. Владимира 2-й степени с мечами. По окончании войны, в 1879 г. назначен начальником штаба Московского военного округа. В 1886 г. произведён в генерал-лейтенанты.
Приамурский генерал-губернатор С.М. Духовской. Фото: из открытых источников
В 1893 г. назначен генерал-губернатором Приамурского края, где проявил себя решительным и деятельным администратором. Всемерно поддерживал строительство Уссурийской железной дороги, которая вошла в эксплуатацию в 1897 г. По его предложению некоторые станции были названы именами инженеров-строителей: Кругликово, Розенгартовка, Дормидонтовка, Красицкое, Вяземский, Шмаковка и др. Основал Амурско-Уссурийскую казачью флотилию (в дальнейшем преобразована в Амурскую военную флотилию), усилил военные позиции России на Востоке. Духовской сделал немало для развития начального образования, улучшения медицинского обслуживания, создания местной печати. При нем стала выходить газета "Приамурские ведомости" — первый официальный печатный орган Приамурья. Содействовал созданию Приамурского отдела Императорского Русского географического общества, музея и общедоступной библиотеки.
В 1898 г. Духовской был назначен Туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа. В 1900 г. произведён в генералы от инфантерии и назначен членом Государственного совета. Скончался в 1901 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре.
19 октября 1862 г. родился Александр Иванович Матюшенский
Писатель, писатель и журналист Александр Матюшенский родился в селе Александров Гай Саратовской губернии, в семье священника. Окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1880-х гг. “пошёл в народ” и три года провёл в странствиях по Оренбургской губернии и Западной Сибири. Работал на крестьянских полях, на золотых приисках, на железной дороге, на мельнице, грузчиком на пристанях Волги, точильщиком, сапожником, строителем, учителем.
В 1890-е гг. занялся журналистикой, сотрудничал со многими изданиями. Сложный характер Матюшенского и острые конфликты вынуждали его менять газеты и места жительства. В 1895 г. поселился в Самаре, работал в “Самарской газете” В 1896 г. переехал в Одессу, где заведовал редакцией газеты “Южное обозрение” одновременно сотрудничал в газетах “Бессарабский вестник”(Кишинёв), “Казбек” (Владикавказ), “Новое обозрение” (Тифлис), писал в столичные газеты. С 1899 г. по 1903 г. жил в Баку.
В ноябре 1904 г. перебрался в Петербург и стал сотрудником газеты либерального направления “Сын Отечества”. В это время он сошёлся со священником Георгием Гапоном и оказался причастным к событиям Кровавого воскресенья 1905 г. В книге “Исповедь” Матюшенский пишет, что именно он по просьбе Гапона составил петицию царю, с которой 9 января 1905 г. рабочие отправились к Зимнему дворцу и были встречены винтовочными залпами. После провала на поприще общественно-политической деятельности, А. И. Матюшенский вернулся в журналистику и стал писать материалы скандальной направленности.
Александр Матюшенский. Фото: из открытых источников
В 1910 г. Матюшенский приехал в Благовещенск. Поначалу сотрудничал с газетой “Амурский листок” подписывая материалы псевдонимами А. Седой, А. Иванович, Изгой, а затем стал издавать газеты откровенно бульварного толка: “Амурский пионер” (1911–1912) и “Благовещенское утро” (1912–1917). Газеты пользовались популярностью, а вокруг личности редактора постоянно кипели нешуточные страсти. На страницах “Амурского пионера” и “Благовещенского утра” в 1912 г. увидел свет коллективный роман “Амурские волки”, принёсший Матюшенскому литературную известность и определённый доход. Роман имел большой успех. Затем был роман из местной жизни “Фальшивые сторублёвки” (1913), ставший образцом низкопробной бульварной беллетристики и роман “Взаимный банк” (1916).
После Февральской революции издание “Благовещенского утра” было прекращено, Матюшенский уехал на родину, но вскоре вернулся в Благовещенск. В 1921 г. он был арестован и заключён в тюрьму по обвинению в связях с подпольной белогвардейской организацией. Его приговорили к смертной казни, но приговор был отменён и Матюшенского отправили в Читу (в то время — столица ДВР). В 1923 г. был освобежден. вернулся в Благовещенск, но затем нелегально переправился через Амур и добрался до Харбина. Здесь он работал в газетах "Копейка", "Рупор" и др. 15 апреля 1931 г. А. И. Матюшенский скончался и был похоронен на Успенском кладбище в Харбине.
Одна из бульварных брошюр А.И. Матюшенского. Фото: из открытых источников
19 октября 1897 г. открытие дока Цесаревича — первого сухого дока во Владивостоке
Контракт на постройку сухого дока во Владивостоке был подписан в 1890 г. с Т.Д. “О.В.Линдгольм и Ко", который до этого уже занимался постройкой плавучего дока для военного порта. Техническое руководство строительством осуществлял главный инженер-полковник Морского ведомства Василий Васильевич Иванов.
Официальная закладка сухого дока состоялась 18 мая 1991 г. в 10.00 в присутствии наследника-цесаревича Николая (будущий император Николай II). Цесаревич нагрузил и вывез первую тачку с грунтом, а затем собственноручно заложил закладную доску и залил её цементом. В 1896 г. на Всероссийской Нижегородской художественно-промышленной выставке выставлялась модель Владивостокского дока и приводились данные о его размерах: длина дока составляла 500 футов (152,4 м), так что в нём мог разместиться довольно крупный военный корабль длиной до 550 футов (167,64 м).
19 октября 1897 г. состоялась церемония открытия сухого дока, названного доком Цесаревича Николая. Первым кораблем, введенным в этот день в док, стал крейсер 1 ранга “Дмитрий Донской”. Первый сухой док Военного порта, ныне сухой док Дльзавода, работает и поныне.