Один из крупнейших рыбопромышленников Дальнего Востока Сергей Дарькин может потерять часть квот на кальмаров, вылов которых является одним из источников дохода для "Находкинской базы активного морского рыболовства" (НБАМР). Росрыболовство уже предпринимало попытку решить компанию квот из-за невыполнения условий договора, но суд встал на сторону бизнеса. Теперь регулятор обновил свои претензии, предварительное судебное заседание суд назначил на 13 декабря, сообщает ИА PrimaMedia.
Федеральное агентство по рыболовству (в лице своего Приморского территориального управления) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к ПАО "НБАМР" о досрочном расторжении договора о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов № ДВ-М-109 от 05.09.2018 года, №o ДВ-М-4 от 15.08.2018 г. В первом случае речь идёт о квотах на вылов кальмаров в Южно-Курильской зоне
В 2020 году Росрыболовство уже пыталось в этом же суде добиться расторжения договора, но Фемида отказала регулятору.
"Находкинская база активного морского рыболовства" — интегрированное предприятие, в состав которого входит несколько дочерних компаний и обособленных структурных подразделений. Флот компании состоит из более десяти судов. АО "Дальинвестгрупп" (Москва) владеет 86,71% (88,31% обыкновенных) акций НБАМР. В свою очередь владельцем 75% акций "Дальинвестгрупп" является Лариса Белоброва, чье состояние Forbes ранее оценил в $250 млн.
Не выбрал — отберём
Как следует из материалов дела, 1 декабря 2008 года между Федеральным агентством по рыболовству и ПАО "НБАМР" был заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства No25\ДДЭ-00069 — кальмаров в Южно-Курильской зоне в размере доли 0,428%.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 договора компания взяла на себя обязательства осуществлять добычу в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении. Согласно пункту 5 договора, срок действия был установлен на десять лет, до 1 декабря 2018 года.
5 сентября 2018 года была проведена процедура переоформления, в рамках которой между Росрыболовством и НБАМР был заключен новый договор для осуществления промышленного рыболовства NoДВ-М-109 — кальмаров в Южно-Курильской зоне в размере доли 6,076%.
Главные экономические темы — в фокусе ИА PrimaMedia
В своем иске регулятор ссылался на то, что согласно представленным НБАМР сведениям о вылове водных биологических ресурсов, компания в течение трех лет подряд (1 января 2017 года по 31декабря 2019) осуществляла добычу кальмаров в объеме менее 50% промышленных квот, что, по мнению Росрыболовства, является безусловным основанием для расторжения договора от 5 сентября 2018 года.
В итоге комиссия Росрыболовства приняла решение о расторжении договора и направила требование НБАМР исполнить его в добровольном порядке, однако компания отказалась подписать соглашение. В итоге Арбитражный суд Приморья, а потом и Пятый арбитражный апелляционный суд встали на сторону находкинской компании, ссылаясь на тот факт, что в речь идет все же о двух разных договорах.
Прошёл год, и регулятор обновил свои претензии. Посмотрим, чья возьмёт на этот раз.
Есть за что бороться
По данным ПАО "НБАМР", компания является основным добытчиком кальмаров среди предприятий Приморья. Так, в 2020 году в целом было добыто 45 тысяч тонн кальмара, в том числе находкинская компания выловила 40,5 тысячу тонн (рост в 2,3 раза к 2019 году). При этом, в 2018 году процент освоения квот составил 69%, в 2019 году — 43%, в 2020 году — уже 98%. Успешные показатели 2020 года компания объяснила хорошей промысловой обстановкой.
В структуре вылова НБАМР в 2020 году на долю кальмара приходится 20%, тогда как основным объектом добычи является минтай с долей 55%.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, по итогам 2020 года ПАО "НБАМР" получило 12,5 млрд рублей выручки и 1,8 млрд рублей чистой прибыли (против 0,4 млрд рублей в 2019 году).