Развитие Северного морского пути обсудили в рамках круглого стола "Преодолевая холод. Освоение Арктики: Вызовы и возможности для Дальнего Востока России" (12+), который прошел во Владивостоке в рамках совместного проекта Приморского регионального отделения Союза журналистов России и Дальневосточного отделения Российской Академии наук. Задачу оценивали комплексно: на круглом столе "Дискуссионного клуба "Тихоокеанская Россия" под председательством президента ДВО РАН, вице-президента РАН, академика Валентина Сергиенко обсуждалась экономическая, политическая и военная составляющая развития Севморпути.
О значении Владивостокского морского торгового порта, который выбран базовым портом Северного морского пути, заявил помощник ректора по научной работе Морского государственного университета имени Г. И. Невельского Михаил Холоша. По мнению эксперта, при оценке деятельности ВМТП нужно учитывать не только то, что он дает региону и городскому округу, но и то, что он дает, в целом, стране, сообщает ИА PrimaMedia.
Михаил Холоша. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Как житель Владивостока, хочу сказать с чувством гордости о ВМТП, — заметил Михаил Холоша. — Понимаете, значение этого порта преуменьшают. Вот они заплатили какие-то налоги. Ну, молодцы… А кто-нибудь посмотрел, какую роль сыграл ВМТП в системе поступления в федеральный бюджет? Ведь этот порт генерирует в него доходы на уровне бюджета всего Приморского края. Это деньги, которые уходят в федеральный бюджет по умолчанию в силу таможенного регулирования".
По мнению Михаила Холоши, Северный морской путь вполне может стать дополняющей альтернативой DeepSea (морской транспортный путь из стран Запада в АТР через Суэцкий канал — прим. ред.), а ВМТП — реализовать свой потенциал на перекрестке транспортных потоков: "Здесь имеется вся нужная инфраструктура: и сам порт, и склады, и железная дорога. Именно сюда идет грузопоток, который формирует поступления в федеральный бюджет".
Такой же точки зрения придерживаются в самой компании. Аркадий Коростелев, президент транспортной группы FESCO (головная компания ПАО "ВМТП", крупнейшая частная транспортно-логистическая компания России — прим. ред.), сообщил, что из планируемого грузопотока СМП, который к 2025 году должен составлять порядка 80 млн тонн, порядка 30 млн тонн будет приходиться на контейнерные грузы: "Соответственно, мы будем развивать эти компетенции и участвовать в контейнеризации грузов".
Аркадий Коростелев. Фото: пресс-служба ВМТП
Напомним, в рамках ВЭФ-2021 было подписано соглашение между госкорпорацией "Росатом" и компанией FESCO о том, что ВМТП, являющийся лидером по контейнерообороту среди российских портов, выбран базовым портом на Дальнем Востоке для развития Северного морского пути.
В настоящее время Владивостокский морской торговый порт совместно с Дальневосточным научно-исследовательским институтом морского флота (ДНИИМФ) прорабатывает вопрос о проектировании глубоководного причала с длиной причальной стенки около 750 метров. Это позволит принимать грузы из Японии, Республики Корея и Китая и перегружать их на суда ледового класса для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути. По предварительным оценкам, создание глубоководного причала позволит обрабатывать более 1,5 млн ТEU в год.
Директор по коммуникациям ПАО "Владивостокский морской торговый порт" Никита Томилин напомнил, что развитие порта всегда означало развитие Приморья.
Никита Томилин. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Наш порт моложе Владивостока всего на 30 лет, фактически они ровесники. Исторически Владивосток строился вокруг нашего порта. И чем больше мы развиваемся, тем больше мы делаем социальных программ, тем больше налогов мы отчисляем в местные бюджеты. Соответственно, развитие Северного морского пути напрямую повлияет на доходы, которые формируют налоговые отчисления. Другими словами, это развитие для всех жителей Приморья", — сказал Никита Томилин.
Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан в декабре 2020 года Приморским отделением Союза журналистов России при поддержке Дальневосточного отделения РАН. Основная цель клуба — создание нового экспертного института, который будет способствовать эффективному практическому внедрению концепций развития Дальнего Востока. К работе клуба привлечены в качестве экспертов гражданские активисты, представители научного сообщества, институтов развития, органов власти и бизнеса.