Могучая постановка Мариинского театра по могучей опере Модеста Мусоргского "Хованщина" с живой лошадью и сгоревшим скитом на сцене впервые осуществлена во Владивостоке. 19-20 ноября под управлением директора, художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева прошли первые две постановки. Остались еще три, которые пройдут в декабре. После чего дорогостоящие исторические декорации и костюмы вернутся в Санкт-Петербург. Но это, как сказал маэстро на пресс-конференции, посвященной премьере во Владивостоке, обычная практика. Пять показов "Хованщины" в сезон считают большой удачей меломаны Милана, Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Теперь в условный клуб "Даешь "Хованщину!" вступили и жители Владивостока, одним из которых стал корр. ИА PrimaMedia.
Народную музыкальную драму (оперу) "Хованщина" в пяти действиях и шести картинах выдающийся русский композитор Модест Мусоргский (1839–1881) писал с перерывами до самых последних дней своей жизни. В основу либретто, написанным самим Мусоргским с помощью критика Владимира Стасова, легли события, произошедшие на Руси после 1682 года, когда после смерти царя Федора Алексеевича власть фактически перешла к царевне Софье, хотя официально коронован был десятилетний Петр. После случившегося в мае стрелецкого бунта фактическая власть перешла к князю Иван Хованский (этот период получил название "Хованщина"). В своем либретто Мусоргский использовал не только события этого бунта, но и двух последующих — 1689-го и 1698 года, после чего власть окончательно перешла к Петру I.
Первый показ "Хованщины" во Владивостоке. 19 ноября 2021 года. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Работу над "Хованщиной" Мусоргский не закончил: остался незавершенным мелкий фрагмент в финальной сцене и почти полностью отсутствовала оркестровка — бо́льшая часть музыки была записана композитором в виде клавира. Впервые всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, который значительно изменил ее, дописав необходимые связки, сменив тональность некоторых фрагментов, а также убрав часть из них. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 году и вызвала критику, связанную с тем, что он не сохранил истинного замысла композитора. В настоящее время практически все театры мира ставят "Хованщину" в оркестровке Дмитрия Шостаковича (эта версия была сделана в 1958 году).
К слову, многие поколения приморцев на протяжении длительного времени просыпались в 6.00 под увертюру к опере "Хованщина" ("Рассвет над Москвой-рекой"), которая была утренними позывными приморского радио.
Постановка, которую увидели владивостокцы, была сделана Валерием Гергиевым в 1989 году в Мариинском театре (тогда он назывался очень торжественно — Ленинградским ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академическим театром оперы и балета имени С. М. Кирова, а если попросту, то Кировским театром). Тогда будущему всемирно известному маэстро исполнилось 36 лет и он считался молодым перспективным дирижером.
"Я пригласил Эмиля Пасынкова (известный советский оперный режиссер и педагог — прим. ред.), и мы очень много работали над спектаклем. Мы тогда не имели возможности пользоваться Интернетом и посмотреть ранее заснятые спектакли. Создавался он заново, в исторических декорациях и костюмах, которые лучше пока еще никто не создал. Спектакль транслировался на всю страну. Мне даже звонил Евгений Федорович Светланов (выдающийся советский дирижер — прим.ред.) и поздравлял меня с успехом", — рассказал Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев на пресс-конференции. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Концовка версии, которую увидели владивостокцы, не повторяет концовку, оркестрованную Римским-Корсаковым и Шостаковичем. Это, как сказал Гергиев, версия Мариинского театра, очень острожная, но своя.
Позже, рассуждая о новаторстве в современном оперном мире, маэстро сделал концептуальное признание: "Моя работа в театре — еще и защищать композиторов. Стоять на страже. И это не консерватизм. Это моя точка зрения".
Во Владивостоке премьера "Хованщины" планировалась еще летом, в рамках традиционного Международного дальневосточного фестиваля "Мариинский". К сожалению, по объективным причинам этого не произошло. Тем не менее, обещание оказалось выполненным. 19 ноября состоялся первый показ "Хованщины" на сцене приморской Мариинки.
"Я бы хотел, чтобы этот спектакль жил на сцене приморского театра. Об этом сегодня можно сказать твердо. Величайшая опера, и, надеюсь, здесь она будет идти много-много лет. Вчера хор Приморской сцены Мариинского театра, мне кажется, показал себя очень достойно. И я поздравил с этим весь коллектив", — оценил первую премьерную постановку "Хованщины" во Владивостоке Валерий Гергиев на пресс-конференции, состоявшей на следующий день, 20 ноября, за полтора часа до начала второго представления.
Первый показ "Хованщины" во Владивостоке. 19 ноября 2021 года. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
По словам, художественного руководителя и главного дирижера Мариинки, на протяжении первых пяти спектаклей солисты, оркестр, хор, балетная труппа, миманс Приморской сцены "полностью овладеют этим спектаклем". Кстати, процесс ввода приморских солистов начался — многие из них, пусть не в главных партиях, пели вместе с ведущими солистами Мариинского театра.
После пяти показов (следующие три запланированы на 3, 5 и 7 декабря), декорации и костюмы вернутся в Санкт-Петербург. Расстраиваться по этому поводу не стоит, успокоил маэстро. Пять показов в сезон такой великой оперы, как "Хованщина", — это нормально. То же самое происходит, когда оперу привозят на лучшие оперные площадки мира — "Ла Скала" в Милане, "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, "Ковен-Гарден" в Лондоне, "Гранд-опера" в Париже.
"Я приезжал в Нью-Йорк и дирижировал в "Метрополитен Опера" оперой "Борис Годунов", "Парсифаль" и другими. Четыре-пять раз идут такие спектакли. Это норма. И весь Нью-Йорк знает, что надо либо успеть попасть в театр в один из этих вечеров, либо ждать года три, когда это название вернется, — сказал Валерий Гергиев.
Впрочем, у владивостокцев уже сейчас есть возможность сходить на "Хованщину". Ведь осталось еще три спектакля.
Корр. ИА PrimaMedia побывал на постановке, состоявшейся 20 ноября, в субботу, в непривычное для премьер время — в 14.00. Однако следует заметить, что чем бы ни было вызвано такое решение, оно оказалось очень удачным. Слушать почти пятичасовую оперу, которая, по мнению рядовых слушателей, является элитарной и требует особой подготовки, в вечернее время, да еще в будний день, прямо скажем, трудно физически. А тут суббота, выходной, все выспались, не торопясь позавтракали, приготовили лучшую одежду, подобающую высокому моменту, и отравились в театр.
Пусть многих привлекал лишь тот факт, что за дирижерским пультом находился "сам Гергиев". По мере того как разворачивалось действие на сцене, начинало приходить сознание того, что ты действительно присутствуешь на важном в твоей жизни событии.
Гармония, величие и красота — этими тремя словами можно кратко описать ощущение от спектакля. Великолепно играющий оркестр (во Владивосток приехали музыканты главной, петербургской Мариинки), великолепное управление оркестром и всем действием (как говорится, Гергиев держит марку), великолепное пение хора и солистов Михаила Петренко (князь Иван Хованский), Евгения Акимова (молодой князь Андрей Хованский), Олега Видемана (князь Василий Голицын), Владислав Сулимского (боярин Шакловитый), народного артиста России Владимира Ванеева (глава раскольников Досифей), Екатерины Сергеевой (раскольница Марфа), Владислава Чибирева (боярин Стрешнев). И да, совершенно прав Валерий Гергиев, сказавший на пресс-конференции, что во владивостокских постановках "Хованщине" произошло истинное слияние двух сцен Мариинки — петербургской и приморской.
Несомненной удачей можно назвать исполнение Ильей Астафуровым партии Подъячего (что особенно приятно, поскольку Астафуров — коренной житель Владивостока, здесь пению учился, здесь, как говорится, и пригодился). Ожидаемо хороши были Алена Диянова (старая раскольница Сусанна) и Мария Суздальцева (Эмма, девушка из немецкой слободы). Органично вошли в общую ткань оперного действия Владимир Волков (Варсонофьев, приближенный князя Голицына), Всеволод Марилов (стрелец Кузька), Дмитрий Мигулев (Пастор), Сергей Плешивцев и Евгений Плеханов (1-й и 2-й стрельцы), Роман Крукович (Клеврет).
С учетом пандемийной истории в зале Приморской сцены был настоящий аншлаг, что вдвойне приятно (во-первых, опера как таковая владивостокцам все более интересна; во-вторых, люди вакцинируются от ковида и получают необходимый для посещения театра QR-код). Было много молодежи, воспользовавшейся "Пушкинской картой". В антракте в очереди в буфет случилось услышать разговор группы молодых людей.
Говорили о настоящей лошади, на которой приехал на декоративную Красную площадь князь Иван Хованский, сиречь лауреат международных конкурсов Михаил Петренко. Говорили о том, что нужно побольше почитать про этот период российской истории. Удивлялись, откуда такой большой хор ("Из Питера, наверное, привезли"). Нет, ребята, хор наш, местный, набран из владивостокских певцов (правда, в этот раз он был усилен девятью солистами Мариинки). Приходите и на другие спектакли приморской Мариинки, услышите, как он хорош в "Евгении Онегине", "Кармен", "Риголетто", "Дон Карлосе", "Травиате", "Тоске" и т.д.
Первый показ "Хованщины" во Владивостоке. 19 ноября 2021 года. Фото: Илья Коротков, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра
Примечательно, что никто в зале до конца действия своих мест не покинул. И это, и то, как продолжительно аплодировали зрители певцам, дирижеру и музыкантам по окончании спектакля, и какой аншлаг удалось собрать в зале, говорит о том, что Приморской сцене нужно как можно больше премьер, как можно больше новых, свежих постановок. И не только оперных, конечно, но и балетных.
На пресс-конференции Валерий Гергиев обнадежил, что новинки на приморской сцене обязательно будут. Прежде всего, были названы оперы "Руслан и Людмила" Михаила Глинки, "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, "Мазепа" Петра Чайковского. Чуть позже может быть поставлена его же "Орлеанская дева". Оперный репертуар приморской Мариинки будет расширяться не только за счет русской классики, но и за счет французских, немецких и итальянских опер. Любителей балета в обозримом будущем ожидает "Раймонда" Александра Глазунова.
"Будем думать, что можно сделать в идеале, а потом соизмерять наши желания с возможностями. Я думаю, будет возможно делать четыре-пять оперных спектаклей в год. Из них полностью два спектакли здесь и еще три в Петербурге (их, как "Хованщину", будут привозить во Владивосток — прим. ред.)", — пообещал Валерий Гергиев.
Большие планы директор и художественный руководитель Мариинки связывает со строительством во Владивостоке еще одной площадки Приморской сцены (в музейно-театральном центре, который возводится на Орлиной сопке, по улице Аксаковской).
Валерий Гергиев рассчитывает, что к концу 2023 года театр получит новую, хорошо технически вооруженную площадку (примерно на 30 лет современнее здания на Фастовской, 20) со сценой-трасформером и залом на 1,3 тысячи мест.
Владивостоку нужна школа театрально-музыкального искусства, в которой будут учиться не только будущие музыканты, певцы и танцоры, но и, например, компьютерные дизайнеры, костюмеры, мастера по изготовлению декораций, реквизита и т.д. Несомненно, это позволит изготавливать больше спектаклей у нас во Владивостоке.
"Все, что мы делаем для Приморья, мы делаем для Приморья. И мы все считаем для себя обязательством и огромным удовольствием выступать во Владивостоке", — сказал Валерий Гергиев, завершая пресс-конференцию.