Миллиардеры Владимир Потанин (компания "Интеррос") и Араз Агаларов (Crocus Group) нашли приложение своим интересам на острове Русский. Первый зашел в приморский "офшор", чтобы получить дополнительные льготы для своих амбициозных проектов на Дальнем Востоке. Второй, уже имеющий опыт строительства на острове кампуса ДВФУ, займётся комплексной застройкой и реализацией проекта гостиничного комплекса "Приморские тропики" заявленной стоимостью 58 млрд рублей. Портам Приморья, с сентября работающим в авральном режиме на фоне нескончаемого потока контейнеров из Китая, в следующем году придется учитывать в своем и без того забитом графике обязательные "окна" для грузов в рамках "северного завоза". Вопрос в другом — смогут ли наладить качественный приём грузов в портах северных регионов, зачастую по уровню обслуживания остающихся ещё в прошлом веке. Тем временем в Приморье нарушено затишье по части корпоративных скандалов — в прошлом политик, а ныне бизнесмен Геннадий Лазарев, недавно избранный гендиректором "Восточной верфи", вновь атакован противостоящим его семье блоком акционеров.
"Тихая гавань" для "Интерроса"
На прошлой неделе стало известно, что компания Владимира Потанина (№2 в рейтинге российского Forbes c cостоянием $27 млрд) "Интеррос" зарегистрировала международную компанию (МК) ООО "Интеррос Капитал" в специальном административном районе (САР) на острове Русском.
Предполагается, что в качестве резидента САР "Интеррос Капитал" будет осуществлять инвестиционные проекты группы "Интеррос" на Дальнем Востоке, включая создание нового курорта "Парк Три вулкана" на Камчатке, и деятельность инвестиционного венчурного фонда "Восход", который будет заниматься инвестициями в высокотехнологичные проекты и стартапы.
Пикантность ситуации в том, что бюджеты Владивостока и Приморья в целом получает от резидентов местечкового "офшора", каковых с учетом новичка на данный момент насчитывается аж пять (!), лишь "дырку от бублика", так как российские олигархи в любом случае не собираются обживать остров и переводить сюда свои офисы, за исключением тех, что требуются при регистрации.
Механизм САР начал действовать на островах Русский и Октябрьский с осени 2018 года. Стать резидентом САР может любая компания, кроме кредитных и других финансовых организаций, платежных систем и т. д. В течение года резидент обязуется инвестировать на территории РФ не менее 50 млн рублей. Это могут быть вложения как в дочерние структуры самой компании, так и в другой бизнес.
Два первых резидента САР — МК "Финвижн Холдингс" и МК "Доналинк" — уже полностью исполнили обязательства по осуществлению инвестиций в общем объеме более 108 млн рублей, в том числе 58 млн рублей в качестве капитальных вложений. Но что это дало экономике Приморья — большой вопрос.
На этом фоне куда более интересным выглядит второй заход на остро Русский президента Crocus Group Араза Агаларова (№100 в рейтинге российского Forbes c cостоянием $1,2 млрд), в своё время понесшего потери при строительстве кампуса ДВФУ.
"Крокус" рассчитывает выиграть готовящийся госкорпорацией "ДОМ.РФ" аукцион "за долю" по участку площадью 26,9 гектаров на острове Русский вблизи застройки ЖСК "Остров". Градостроительный потенциал территории составляет 113 тысяч кв. метров индивидуальной и многоквартирной жилой застройки. Напомним, что проводимые "ДОМ.РФ" земельные аукционы в формате "за долю" предполагают, что победитель должен будет передать госкомпании долю (стартовое значение — 9%) жилых помещений в построенном жилом комплексе.
Другой проект Агаларова на острове Русском — гостиничный комплекс "Приморские тропики", который планируется построить до 2030 года. Предполагается, что на его территории разместятся отели, конференц-залы, аквапарк и спортивные объекты. Общая площадь комплекса займёт порядка 350 тысяч квадратных метров.
Интересно, за сколько лет глава "Крокуса" планирует отбить свои будущие вложения и какую помощь он при этом получит от государства?
За 75% капитала RFP Group IIDA Group выложит около $525 млн с учётом инвестиций
Битва за кресло гендиректора "Восточной верфи" продолжается
У президента ВГУЭС и экс-депутата Законодательного собрания Приморского края Геннадия Лазарева вновь возникли определённые сложности в АО "Восточная верфь" (Владивосток), гендиректором которого он был избран на внеочередном собрании акционеров в ноябре после нескольких месяцев работы с приставкой врио.
Как стало известно ИА PrimaMedia, на 29 декабря назначено новое внеочередное собрание акционеров, в повестке дня которого стоит вопрос досрочного прекращения полномочий гендиректора Геннадия Лазарева и избрание нового гендиректора. Под сообщением о созыве этого собрания стоит подпись гендиректора Сергея Баканёва, которого, по идее, Геннадий Иннокентьевич и сменил во главе компании.
Напомним, что в том собрании приняли участие акционеры, в совокупности владеющие 67,766% акций предприятия. По вопросу избрания Геннадия Лазарева "за" было подано 90,293% от принявших участия в собрании.
Согласно действующей версии устава АО "Восточная верфь", гендиректор "избирается общим собрание акционеров общества на срок четыре года, с правом последующего переизбрания неограниченное количество раз".
На данный момент 73-летнему Геннадию Лазареву напрямую принадлежит 19,54% акций АО "Восточная верфь". Ещё 19% у сына Геннадия Лазарева Иннокентия Лазарева. С учётом ценных бумаг, принадлежащих семье Лазаревых и контролируемым ими и партнерами структурами, этот блок полноценно контролирует предприятие.
В действующий совет директоров "Восточной верфи", избранный на годовом собрании 30 июня 2021 года, входят Геннадий Лазарев, Иннокентий Лазарев, бывший прокурор и вице-губернатор Приморского края Валерий Василенко, Александр Лысенко, Ольга Буглак, Денис Манежкин и Андрей Мирошниченко.
В настоящее время "Восточная верфь" отрабатывает крупный контракт на строительство судов-краболовов в рамках программы инвестквот.
Один из ведущих экспертов транспортной отрасли региона напоминает о национальных приоритетах
Портам Приморья пригрозили "северным завозом"
Портам Приморья, с сентября работающим в авральном режиме на фоне нескончаемого потока контейнеров из Китая, в следующем году придется учитывать в своем и без того забитом графике обязательные "окна" для грузов в рамках "северного завоза". Вопрос в другом — смогут ли наладить качественный приём грузов в портах северных регионов, зачастую по уровню обслуживания остающихся ещё в прошлом веке.
Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики на фоне проблем, возникших в портовой отрасли Приморья в конце уходящего года, предлагает законодательно закрепить приоритетность отправки грузов, обслуживания судов и других транспортных средств, обеспечивающих "северный завоз". Это значит, что стивидоры будут вынуждены перестраивать свой график работы с международными грузами, если даже проблемы возникают не по их вине, а из-за срывов на судоходных линиях или железной дороге.
К сентябрю 2021 года порты Владивосток и Восточный на фоне мирового логистического кризиса оказались забиты контейнерами, что привело к осложнениям с отправкой каботажных грузов на Дальнем Востоке. Полная нормализация ситуации с доставкой грузов из Приморья в порты Чукотки, Камчатки, Сахалина и Магадана ожидается в середине декабря.
Законопроект о комплексном регулировании Северного завоза будет представлен в начале 2022 года, заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в ходе выступления на Совете законодателей РФ. В законопроекте предлагается закрепить распределение функций, задач и обязанностей по организации гарантированного обеспечения населения на всех уровнях власти — федеральном, региональном и местном.
Министр в своём выступлении отметил, что с момента прекращения существования СССР и до настоящего времени не было системного регулирования Северного завоза.
Система была полностью децентрализована, и полномочия переданы не только на уровень региональной, но даже на уровень муниципальной власти. Отсюда очень разная эффективность снабжения, прямо зависящая от бюджетной обеспеченности соответствующих регионов, муниципалитетов или крупнейших корпораций, которые находятся на соответствующих территориях,
— сказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
В связи с тем, что "северный завоз" осуществляется в ограниченный период времени, предлагается разработать критерии для отнесения продукции к категории обязательных.
"Кроме того, необходимо определить критерии отнесения к районам с ограниченным сроком завоза, возможно, категорирование этих районов по периодам возможного транспортного сообщения", — пояснил министр.
Архитекторы Валерия Лаптева и Михаил Покровский считают, что участков под новое жилье в границах существующей застройки ещё предостаточно
Также Минвостокразвития предлагает в новом законопроекте закрепить положение о создании и функционировании федеральной системы мониторинга Северного завоза, включающего транспортно-логистический мониторинг, мониторинг финансового обеспечения мероприятий и мониторинг обеспечения территорий энергетическими ресурсами, а также соответствующими номенклатуре продуктами и товарами.
"Как мы уже сообщали, подведомственным учреждением министерства, Восточным центром государственного планирования создан прототип цифрового двойника "Северного завоза", мы его называем "Яндекс-такси для Северного завоза". В качестве пилотной территории выбрана республика Саха (Якутия), в течение января-февраля пилотная система будет апробироваться на территории Якутии. Это позволит построить оптимальный маршрут поставок в каждый конкретный поселок, определит стоимость и объем. И в случае успешного тестирования, в течение 2022 года она будет распространена и на другие регионы Арктической зоны Российской Федерации, и на все территории, попадающие под понятие "Северного завоза", — рассказал Алексей Чекунковь (цитата по "Интерфаксу").
Министр транспорта Виталий Савельев, в свою очередь, отметил, что важно проводить работу именно с субъектами (а субъектам надо работать с экспедиторскими компаниями), чтобы они заказывали вовремя грузы.
Минтранс РФ ранее предложил внести законодательную поправку в федеральный закон о морских портах, обязывающую операторов портов приоритетно обрабатывать социальные значимые грузы. Для обеспечения бесперебойных поставок в труднодоступные регионы Дальнего Востока и Арктической зоны также планируется внести изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ). Кроме того, администрации морских портов будут наделены функциями мониторинга нахождения и движения грузов, а операторы будут обязаны информировать их о поступлении и убытии таких грузов. Минтранс также намерен обязать линейных морских привозчиков обеспечивать приоритетную перевозку социально значимых грузов по заявкам субъектов РФ.
Зерно из Владивостока будут переваливать через "Порт Гайдамак"
Транспортная группа FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство") для разгрузки принадлежащего ей "Владивостокского морского торгового порта" (ВМТП) выкупила "Порт Гайдамак" с расчётом на создание на его базе терминала по перевалке зерновых грузов из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Планируется, что после окончания модернизации терминала в 2024 году будут созданы мощности для перевалки зерна с использованием элеваторов в объеме более 400 тысяч тонн в год. При этом порт продолжит обработку генеральных грузов в импортном, экспортном и каботажном направлениях.
Главные экономические темы — в фокусе ИА PrimaMedia
"На базе объединенного терминала "ФЕМСТА" и "Порта Гайдамак" мы создаем современные мощности для перевалки зерна с помощью элеваторов, так как видим растущий спрос и со стороны наших партнеров из Азии, и со стороны российских сельхозпроизводителей. Это будет принципиально новая услуга в Приморском крае, которую мы планируем реализовать в дополнение к перевалке генеральных грузов на терминале", — прокомментировал председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов.
АО "Порт Гайдамак" оказывает стивидорные и терминальные услуги, имеет примыкание к сети РЖД. Общая площадь составляет около 21 тысячи квадратных метров. Грузооборот в 2020 году составил 200 тысяч тонн, выручка — 60 млн рублей, чистая прибыль 4,4 млн рублей.
Интересно, что последняя открытая информация по владельцам "Порта Гайдамак" датируется аж 2013 годом — на тот момент компанию контролировали Арсений и Инна Зайцевы. Арсений Зайцев также являлся бенефициаром транспортно-экспедиторской компании "ТЭК Баграм ДВ" (все данные — система "Спарк-Интерфакс").