Вице-премьер и полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев в интервью телеканалу "Россия-24" (12+) подвел основные итоги работы по развитию Дальнего Востока за 2021 год. Наверно, впервые с такой отчетливостью стал виден тренд на окупаемость инвестиций, привлеченных в макрорегион.
Долгосрочный государственный проект развития Дальнего Востока, курируемый полпредством, надежно закрепился в стадии экономической отдачи, а российские власти в своей работе все чаще обращаются к положительному опыту ДВ-регионов. Одновременно необходимо, чтобы за темпами экономического роста поспевала социальная инфраструктура и комфортность жизни населения.
Главные тезисы, озвученные Юрием Трутневым в итоговом интервью, прокомментировал президента Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
Дальний Восток работает и зарабатывает
По словам полпреда, общая сумма уже вложенных в дальневосточную землю инвестиций составляет 2 трлн 180 млрд рублей. Из них более 600 млрд рублей приходится на этот год. Примечательно, что на все преференции (поддержку строительства инфраструктуры, налоговые льготы и так далее) государство потратило на 40 млрд денег меньше, чем уже получило от налоговых поступлений резидентов, хотя основная часть проектов еще строиться. На сегодняшний день инвестиции в Дальний Восток окупились и дали государству существенную прибыль.
В свою очередь это позволяет начать заниматься социальными проектами. Чтобы вкладывать деньги в социальную инфраструктуру — школы, больницы, детские сады, их надо вначале зарабатывать. И Дальний Восток их заработал. По словам Юрия Трутнева, на территории только в рамках механизма "Единой субсидии" и программы развития Дальнего Востока построено уже более 450 социальных объектов. Куплен новый транспорт, в больницы поставлено новое оборудование, приобретены квартиры для врачей и учителей.
"Длительное время Дальний Восток развивался по вахтовому принципу. А сейчас нам надо создать комфортные условия для жизни людей. Работы много. Но самое главное — она точно началась", — отметил Юрий Трутнев.
— Преувеличением было бы сказать, что год прошел под знаком Дальнего Востока, но следует заметить, новостей из ДВ-регионов поступает значительно больше. Более того, для российской власти Дальний Восток становится источником позитивных примеров — та роль, в которой исторически выступали Татарстан, Калужская, Кемеровская области. Мы видим, что психологически все чаще российские руководители апеллируют к опыту ДВ, — считает президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
Михаил Виноградов. Фото: с сайта Er.ru
Немаловажно, по мнению эксперта, фокусирование внимания властей на экономике вместо превалирования геополитической риторики "форпоста".
— Да, стратегическое и оборонительное значение Дальнего Востока остается, но понимание, что без полноценного саморазвития экономики он будет восприниматься обывателями из европейской части страны, скорее, как бремя, нежели как ресурс и актив — такие риски необходимо преодолевать, — подчеркивает Михаил Виноградов.
— Перенос акцентов на тему прибыльности, рентабельности, жизнеспособности старых и новых предприятий и объектов инфраструктуры мне кажется важным, потому что долгое время в риторике властей доминировала либо геополитика, либо попытка подменять реальные результаты масштабами государственных вложений, которые сами по себе не являются самоцелью и не могут быть устойчивыми драйверами развития.
Эксперт также счел знаковым открытие туристами Дальнего Востока, массово начавшееся в прошлом году и продолжившееся в этом.
— Пусть он и локальный, но он работает на узнаваемость макрорегиона и на интерес к нему, — подчеркнул Михаил Виноградов.
Еще один момент — особое внимание к развитию инфраструктуры ДВ — от инфраструктуры городов до новых транспортных объектов.
— Без создания полноценной экономической основы не преодолеть то освоение Дальнего Востока по вахтовому принципу, о котором и говорил Юрий Трутнев, и которое является непростым элементом сложившегося наследия, — отметил Михаил Виноградов.
Доместикация рыбной промышленности
Дальний Восток в этом году поставил рыбы в Китай на 67% меньше, чем в предыдущие, в связи с пандемийными ограничениями, объявленными соседней стороной. При этом выполнялось поручение президента РФ Владимира Владимировича Путина о введении механизма квоты в обмен на инвестиции. В результате был построен целый ряд рыбоперерабатывающих заводов. И та рыба, которая не ушла в Китай, была переработана в России, поставлена в другие регионы, поставлена в Европу. Приморье осваивает выпуск российских крупнотоннажных танкеров, способных работать на сжиженном природном газе, введено в эксплуатацию новое краболовное судно, а 16 — в процессе строительства. Юрий Трутнев подчеркнул, что "мы вышли из этой ситуации сильнее, чем были — и Дальний Восток, и вся Россия".
Это позволит предприятиям Приморья получить дополнительную загрузку и видеть перспективы развития
— Если называть вещи своими именами, Китай — сложный, не всегда предсказуемый партнер и в энергетике, и в поставках продовольствия, и в таможенных правилах, — прокомментировал Михаил Виноградов. — Это вовсе не секрет, просто об этом как-то не принято говорить вслух на фоне подчеркнуто комплиментарной официальной риторики в отношении Китая.Что тут важно?
Сегодня разговоры про переработку чего бы то ни было в России поистерлись от частого употребления. В этом плане рост переработки рыбы на ДВ, открытие новых профильных предприятий является значимым фактором перехода от разговоров к делу, позволяющим заодно компенсировать убытки от снижения поставок рыбы в Китай.
Тем более, что спрос на рыбу на внутреннем рынке есть. За последние лет 30 изменилась значимость рыбы в российском рационе. Если раньше рыбу воспринимали неким заменителем мяса в условиях продовольственного дефицита советской эпохи, то сейчас она востребована и популярна. Было бы позитивно, если увеличение доли российской рыбы на внутреннем рынке повлияет на ценовую ситуацию, сделает ее товаром, доступным для широкой категории граждан.
Субсидирование авиаперевозок: плюсы и минусы
Много внимания Юрий Трутнев уделил повышению транспортной доступности для жителей Дальнего Востока. Если в 2020 году на субсидирование авиаперевозок правительство РФ выделяло 5,7 млрд рублей, то в 2021 году это было уже 13 млрд, а в будущем 2022 году планируется сумма в 19,5 млрд, что позволит перевезти порядка 250 тысяч человек по субсидированным маршрутам дополнительно.
На данный момент нет никаких разъяснений, о какой квоте будет идти речь
Отметим, что здесь есть своеобразная двойственность. С одной стороны, Дальний Восток наконец-то перестает быть дотационным и начинает генерировать прибыль как себе, так и всей стране в целом. С другой стороны, остаётся много субсидируемых государством областей. Авиаперевозки — яркий пример. Насколько эффективна такая мера поддержки как субсидии на авиабилеты? Что она может принести кроме повышения уровня социального самочувствия?
— Безусловно, для жителей макрорегиона это психологически важная тема, — считает Михаил Виноградов. — Субсидирование, на мой взгляд, имеет две стороны медали. В проблемной следует отметить отсутствие гарантий, что так будет всегда, что возможность пользоваться субсидированными тарифами не исчезнет в один момент, не растворится к концу года в связи с исчерпанием лимитов. Есть и проблема с дотационностью внутреннего туризма. Российский туризм — и без того далеко не бюджетообразующая отрасль для всех регионов. И ценовая политика объектов гостеприимства кусается. Поэтому субсидирование перевозок делает историю с внутренним туризмом менее понятной. Наконец, разговор исключительно о субсидировании авиаперевозок смещает акцент с других, не менее важных тем. Например, с недавно упомянутым Юрием Трутневым обеспечением всепогодности перелетов.
С другой стороны, по мнению эксперта, сохранение субсидирование авиаперевозок на ДВ остается значимой и социально чувствительной историей. В этом смысле важно, чтобы она оставалась осмысленной.
— Чтобы не было тех настроений, как в ситуации с обманутыми дольщиками, когда за счет бюджета решались проблемы более обеспеченных слоев, — подчеркнул Михаил Виноградов. — Люди, не имеющие возможности купить квартиру, косвенно обеспечивали тех, кто квартиру купил, пусть и неудачно. Возможно, имеется расчет на значительное увеличение турпотока, которое органически повлияет на цену перелетов.
Но то, что — не без лоббистских усилий окружных и региональных властей — удается добиваться сохранение субсидирования авиаперевозок , конечно, инфраструктурно и психологически важный шаг, который снижает ощущение оторванности у населения и повышает скорость жизни.
Курильские острова станут уникальной преференциальной территорией
В интервью Юрий Трутнев сообщил, что на Курилах будет создан преференциальный режим. Он будет уникальным практически по всем видам налогов: любой инвестор, во-первых, сразу автоматически становится резидентом, а, во-вторых, не является налоговым агентов, то есть у него нет обязательств по отчетности перед налоговой инспекцией ("они просто даже не общаются"), и это в течение 20 лет. Соответствующий законопроект уже направлен в Госдуму, где ведется работа по его подготовке. Полпред выразил уверенность в том, что в начале будущего года документ будет принят и буде развернута работа с потенциальными инвесторами.
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Одно из перспективных направлений — зеленая энергетика. К ее развитию на территории уже проявляют интерес иностранные инвесторы. Датская компания заявилась на создание большого проекта по ветрогенерации, по строительству водородного кластера на Курилах. Одновременно у Курил есть огромный туристический потенциал, учитывая богатую историю, особенно острова Шумшу, на котором состоялось одно из завершающих сражений Второй мировой войны.
— Попытки насытить экономическим смыслом развитие Курил логичны в условиях, когда в целом растет экономическая рационализация освоения дальневосточных регионов, — отметил Михаил Виноградов. — Особенно важно убрать контраст между проговариваемым местом Курильских островов в дальневосточной и национальной повестках и их реальной периферийности, которая существует еще с советских времен. С такой точки зрения это интересно и как потенциально перспективная заявка, и как заход на "зеленую" энергетику, значимость которой за 2021 год заметно выросла. Я с интересом буду наблюдать за проектом. Было бы преждевременно говорить, что он обречен на успех и радикально изменит ситуацию, но он создал совокупность ожиданий и на самих Курилах, и на Сахалине, и на Дальнем Востоке в целом.
Когда кризис идет на пользу
Год был знаменателен тем, что крупные континуальные проекты стали давать уже сейчас свои сезонные плоды. Возрождение рыболовецкого и торгового флотов заметно в Приморском крае, на Сахалине — развитие портовой инфраструктуры для последующего освоения северного морского пути. В Бурятии введен в эксплуатацию новый железнодорожный туннель, который повысил пропускную способность БАМа в 5 раз. В Амурской области построен крупнейший в России и один из крупнейших в мире газоперерабатывающих заводов и так далее. При этом макрорегион столкнулся со стрессами общемировыми, общероссийскими и внутренними. Что, безусловно, дает право оценить его текущую стрессоустойчивость.
— Год был разноречив. Были события и тенденции и позитивные, и негативные и. Вопрос, как извлечь уроки из последних, не менее важен, чем тот, как удалось достигнуть роста? — считает Михаил Виноградов. — Те же пожары в Якутии или дискуссии вокруг QR-кодов, особенно в Магаданской области, на Чукотке, — они при всем прочем позволили усилить акцент на специфике дальневосточной территории. Без такого соотнесения механическая реализация тех или иных мер будет абсурдом. Актуализация специфики — один из важных позитивных результатов, пусть и имеющая в основе негативные поводы.
Эксперт еще раз подчеркнул, что усиление рационализации государственных вложений, самодостаточности экономики, поиск отдачи и получение прибыли — крайне важно на фоне некоторой усталости от общих разговоров.
— Дальний Восток неоднократно называли прорывным регионом России в 21-м веке. Без четкой конкретики, без четкого насыщения, без преодоления инфраструктурного и социального отставания, которое наблюдалось в регионах ДВ, эти слова перестали бы звучать реалистично, — отметил Михаил Виноградов.
Также эксперт отметил повышение стрессоустойчивости макрорегиона в непростых условиях пандемии, транспортного кризиса и других.
— На этом фоне примечательно появление новых промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, газоперерабатывающий завод в Амурской области — крупнейший в России. Новые инфраструктурные проекты по сообщению с Китаем, тоннели на БАМе и так далее. Из анонсов — социально-инфраструктурные проекты, связанные с изменением облика дальневосточных городов, — отметил Михаил Виноградов.
Что касается недавнего транспортно-логистического кризиса на Дальнем Востоке, по мнению эксперта, о сделанных выводах можно будет говорить при появлении аналогичных стрессовых ситуаций и реакции на них.
— Логистические проблемы были всегда. Вспомните фильмы 80-х "Остановился поезд" или "Магистраль", когда у зрителей есть ощущение, что любая работа такой сложной системы без сбоев — это какое-то чудо, в которое люди вкладывают усилия, здоровья, подчас свои жизни, — говорит Михаил Виноградов. — Сейчас, казалось бы, ситуация иная. Современные технологии, цифровизация, интеграция мирового опыта — все это позволяет ситуацию оптимизировать, но полностью от уязвимостей не страхует. В том числе, от зависимости от колебаний рыночной конъюнктуры, транспортных потоков, от конкуренции с альтернативными транспортными маршрутами и так далее. Кризис полезен тем, что из него извлекается гораздо больше уроков, чем из обычной рутины, из выполнения плана. А, значит, открываются и возможности для урегулирования проблем и технологической модернизации, а не просто улучшений ради улучшений.
.