Логистический коллапс в ведущих портах Дальнего Востока в конце 2021 года обнажил болевые точки транспортной отрасли региона, лечить которые будут сообща бизнес и региональные власти. Губернатор Камчатки Владимир Солодов в интервью ИА KamchatkaMedia заявил, что проблема организации поставок грузов морем остаётся фундаментальной и в наступившем году.
В начале 2021 года мировая транспортная отрасль столкнулась с дефицитом контейнеров и нехваткой судов, из-за чего спотовые ставки морского фрахта выросли кратно. Ситуация серьезно осложнилась после блокировка Суэцкого канала в марте. В итоге во второй половине года отстроенная система контейнерных перевозок на Дальнем Востоке начала давать сбои. В результате тысячи контейнеров с грузами для Камчатки, Сахалина, Магадана и Чукотки начали простаивать в портах Приморья. Глава Камчатки Владимир Солодов рассказывал, что цены на продукты питания и стройматериалы в регионе рванули вверх из-за перебоев с доставкой грузов с материка. По мнению участников рынка, проблемы постоянно рвущихся цепочек поставок сохранятся и в 2022 году.
По поводу самой ситуации во Владивостоке. На самом деле, она не решена полностью. Мы тактически в моменте, в ручном режиме, благодаря поддержке президента Российской Федерации, основные грузы разбросали и обеспечили, так скажем, приоритетную погрузку грузов, которые идут на Камчатку. Это так называемые каботажные грузы (для региональных нужд — прим. ред.). Ситуация не просто может повториться, сама проблема остается фундаментальной",
— сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
По словам Солодова, в январе 2022 года он будет проводить общее координационное совещание по всем большим стройкам на Камчатке с тем чтобы синхронизировать график поставок крупных партий стройматериалов и увязать их с провозными и портовыми мощностями.
"С тем, чтобы в таком скоординированном режиме прогнозировать необходимую провозную способность, и не допустить повторения того коллапса, который у нас случился. Потому что мы объективно начали строить гораздо больше — это говорят и производители инертных материалов, поставщики металла, те, кто занимается логистикой, и мы должны просто перестроить на этот новый уровень всю систему, в том числе, систему транспортировки грузов. В этом смысле это для нас такая зона особого внимания, которой мы будем заниматься в 2022 году в штабном режиме", — сказал губернатор Камчатки.
О достижениях, неудачах и приоритетах — в интервью губернатора Камчатского края
Транспортная группа FESCO (головная компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП) готова увеличивать количество судов на линиях каботажных перевозок при гарантированных дальневосточными регионами объемах перевозок, заявил президент FESCO Аркадий Коростелев на совещании по вопросу осуществления морских каботажных перевозок в конце декабря под председательством замминистра транспорта РФ Александра Пошивай.
Президент FESCO на совещании озвучил необходимость предоставления администрациями Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Сахалинской области информации о прогнозируемых объемах грузопотока по своим направлениям в 2022 году.
Заранее предоставленная регионами информация позволит участникам транспортного рынка подготовить детальный график поквартальных отгрузок и организовать бесперебойную работу портов и флота для доставки социально значимых грузов и грузов, предназначенных для реализации инфраструктурных проектов в регионах",
— сказал президент FESCO Аркадий Коростелев.
Кроме того, президент FESCO предложил участникам совещания создать в Приморском крае оперативный штаб под председательством Минтранса и административной поддержке регионального правительства, чтобы избежать повторения сложившейся ситуации с каботажными перевозками в 2021 году.
По данным FESCO, "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, входит в FESCO) с сентября по декабрь 2021 года обработал в 1,5 раза больше каботажных грузов, чем за аналогичный период 2020 года.
Отметим, что пути решения логистической проблемы в начале декабря 2021 года рассмотрели участники Круглого стола "Логистика через Дальний Восток: новые вызовы и системные проблемы" в рамках проекта "Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия", организаторами которого выступают Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточное отделение Российской Академии наук. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, принявший участие в заседании, предложил специалистам в области транспортных перевозок и логистики подготовить предложения для стратегических сессий, проводящихся Минтрансом в рамках подготовки доклада о развитии транспортно-логистической системы страны, который будет представлен руководству Российской Федерации.