Владивостокскому отделению "Единой России" подыскивают нового руководителя. Судя по толпе нежелающих, борьба за пост закончится тем, что кому-то просто придется его возглавить. Шестирайонным шагом идет по Приморью муниципальная реформа, опережая федеральный законопроект. Полпред Юрий Трутнев и глава Минвостокразвития Алексей Чекунков уверено вколачивают Дальний Восток в федеральную повестку, что хорошо и сулит региону бонусами. Прошло первое за два года очное заседание ЗС ПК. По итогу стало совсем непонятно, зачем депутатам внезапно потребовалось встречаться вживую. Но обо всем по порядку.
Игра в горячий картофель
Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
На этой неделе четко обозначилась интрига вокруг того, кто возглавит владивостокское отделение "Единой России"? Вопрос, конечно, не шекспировский, но в современном контексте ведет к интересным выводам.
До 14 февраля партия должна определить политического "смотрящего" за дальневосточной столицей. Результаты прошлогодней региональной кампании оказались здесь, мягко говоря, сокрушительными для ЕР. Все это происходит в условиях приближающихся и крайне важных для самочувствия региональной власти выборов в Гордуму.
Возвращать электоральный статус-кво — задача куда более неблагодарная, чем героическая. Не удивительно, что желающих занять пост попросту нет.
Среди перспективных руководителей эксперты называли депутата ЗС ПК Владимира Исакова, экс-депутата ЗС ПК Дмитрия Новикова и депутата Думы Владивостока Кирилла Григорьева. Первые два кандидата собственноручно вычеркнули себя из списка. Третий сообщил, что пока данный вопрос с ним не обсуждался.
Отсюда должность руководителя горотдела ЕР во Владивостоке выглядит сейчас чемоданом без ручки. Казалось бы, текущий "держатель места" Александр Щербаков сумел страмплинить до депутата Государственной Думы. Чем не карьерный лифт? Чем не повод примерить на себе вакантный костюм супергероя — Человека-Единоросса? Но, по мнению знатоков, наследство имеет несколько иной вид и представляет выжженное поле. Электоральный Карфаген, который мало что сожгли, еще и засыпали солью.
— Сам факт руководства городским отделением, может быть, и способствует продвижению по партийной и государственной вертикали, но история с Щербаковым показывает, каким образом можно возглавить партию в городе и фактически парализовать ее деятельность, — считает политолог Павел Наливайко.
— Выборы во Владивостоке в прошлом году были тотально провалены. Горотделение здесь не играло никакой роли, не помогало кандидатам. Собственно, итоги мы прекрасно знаем. Никто из здравомыслящих политиков сейчас не торопится занимать эту позицию в виду того, что наследие оставлено явно не в лучшем виде.
Политолог Вячеслав Беляков считает, что страсти вокруг владивостокской ячейки ЕР выглядят "довольно забавно" в силу того, что "создана она была не так давно и за несколько лет о ее существовании почти никто не вспоминал".
— Фактически, городское отделение — это фантомная организация, существующая лишь формально и не исполняющая никакой значимой роли в политическом процессе региона. Во многом такая ситуация сложилась именно благодаря Александру Щербакову, который будучи руководителем отделения не сделал ровным счетом ничего для организации его системной работы, — считает эксперт. — Да и выдвижение Щербакова в Государственную думу с его партийной должностью связано разве что формально. Поэтому все так и открещиваются от назначения на должность руководителя отделения. Этот пост не несет никакой политической выгоды, но накладывает огромное количество обязательств. Отделение мертво, чтобы наладить его работу необходимо вложить серьезные материальные и организационные ресурсы, взамен не получив практически ничего.
По мнению Белякова, на конфигурацию будущей кампании отделение тоже не повлияет. Решения будут приниматься в краевом правительстве.
— Кроме того, перед выборами — это еще и должность главного единороссовского стрелочника, на которого свалят ответственность за выборы в Гордуму, при том, что в оставшееся время сделать из отделения что-то реально работающее можно лишь колоссальным напряжением сил. Готовиться нужно было раньше, но этим никто не занимался.
Есть мнение, что контроль за городом ЕР попытаются сохранить при помощи управляемого хаоса — так называемой "коллективной партии власти". Иными словами, в бой пойдет не команда единороссов, а россыпь ярких общественников и рыцарей без знамен (чему поспособствует упразднение партисписков, о котором мы писали на прошлой неделе). Как это водится, газовое облако незаурядных личностей после просачивания в Думу начнет структурироваться в более плотную материю и проявлять единомыслие.
Дальний Восток в федеральных трендах
Наиболее значимый тренд этой недели — активизация дальневосточной повестки на федеральном уровне силами главы Минвостокразвития Алексея Чекункова и полпреда, вице-премьера правительства РФ Юрия Трутнева. Первый выступил в Совете Федерации с докладом о развитии макрорегиона. Второй совершает очередное дальневосточное турне, начав его с Сахалина. 31 января в его планах Приморский край, куда он прибудет с традиционным трехдневным визитом.
Министр по развитию ДФО рассказал о главных вызовах в работе по прекращению оттока населения из макрорегиона
Практический и сущностный смысл этих действий оставим за границами политобзора. Здесь же важно политическое содержание и сигналы.
— Пул дальневосточных кураторов буквально ворвался с новой силой в федеральную повестку еще осенью прошлого года, — считает Павел Наливайко. — И этот мощный темп они держат до сих пор. Действительно заметно, что полпред с визитами зачастил. Причем в фокусе его внимания — каждый регион. Мы отчетливо наблюдаем линию по популяризации проектов развития Дальнего Востока. Идет постоянное информирование, обсуждение и их трансляция на федеральном уровне. Что оборачивается решением многих злободневных вопросов, притоком федеральных вливаний.
Команда Трутнева, как никогда, работает, засучив рукава. Это не может не радовать, в виду того — это и заявил и сам Трутнев, — что акцент нужно сделать на повышение уровня жизни населения. Пока тренд на усиление работы в данном направлении отчетливо прослеживается.
Вячеслав Беляков, говоря о политическом содержании активизации полпредства и Минвостокразвития, выделил три основных фактора. Первый — это "Большой трансфер".
— Мы живем в эпоху трансформации политической системы, даже если эта трансформация пойдет по пути реакции и консервации, у этого процесса будут бенефициары. Вполне возможно, что в преддверии президентских выборов "Дальневосточный вопрос" будет одним из важнейших вопросов политической повестки.
Второй фактор — геополитической. По мнению эксперта, на фоне стремительно рушащихся отношений с западными партнерами возрастает значение связей с Китаем и азиатскими странами. Дальний Восток, укрепление позиций в этом регионе, развитие территории являются важнейшими задачами государства для успешного "разворота на восток".
И третий фактор — личное внимание президента. Беляков подчеркнул, что Владимир Путин постоянно уделяет внимание развитию региона, что не может не сказываться на поведении федеральных чиновников.
Объединяй и властвуй
Законопроект Клишаса-Крашенниникова о местном самоуправлении, упраздняющий поселковые администрации и мункомы по всей России, прошел только первое чтение в Госдуме. Тем временем, в Приморье муниципальная реформа идет семимильными (точнее, шестирайонными) шагами. В этом году планируется "окружить" шесть муниципальных образований. Вместе с ними канут в лету низовые органы МСУ.
Как сообщили ИА PrimaMedia в департаменте внутренней политики региона, реформа в 2022 году затронет Хасанский, Ольгинский, Пожарский, Черниговский, Надеждинский и Красноармейский районы.
Муниципальную реформу в регионе обещают провести "без жертв" для сотрудников упраздненных поселковых администраций
"Позиция главы региона — недопустимость сокращения и потери рабочих мест. Фактическое сокращение сотрудников органов МСУ городских и сельских поселений не предвидит увольнение, — отметили в региональном внутриполе.
"При преобразовании муниципальных районов в муниципальные округа 100% сотрудников преобразуемых муниципальных образований будут трудоустроены в штате администраций муниципальных округов, за исключением тех, у кого могут возникнуть обстоятельства, препятствующие трудоустройству", — подчеркнул внутрипол.
Мы, конечно, переживаем за армию муниципальных служащих (в меру своего безграничного сочувствия), однако интереснее взглянуть на вопрос с политической стороны.
— Современная муниципальная реформа рождает вопросов гораздо больше, чем ответов, — говорит Вячеслав Беляков. — На мой взгляд, она фактически уничтожает местное самоуправление. И дело здесь не только в упразднении поселений, которое фактически лишает людей конституционного права решать вопросы местного значения самостоятельно, объединяя их в округа с людьми, живущими в десятках километров, с другими вопросами и проблемами.
Главная политическая цель реформы — сделать муниципалитеты управляемыми, фактически встроив их в вертикаль государственной власти (к которой они не относятся согласно Конституции).
Как подчеркнул эксперт, "система очень хочет, чтобы управление территориями велось централизованно, главам регионов так проще и в кризисных ситуациях такая система может показывать эффективность". Однако, говорит Беляков, в перспективе централизация ведет к деградации системы управления, неэффективности и стагнации. Не говоря уже о том, что подобная централизация противоречит сущности понятия "самоуправление".
В то же время политолог Павел Наливайко считает, что "кризис местного самоуправления тянется еще с нулевых годов, когда эта система формировалась".
— Но формировалась она в итоге довольно неровно, — говорит он. — Очевидно, что ресурсов на уровне поселений было недостаточно для решений своих локальных вопросов. К примеру, даже если посмотреть на муниципальные районы Приморья, то из 8-9 поселений, входящих в среднем в их состав, максимум одно-два могут себя обеспечить. Но даже они не позволяют себе развиваться, демонстрировать высокий уровень жизни. Минимизация этих бюрократических расходов, сокращение аппарата, консолидация бюджета для более эффективного расходования — это сейчас наиболее оптимальный выход.
Другой вопрос, отмечает эксперт, что все будет зависеть от того, какие администраторы возглавят муниципальные округа.
— От глав, способных работать в такой централизованной системе, будет зависеть 90 процентов, — подчеркивает он. — Увы, если будет происходить образование округов без замены политического менеджмента, ни о каких изменений речи быть не может.
Депутаты в оффлайне
Первое за два года очное заседание краевого парламента имело выраженную кафкианскую драматургию. Депутаты, которые ускользали от журналистов, гуляющий по залу микрофон, ознакомление с материалами заседания "на коленке", отключение видеотрансляции во время того, как коммунисты зачитывали позицию по арестованному коллеге Артему Самсонову. Представители КПРФ призывали допустить его к участию в заседаниях в оцифрованном виде, то есть по ВКС (прямо из СИЗО). Приговора пока нет. Фактически Самсонов — действующий депутат. Но председатель ЗСПК Александр Ролик четко дал понять, что этим вопросом заниматься не намерен. Учитывая отношение спикера к вечно оппонировавшему ему Самсонову, не удивимся, что коммунисту, сидящему сейчас за решеткой, засчитают пропуски заседаний за прогулы. С последующими дисциплинарными выводами.
Главный же вопрос остался без ответа — в чем вообще был сакральный смысл собираться вживую?
Два года, даже в самые благополучные санитарные времена, народные избранники безвылазно сидели на удаленке, и вышли в оффлайн, как только пошел рост заболеваний. На фоне того, что в Приморье показатель ковид-зараженных за стуки снова перевалил за 400, в стране рекордные показатели по заболеваемости, премьер-министр Михаил Мишустин отправил правительство РФ на удаленку, губернатор Олег Кожемяко рекомендовал поступать также работодателям в регионе.
Похоже, что ЗС ПК готово на что угодно, лишь бы не ВКС. А что угодно — это, как правило, торопливо, невразумительно и местами комично.