Угольные компании по инициативе Минэнерго начали в ежедневном режиме предоставлять данные о своей добыче, отгрузках и проблемах с экспортом. Аналогичные данные запрашивают и региональные власти, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант". Стивидоры Приморья, переваливающие уголь на экспорт, о подобных нововведениях не говорят.
Порты Приморья, в принципе, готовы нарастить объёмы перевалки в АТР. Но вряд ли с такими задачами справится железная дорога. В любом случае, местные порты будут стараться извлечь максимум выгоды из ситуации, возможен ввод новых мощностей",
— прокомментировал ИА PrimMedia представитель одной из крупнейших стивидорных компаний Приморья.
Собеседники "Ъ" в российских угольных компаниях говорят, что пока отгрузки на экспорт продолжаются, но прогнозы негативные. "Затронет всех", — описал ситуацию один из источников издания.
Россия в 2021 году увеличила экспорт угля в Европу на 10,3%, до 50,4 млн тонн. При этом весь российский экспорт составил 227 млн тонн, из которых в АТР было поставлено 129 млн тонн, в том числе в Китай — 52 млн тонн, в Индию — 6,6 млн тонн.
Крупнейшие мировые контейнерные перевозчики объявили о прекращении поставок в российские порты
Некоторые европейские страны, в том числе Польша и Германия, на фоне военных действий на Украине заявили о планах отказаться от импорта российского угля.
Существующие санкции прямо не ограничивают экспорт энергоресурсов, в том числе угля, но игроки просчитывают возможные сценарии и потери в случае падения экспорта из России.
Неизвестность беспокоит и азиатских покупателей. Как пишет Argus со ссылкой на источник в правительстве Индии, Дели разрабатывает сценарии сокращения закупок российского угля и его замены собственным и импортом из других стран.
Вслед за крупнейшими контейнерными линиями от обработки российских грузов отказываются и ключевые европейские порты. "Ъ" отмечает, что ряд терминалов в Роттердаме, Антверпене и Гамбурге — основных перевалочных хабах на маршруте Азия—Европа, откуда грузы поступают в том числе в РФ через Петербург,— отказались загружать или разгружать суда российскими грузами. Поводом послужили в том числе решения таможенных органов Голландии и Бельгии, приостановивших выпуск отправлений на Россию. Пока операторы Петербурга работают штатно, однако уже наблюдается отток клиентов на Суэц, порты Дальнего Востока и далее железной дорогой.