Пакетбот Святой Петр
Фото: Из открытых источников

Аляска. История изучения первой российской колонии на Американском континенте

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

В 1799 году была учреждена Российско-американская торговая компания. Ее главной целью было освоение территорий Аляски и ведение торговых и промысловых дел в данном регионе. Возникнув в конце XVIII века, она просуществовала вплоть до своей продажи в 1867 году. Интерес русских землепроходцев и сбор сведений о землях Русской Америки происходил задолго до основания самой компании. Изучение и освоение берегов Аляски началось в первой половине XVIII века научными экспедициями Витуса Беринга в результате Первой и Второй Камчатских экспедиций. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia. 

Быстрое продвижение русских от Урала к берегам Тихого океана, а уже в XVIII века к тихоокеанским островам и северо-западным берегам Америки в первую очередь было связано с интенсивной высокодоходной добычей пушнины. С конца XVI века за "Каменный пояс" (Урал) в Сибирь устремились сотни предприимчивых людей, прежде всего энергичных поморов, не знавших крепостного права (они составляли более 80% русских переселенцев). Немало было в этом потоке на восток смекалистых купцов и их приказчиков, главным образом из Москвы и приволжских городов.

Сейчас мы можем утверждать, что самый первый русский поход на Тихий океан был начат с Верхнего Алдана из Бутальского острожка, основанного русскими 28 июля 1638 году. Именно там русские землепроходцы смогли получить самые ранние сведения о захребетной большой реке "Чирксла" (Амур). Особенно заинтересовало их известие о существовании в низовьях этой реки, впадающей в море, "серебряной горы" (Оджал). В связи с острой нехваткой в ту пору в России серебра на поиски горы и было решено отправить с Алдана специальную экспедицию.

Поскольку переход через Становой хребет был очень труден, возникла идея отправки группы казаков к устью "Чирколы" по "морю-акиану", о котором рассказывали русским пленные тунгусы— дальневосточные эвены и эвенки.  Первую русскую экспедицию на Тихий океан возглавил опытный томский казак Иван Юрьев Москвитин. С ним пошли 19 томских казаков и 11 красноярских беглых казаков.

Путешествие И. Москвитина

Путешествие И. Москвитина. Фото: Из открытых источников

Вскоре после того, как отряд И.Ю. Москвитина в июне 1639 году повернул с Алдана на реку Майя, неожиданно выяснилось, что среди тунгусов, сопровождавших русских в качестве проводников, есть две женщины, которые уже бывали в Приамурье. Пройдя вверх Майи, а потом по ее притоку Нудыми москвитинцы легко перешли через хребет Джугджур, выйдя в бассейн реки Улья, по которой и смогли первыми из русских достичь берега Тихого океана и заложили в конце августа 1639 года самое первое русское поселение на Дальнем Востоке — Усть-Ульинское зимовье. 

А уже 1 октября из-за острой нехватки продовольствия 20 москвитинцев вышли в свой первый морской поход: из устья Ульи на речной ладье к богатой рыбой Охоте, куда и прибыли 4 октября. Так была открыта река Охота, на которой в 1647 году был основан Охотск, впоследствии сыгравший весьма важную роль в истории многих русских плаваний к берегам Америки в XVIII-XIX веков.

Первое короткое русское плавание по Охотскому морю осенью 1639 года показало, что для больших морских походов по Тихому океану необходимо иметь специальные морские суда. За зиму на Усть-Ульинском "плодбище" (место, где строились корабли) были построены два морских коча длиной около 17 метров, на которых в 1640 году москвитинцы пошли на юг на поиск Амура. Во время этого плавания они открыли ряд тихоокеанских островов: о-в Нансикан, Шантарские о-ва и о-ва "Гилятцкой орды" — Уда, Лангр и Сахалин. Так в России впервые зародился интерес к промысловым богатствам тихоокеанских островов, который уже в XVIII веке привел русских мореходов к берегам будущей Русской Америки.

В 1664 году в составе голландского посольства Якоба Бореля в Московию (Россию) поехал молодой голландец Николаас Витсен. В пути он вел подробный дневник и делал различные зарисовки. В Москве Витсен пробыл ровно четыре месяца — с 19 января по 19 мая 1665 года.  Здесь он неоднократно встречался с различными выходцами из Азии, и именно тогда у него зародилась идея создать большую достоверную карту всей гигантской Северо-Восточной Азии. За помощью он обратился к русским властям, но получил ответ, что географические чертежи в России составляют государственную тайну. 

Витсен первым в мире составил на основе русских и голландских данных географический чертеж по которому создавалось впечатление, что с Амура не так уж далеко до берега Америки. Вместе с тем он на своей "Карте Северной и Восточной Татарии, 1687" первым в Западной Европе изобразил на дальнем северо-востоке Азии два полуострова, не имевших конца. 

Один экземпляр этой карты был отправлен в Москву царям Ивану и Петру. После этого между Петром и Витсеном завязалась переписка, поскольку первый весьма высоко ценил знания Витсена. Решив принять участие в знаменитом Великом посольстве 1697-1698 годов, он захотел встретиться с Витсеном в Голландии. Да и голландские власти поручили Витсену оказывать Петру всяческое содействие. В частых беседах с русским царем Витсен задавал самые различные вопросы, касающиеся Сибири. На вопрос "соединяется ли северо-восток Азии с Америкой?" Петр I отвергал эту версию. 

Известно, что Петр, вернувшись в Россию, отправил Витсену целый ряд новых материалов по географии и истории Сибири. Так, Витсен уже в самом начале XVIII века получил из России записанную в Москве "сказку" В.В. Атласова 1701 года о его пребывании на Камчатке в 1697-1699 годах. Именно в этой "сказке" и оказалось короткое сообщение, относившееся к Аляске. 

Атласов сообщал, что напротив Чукотского носа "есть остров, а с того острова зимою, как море замерзает, приходят иноземцы, говорят своим языком и приносят соболи худые, подобно зверю хорьку и тех соболей соболя с три он. А хвосты у тех соболей длиною с четверть аршина с полосками поперечными черными и красными". 

Во втором десятилетии XVIII века после перелома в "Северной войне" со Швецией появляется возможность организации научной экспедиции в северной части Тихого океана. Петр I считал необходимым хранить свои планы в секрете, поскольку до 1716 года в дальневосточных водах еще не было судов, способных ходить в открытое море. 

Только в 1716 году впервые из Охотска вышло судно, которое смогло достичь западного берега Камчатки, не плывя возле берега, а совершая плавание в открытом море. Когда царь узнал об этом успехе, он сразу же решил, что с этих пор русские вполне могут начать искать в открытом море ближайшие берега Америки, возглавить задуманную экспедицию должен был датчанин Витус Беринг. 

Первая Камчатская экспедиция В. Беринга

Первая Камчатская экспедиция В. Беринга. Фото: Из открытых источников

Перед началом экспедиции В. Беренга Петр I составил инструкцию из трех пунктов, в которых говорилось:

  • Надлежит на Камчатке или в другом таком месте построить два бота с палубами.
  • На этих ботах плыть возле земли, которая идет на север до ее окончания, пока не узнают, что та земля часть Америки.
  • И до того искать, где эта земля не сошлась с Америкой и чтоб доехать до города европейских владений или же увидеть европейский корабль и узнать от него какой это берег и море, взять у него подлинную ведомость и поставить на карту и ехать обратно.

Организация и снаряжение экспедиции практически на другом краю континента было делом дорогостоящим. Для организации экспедиции Витусу Берингу участников экспедиции пришлось набирать в Москве и Петербурге, более двухсот человек два года добирались до Охотского порта, везя с собой все необходимое для строительства кораблей. Самым сложным оказался переход от Якутска к Охотскому порту. 

Провизию и легкие вещи везли 663 лошади, больше трети из них пали по пути. Поклажу перегрузили на нарты, в которые впряглись люди. Из 100 нарт до Охотска добралось только 40. После прибытия экспедиции в Охотский порт, как оказалось трудности не закончились: размещать команду в крохотном поселении на десяток дворов было негде — пришлось строить избы и амбары. Лошади пали от бескормицы, поэтому люди сами таскали камни, глину, лес, грузы.

Построив шитик "Фортуна" В. Беринг перебрался в Нижнекамчатск, где был построен бот "Святой Гавриил", на нем в июле 1728 года он отправился на север, обойдя Чукотский Нос. 11 августа путешественники прошли Берингов пролив, но из-за тумана не обнаружили противоположный берег Америки. Экспедиция В. Беринга достигла 66 широты, но позже вернулась на Камчатку. 

Летом 1729 года он совершил плавание на восток от Камчатки, которое оказалось безрезультатным. Очевидно, что главной своей цели В. Беринг не достиг, в п.3 инструкции Петра I, говорилось о достижение берегов Америки и установления контакта с европейскими колонистами. И хотя практические результаты плаваний Беринга в 1728-1729 годах оказались не слишком впечатляющими, он получил повышение в звании, денежное вознаграждение и, что самое главное, был назначен руководителем новой крупной экспедиции.

Уже весной 1730 года В. Беринг в Петербурге представил проект новой экспедиции для поисков берегов Америки, которая должна была плыть не на север, а на юго-восток от Камчатки. Грандиозность поставленных задач дала основание назвать Вторую Камчатскую экспедицию Беринга "Великой Сибирской" или "Сибирско-Тихоокеанской".

Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга

Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга. Фото: Из открытых источников

Эта экспедиция проводилась при активном участии основанной в 1725 году в Петербурге императорской Академии наук, а в ее состав входили, в частности, Г.Ф. Миллер, Г.В. Стеллер, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенинников, которые внесли выдающийся вклад в изучение Сибири, Камчатки и всего Тихоокеанского Севера, включая Северо-Запад Америки. Около 600 русских моряков участвовали в работе различных отрядов экспедиции, а 5 тысяч человек обеспечивали доставку грузов в Тобольск, Якутск, Охотск и на Камчатку. 

Вторая Камчатская экспедиция началась 4 июня 1741 года, когда Витус Беринг на пакетботе (двухмачтовое судно) "Св. Петр" и Алексей Чириков на пакетботе "Св. Павел" из Авачинской губы поплыли на юго-восток. Спустя восемь дней экспедиция достигла 46° с.ш., где предполагалось найти мифическую землю "Иан де Гаммы", которой, как позже оказалось, не существовало. И 13 июня повернули на северо-восток для поиска Американской земли.

Через неделю экспедицию постигла серьезная неудача: из-за туманов и сильных ветров судна "Св. Петр" и "Св. Павел" потеряли друг друга и после трех дней безуспешных поисков продолжили свой путь раздельно. Первым 15 июля 1741 года к берегам неведомой до того времени земли (у нынешнего о-ва Бейкер — 55°20" с.ш.) подошел "Св. Павел". 

Поднявшись вдоль американского побережья до 58° с.ш., капитан А. Чириков "послал на небольшой лодке флотского мастера Аврама Дементьева с 10 человеками на берег" для ознакомления с ближайшими окрестностями и возможных переговоров с местными жителями. Поскольку к установленному сроку Дементьев и его товарищи не вернулись, 24 июля решено было послать на берег еще один отряд во главе с боцманом Сидором Савельевым и тремя другими членами экипажа. Но и они на корабль не вернулись. 

На следующий день у берега были замечены две небольшие лодки с туземцами, которые подойти к кораблю не решились. В конечном итоге А. Чириков пришел к заключению, "что с посланными от нас людьми на берегу поступлено неприятельски: или их побили, или задержали". Судьба пропавших участников экспедиции навсегда осталась неизвестной. На корабле не осталось ни одного малого судна", и послать кого-либо на берег А. Чириков уже не мог.

Пришлось возобновить плавание, но запасы продовольствия и воды подходили к концу (воды оставалось 45 бочек, а пополнить запасы без гребных судов было невозможно).

Всего вдоль американских берегов русские моряки прошли около 400 верст. 27 июля судно повернуло на Камчатку. На обратном пути экспедиция открыла ряд островов Алеутской гряды. В сентябре у острова Адах состоялась встреча с местными жителями, которых одарили разными подарками. Наконец, 12 октября 1741 года тяжелейшее путешествие закончилось — "Св. Павел" вернулся в Петропавловскую гавань. Из 75 человек экипажа на Камчатку возвратилось только 51 (15 пропали на американском берегу, а остальные скончались во время плавания).

Еще более трудным оказалось плавание "Св. Петра", которым командовал В. Беринг. После безрезультатных поисков корабля А. Чирикова ему не оставалось ничего другого, как продолжать плавание. 25 июня "Св. Петр" взял курс на северо-восток, и 16 июля (на полтора суток позже А. Чирикова) В. Беринг и его спутники увидели землю у современного острова Каяк на широте 58°14". В дальнейшем для "осмотра удобного якорного места" на берег был послан Софрон Хитрово с командой из 15 человек, а также служащий Петербургской Академии наук, натуралист Г.В. Стеллер.

Главной задачей команда считала пополнение запасов питьевой воды, а уязвленный Г.В. Стеллер не мог удержаться,  чтобы не заметить "мы прибыли сюда, видимо, лишь для того, чтобы доставить американской воды в Азию".

Ученый негодовал насчет очень ограниченного пребывания на американской земле. "Время, затраченное на исследования, — с огорчением писал Стеллер, — было обратно пропорционально времени, пошедшему на подготовку к ним: десять лет, продолжались сборы, и всего десять часов ушло на дело".

Всего за время своего краткого пребывания на острове Стеллер сумел описать 160 видов растений, он также внимательно ознакомился с покинутыми жилищами местных жителей, предметами их обихода и т.д. Было очевидно, что жители "себя в лесу... схоронили или жилища свои имеют на матерой земле, а на сей остров приезжают для промысла рыбы и прочего морского зверя".

 Пополнив запасы пресной воды и оставив в покинутой туземцами юрте подарки, экспедиция 21 июля отправилась в обратный путь, который пролегал вдоль островов Алеутской гряды. Поскольку В. Беринг заболел цингой и почти не покидал своей каюты, командование "Св. Петром" перешло к лейтенанту Свену Вакселю.

Между тем условия плавания становились все труднее: шторм следовал за штормом, сменяясь туманами, 

дождем, а затем и снегом. "Наш корабль, — свидетельствовал Ваксель, — плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления". Наконец в ноябре 1741 года, когда команда уже отчаялась пристать к какой-либо земле, "Св. Петр" подошел к неизвестному острову (названному впоследствии островом Беринга), где корабль "перебросило волнами через каменную гряду", и он оказался "в спокойной тихой воде". 

Оказавшись на острове, русским морякам не оставалось другого выхода, кроме трудной зимовки (28 ноября сильная буря сорвала корабль с якоря и выбросила его на берег).

"Нашими каждодневными гостями, — писал Стеллер, — были нужда и лишения, физическая слабость и стужа, сырость и беспомощность, болезни, нетерпение и сомнения". 8 декабря 1741 года скончался Витус Беринг, всего же в ходе экспедиции погиб 31 человек. Оставшиеся в живых 46 человек в мае 1742 года из останков "Св. Петра" построили новое судно, на котором экспедиция покинула остров, а через две недели благополучно добралась до Петропавловской гавани. 

Открытия и исследования русских мореплавателей нашли отражение в серии оригинальных карт, составленных Алексеем Чириковым. Результаты плаваний "Св. Петра" и "Св. Павла" получили отражение и в "Атласе Российском" (1745 года), изданном Петербургской Академией наук и оказавшем влияние на развитие западноевропейской картографии. Вторая Камчатская экспедиция стала началом освоения Русской Америки, которую продолжили авантюристы и купцы из разных городов Российской империи.

130192
Это интересно