В торговых центрах Владивостока закрыты магазины международных брендов. Что ждёт fashion-ритейл, если глобальные игроки совсем уйдут с рынка, и как санкционная экономика отразится на торговых центрах, выясняло ИА PrimaMedia.
Закрыто
В ТВК "Калина Молл" приостановили свою деятельность якорные арендаторы. Закрыты магазины испанской компании Inditex — Zara и Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius.
Закрыт магазин шведской компания Hennes & Mauritz (H&M).
Закрыт бутик часов Swatch — ранее швейцарский холдинг Swatch Group AG заявил о том, что прекращает экспорт часовой продукции в Россию.
Работает магазин Calvin Klein, но владелец бренда американская корпорация PVH Corp уже приняла решение взять паузу на российском рынке.
Пока открыт магазин Levi’s, однако производитель одежды Levi Strauss&Co также сообщил о приостановке своей деятельности в России.
Работает бутик Swarovski — ещё одного бренда, заявившего о временном уходе с российского рынка.
Представители ТВК "Калина Молл" отказываются комментировать политику международных брендов. Но в Российском торговом совете торговых центров (РСТЦ) агентству сообщили, что иностранные компании на данный момент сохраняют за собой обязательства аренды. Пока речь идёт о приостановке работы по техническим причинам.
"Арендаторы сохраняют за собой площади и продолжают вносить арендную плату, ожидая дальнейшего развития событий. Что будет завтра — не знает никто, но нет никаких сомнений, что бренды не хотят покидать российский рынок. Пока им нужно понять текущий объём товарного запаса и выработать стратегию в условиях непростой экономической ситуации", — сообщил представитель РСТЦ.
В России глобальные ритейлеры получают многомиллионную прибыль. Так, более 8% операционной прибыли компании Inditex приходится на российский рынок. А выручка российских магазинов H&M по итогам девяти месяцев 2021 года составила $745 млн.
Российские бренды
В ТЦ "Центральный" закрыт большой магазин Sephora. Ранее крупный ритейлер косметики и парфюмерии сообщил о приостановке продаж в России. В торговом доме "Большой ГУМ" закрыт магазин Zara. В ТРЦ "Малый ГУМ" ещё работает бутик Crocs — американский производитель обуви уже объявил о "технической паузе".
В ТРК "Седанка Сити" закрыт магазин H&M, ресторан "Макдональдс" закроется 14 марта. По официальному заявлению компании, это связано с операционными, техническими и логистическими издержками. Причём фаст-фуд гигант намерен и в дальнейшем выполнять свои арендные обязательства.
Меньше всего пострадали торговые центры, где доля международных ритейлеров не так велика или они отсутствуют вовсе. Например, в ТРЦ "Черёмушки" влияние санкций не ощущается. Все магазины открыты.
"У нас представлены в основном российские бренды. Конечно, отечественные производители и ритейлеры тоже сталкиваются с трудностями в связи с последними событиями, но на данный момент все магазины работают. Ждём, когда стабилизируется ситуация", — сообщил представитель ТРЦ "Черёмушки".
Когда глобальные ритейлеры приостановили продажи, многие россияне с удивлением обнаружили, что бренды, которые они считали иностранными, на самом деле отечественные. Среди российских торговых марок одежды — 12storeez, Zarina, Sela, Incity, Befree, Эконика , Lime, Ligio, All We Need, Top Top, I am studio, Laroom, Cocoshnick, Osome2some, Brusnika, You Wanna, Monochrome, Latrika, Ushatava, Gate 31, Studio 29, Sorelle, Shi-Shi, "Твоё", Gloria Jeans.
Одна только компания Melon Fashion Group, управляющая брендами Zarina, befree, Love Republic и Sela, за 9 месяцев 2021 года увеличила выручку на 66%, до 66,0% и открыла 67 магазинов.
Замена найдётся быстро
Но что же будет, если международные ритейлеры совсем покинут рынок? Эксперты не сомневаются, что замена глобальным игрокам найдётся быстро. Вероятно, это будут российские бренды, а также товары из Азиатско-Тихоокеанского региона, Турции и других стран, не присоединившихся к санкциям. Удовлетворить спрос только за счёт российских компаний, по экспертным оценкам, пока не представляется возможным. Доля импорта на российском рынке одежды превышает 70%.
"Без участия иностранных партнеров российские компании не смогут обеспечить рынок, так как на текущий момент основные виды сырья, фурнитуры для производства одежды и обуви — импортные. Кроме того, на сегодня локальное швейное производство обеспечивало не более 25% от рынка готовой продукции. И само оборудование на швейных производствах — импортное", — сообщает консалтинговое агентство в индустрии моды Fashion Consulting Group на своей странице в соцсетях.
При этом розничную торговлю ждёт дальнейший спад, прогнозируют эксперты. С начала пандемии этот сектор так и не достиг докризисных показателей. А на фоне санкционной стрессовой экономики его ждут ещё более непростые времена. Соответственно, пострадают торговые центры. По некоторым оценкам, может опустеть до 20% торговых площадей.
"Кроме того, многие магазины одежды из тех, что работают сегодня, закроются. Разорваны логистические цепочки, курс доллара достиг рекордных показателей. Мы ещё не ощутили мощнейшего в новейшей истории экономического кризиса, но его последствия будут тяжёлыми. Продавцы не смогут выполнять обязательства перед поставщиками, компании начнут банкротиться. Массовый потребитель не сможет покупать одежду даже бюджетного сегмента, не говоря уже о европейских марках для среднего класса. В торговых центрах освободится ещё больше площадей", — комментирует экономист, индивидуальный предприниматель Татьяна Абросимова.
Поддержка отрасли
Отметим, по данным администрации Владивостока, обеспеченность населения города торговыми площадями составляет 861,0 кв. метров торговой площади в расчёте на одну тысячу жителей, что превышает норматив на 39,6 % (норма — 617 кв. метров на 1 тысячу жителей). Данный показатель имеет тенденцию ежегодного роста, что обусловлено как увеличением торговых площадей, так и снижением численности населения ВГО.
В 2021 году отмечалась динамика продолжающегося роста потребительской активности. В январе — августе 2021 года оборот розничной торговли увеличился на 6,1% к аналогичному периоду 2020 года (в сопоставимых ценах) и составил 67,3 млрд рублей.
Сегодня Российский совет торговых центров просит правительство РФ, Минфин и главу Центробанка о расширении мер поддержки в связи с непростой экономической ситуацией.
Среди основных предложений: предоставить возможность проработки кредитных каникул для собственников торговых объектов, не облагать налогами положительную разницу от переоценки валютных обязательств фирм, а также установить фиксированный курс для кредитных договоров в иностранной валюте. Госдуму просят исключить налог на прибыль с положительной курсовой разницы из текста Налогового кодекса РФ.