Санкции коснулись всех компаний в Приморье — от мелких до крупных лидеров рынка. Серьезным ограничением для многих в такое "штормовое время" стал пересмотр ставки рефинансирования и, как следствие, процента кредитных ставок. Какие изменения ждут производители, какая господдержка нужна крупным предприятиям и как они подстраиваются к текущим условиям, в онлайн-эфире ИА PrimaMedia рассказала директор департамента маркетинга группы компаний, занимающейся производством хорошо известных в Приморье марок "Родимая сторонка", "Доброе дело", "КВЭН" Татьяна Козак.
"Сейчас нет компаний, которых не затронули санкции, так как в стране не развернулся проект импортозамещения в том объеме, как ожидалось. Мы все находимся в зоне зависимости от определённых объемов сырьевой базы, импортных комплектующих, зависим от валютной волатильности, производственного оборудования и поставок упаковки из Японии, Кореи, Китая, Европы. Можно говорить о том, что в пищевом производстве нет никого, кто не зависит от импорта в той или иной степени, в первую очередь, к примеру, в части упаковки. Валютная и сырьевая волатильность и на нас серьезно отражается. Но есть европейские компании, которые готовы продолжать сотрудничать, с ними мы отлаживаем финансовое взаимодействие. Отдельная тема для разговора — это международная логистика", — пояснила Татьяна Козак.
По ее словам, производители продуктов питания и напитков ищут, как заместить поставщиков, которые не готовы продолжать сотрудничество, как как нивелировать вопросы потенциально убыточной доходности. Так как это вопрос выживания бизнеса — производить продукт в меняющихся условиях и при этом оставаться в потребительском спросе.
"По ценообразованию мы работаем в штатной ценовой модели производства продуктов питания и напитков, но с учетом корректирующихся цен на сырье. Каждый день держим руку на пульсе. Продолжаем работать с поставщиками по курсу ЦБ на день оплаты", — подчеркнула эксперт.
Она отметила, что сейчас производители нуждаются в урегулировании вопроса с бизнесом, связанным со ставкой рефинансирования, сильно снижающего потенциал не только развития производства во время выпадения большого перечня привычных для покупателей продуктов, но и выживания производственных бизнесов. "Это тяжелое сложное время перемен и без положительного тренда поддерживающих инициатив со стороны государства не каждый бизнес будет способен его пройти и выполнить свои в том числе социальные задачи по обеспечению населения.
"Это тяжелое время перемен — когда надо наращивать объемы, но это еще и вопрос финансовой стратегии управления экономикой. Другой вопрос, требующий внимания — регулирования ритейла в возможностях наценки. В настоящий момент рекомендовано сдерживание покупательских цен на полке, но уже в ближайшее время производители объективно не смогут в них войти, если ритейл не откорректирует свои коммерческие условия по контрактам и уровень наценки. Нас ждут сложные переговоры, но и нам нужны ориентиры регуляторного порядка, которые позволили бы соблюдать экономические интересы и производителя и ритейла без перекосов", — заявила Татьяна Козак.
Компания наметила стратегию фокусировки на целевом перечне продуктов, без потери качества, так как не собирается уходить от принципа работы в сегменте производства продуктов питания "без замен", из натурального сырья, без сои или целлюлозы, сухого молока и прочего. "Сейчас мы работаем над тем, чтобы удержать "полочную стоимость" продукции, хотя себестоимость на отдельные ингредиенты уже поднимается до 60%", — добавила директор департамента маркетинга группы компаний.
На скоропортящийся товар сейчас спрос будничный.
"Мы работаем на обеспечение потребности каждого дня, без рывков, отказов. Безусловно, мы ожидаем снижение объёмов и огрубления спроса из-за влияния стоимости сырья на себестоимость в течение одного — двух месяцев. Сейчас производители работают на запасах, но как только перейдут на новое сырье — тогда будут изменения. Да и потребительская способность откорректируется", — уточнила Татьяна Козак.
По ее мнению, по продуктам питания в импортозамещении акцент сейчас необходим в предложениях сопутствующего сырья, например, специй, которые сложно заместить, дефицит есть в узких позициях по ним по всей России. Но также необходима господдержка производителей, которые занимаются упаковкой — пластика и картона.