Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

Арсеньев. Путь на Дальний Восток: детство, война, Приморский край (Часть I)

Как поручик Арсеньев с берегов Невы попал на берег Японского моря

Указом президента Российской Федерации 2022 год объявлен годом празднования 150-летия со дня рождения путешественника, писателя и исследователя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Мы начинаем серию публикаций, посвященных этому юбилею. О первых годах службы В.К.Арсеньева во Владивостоке рассказывает ведущий проекта "Объяснения" Владивостокской централизованной библиотечной системы, историк Сергей Корнилов.

Детство

Владимир Арсеньев родился в Петербурге, в семье железнодорожного служащего Клавдия Федоровича Арсеньева и Руфины Егоровны (в девичестве Кашлачёва) — дочери бывшего крепостного крестьянина, отпущенного на волю. Клавдий Арсеньев работал на Николаевской железной дороге (одна из старейших в России, соединяющая Москву и Петербург) сначала простым служащим, а затем дорос до должности руководителя, начальника движения Московской окружной дороги. Безупречная служба в течении 30 лет привела к тому, что Клавдий Федорович был удостоен звания почетного гражданина Петербурга.

Семья Арсеньевых была многодетной: Руфина Егоровна родила четверых сыновей, пятерых дочерей и еще одну девочку-сироту Арсеньевы усыновили. Справляться с этой веселой компанией помогали две бабушки. Старшими детьми в семье были сыновья Анатолий и Владимир, которым отец привил любовь к путешествиям и географии, а практическим навыкам в походах братьев обучил дядя Иоиль Кашлачёв. Летом он брал Толю и Володю и сплавлялся с ними в лодке по реке Тосне, протекавшей недалеко от Петербурга. Он учил их ставить палатку, разжигать костёр, ловить рыбу, варить уху. Впоследствии Арсеньев вспоминал, что именно тогда он стал путешественником.

В детстве Володя Арсеньев был очень непоседливым мальчиком. Когда его отдали учится в частный немецкий пансион, он никак не мог взять в толк, чего от него хотят две пожилые немки, которые наказывали за каждую провинность. Из пансиона мальчика перевели во 2-е Петербургское училище, но и оттуда его исключили за плохую дисциплину. И только во Владимирском городском мужском училище педагогам удалось найти подход к непоседе. Одним из них был учитель рисования, геометрии и черчения Василий Петрович Карнаков, который обнаружил в мальчишке талант рисовальщика. Этот талант хорошо виден в дневниках Арсеньева, который он оформлял собственными картами, рисунками людей и зарисовками природы.

Владимир Арсеньев — юнкер Пехотного училища

Владимир Арсеньев — юнкер Пехотного училища. Фото: открытые источники




В армии

Когда старшему из братьев, Владимиру, стала грозить служба в армии, его решили отдать в юнкерское училище, по окончании которого можно было выйти в отставку и поступить в вуз. Так, в 1891 г. Владимир Арсеньев стал вольноопределяющимся 145-го пехотного Новочеркасского полка с откомандированием в 1893 г. на учёбу в Петербургское пехотное юнкерское училище. После окончания училища он собирался поступать в университет, но неожиданно вышел приказ о том, что за каждый год учебы в юнкерском училище, необходимо прослужить в армии по полтора года. Учеба занимала 2 года, итого Арсеньева ждала 3-летняя обязательная служба в армии.

В 1896 г. Владимир получил чин подпоручика и был переведен в 14-й пехотный Олонецкий полк, расположенный в г. Ломжа (Польша). Перед отправкой в полк, он обручился с 15-летней Анной Кадашевич, подругой своих сестер, а в 1897 г. он приехал в отпуск в Петербург и женился на ней. Через два дня после свадьбы молодые уехали в Польшу.

Первый брак Арсеньева был, мягко говоря, неудачным. В Ломже выяснилось, что у молодоженов абсолютно разные интересы. Позже Анна вспоминала: "Я в Ломже всё время воевала с Володей. Он приносил домой всякую гадость: поставил террариум, там жили жабы… и ящерицы. Там же, за стеклом, спали змеи всех цветов и видов. Мне <было> не по себе, но Володя с детства питал страсть ко всему живому. На стенах висели застекленные коробки с жуками и бабочками... и он говорил мне: "Нюра, посмотри, какая прелесть! Какая красота!" Я же не понимала этой красоты".

В.К. Арсеньев — подпоручик 145-го Новочеркасского полка

В.К. Арсеньев — подпоручик 145-го Новочеркасского полка. Фото: открытые источники

В Ломже Арсеньев маялся. Он быстро облазил все окрестности и ему стало скучно. Мечты о далеких путешествиях не давали покоя и тогда он стал готовиться к поступлению в Академию Генштаба. Почему именно туда? Дело в том, что почти все кумиры, книгами которых он в то время зачитывался, были офицерами Генштаба. Настольной книгой Арсеньева была "Путешествие в Уссурийский край" генерал-майора Генерального штаба Николая Пржевальского и Дальний Восток привлекал его внимание, как последняя неизученная часть Евразии.

Арсеньев не собирался становится профессиональным военным, но понял, что армия может помочь исполнить его мечту. Не дожидаясь поступления в Академию, он начал бомбардировать начальство просьбами перевести его на Дальний Восток. На это ушло два года. Наконец, начальство сломалось и его просьба была удовлетворена. 1 мая 1900 г. Арсеньев получил чин поручика и 19 мая был переведён в 1-й Владивостокский крепостной пехотный полк.

1463761.jpgПривет, потомки: почтовую карточку исследователя Арсеньева нашли в приморском заповеднике

Путешественник отправил открытку лесничему на север края незадолго до смерти (ФОТО)

Радости Владимира Клавдиевеча не было предела. Его нетерпение было столь велико, что он засобирался в дорогу, несмотря на то, что его жена находилась на 9 месяце беременности. Рождения ребенка он, правда, дождался. 11 июня 1900 г. Анна родила сына, а через неделю 18 июня, Арсеньев отправился к новому месту службы. Только через год, в мае 1891 г. Анна с сыном Владимиром, которого в семье звали Волька, приедут во Владивосток.

Война

Дорога к новому месту службы оказалась непростой. Не доезжая Владивостока, Арсеньев попал на фронт боевых действий с Китаем. Из послужного списка: "Находился в составе Благовещенского отряда генерал-лейтенанта Грибского с 8 по 25 июля 1900 года… 20 июля 1900 года участвовал в делах при выбитии китайцев с позиции у г. Сахалян". Об этих событиях Арсеньев упоминать не любил.

С подачи англичан события 1900 — 1901 гг. в Китае называют "Боксерским восстанием", но это не совсем верное название. Начиналось оно в 1898 г., действительно, как восстание в провинции Шаньдун против христианских миссионеров, но уже в 1900 г. превратилось в настоящую войну Китая против европейских государств, Японии и США, которые пытались превратить Китайскую империю в колониальное государство. Восставшие использовали приемы боевого ушу, а британцы по неведению, называли их "боксерами". Сами восставшие называли себя ихэтуань ("отряды добра и справедливости"). Поначалу они действовали как против иностранцев, так и против династии Цин, которую считали виновной в засилье иностранцев, но в 1900 г. ситуация изменилась.

Летом 1900 г., пока поручик Арсеньев ехал во Владивосток, китайская императрица Цыси поддержала восставших, а 21 июня объявила войну государствам, входившим в Альянс восьми держав и высадившим войска в Китае для подавления восстания. Война была объявлена, в том числе, и России.

2815362.jpgМанга, театральные постановки и памятник: что готовят к 150-летию Арсеньева

Интересную программу и неожиданные форматы готовит Музей Дальнего Востока

Когда Арсеньев доехал до Благовещенска, город был обстрелян китайскими войсками. Во время обстрела 5 человек погибли и около 15 были ранены, что вызвало панику среди населения. Китайцы, проживавшие в тот момент в Благовещенске, были изгнаны из города на берег Амура и их силой заставили плыть на китайскую сторону, а те, кто не умел плавать, были убиты. Эти кровавые события получили название "Благовещенская утопия" или "Благовещенская резня". В ночь на 18 июля 1900 г. на русский берег Амура переправились несколько сотен китайских солдат и 18 орудий. Китайцев встретили огнём дружинники-крестьяне, а затем с помощью подоспевших казаков китайцы были вытеснены с русской территории. 28 июля китайские войска вновь подвергли Благовещенск обстрелу.

20 июля Арсеньев, прибывший в Благовещенск накануне, был зачислен в отряд губернатора Амурской области генерал-лейтенанта К. Н. Грибского, а в ночь с 1 на 2 августа 1900 г. русский десант был высажен на китайский берег. В его  составе был поручик Арсеньев. Днём 2 августа русские взяли г. Сахалян (ныне Хэйхэ), а на следующий день — г. Айгунь. За участие в боях поручик Арсеньев был награждён серебряной медалью "За поход в Китай в 1900-1901 гг.".

6 августа Владимир Арсеньев выехал из Благовещенска и 17 августа 1900 г. прибыл во Владивосток, где был назначен командиром учебной команды 1-го крепостного полка.

Для проживания поручику выделили небольшой деревянный дом с двумя комнатами и кухней, в Матросской слободке, на 7-й Матросской улице. Дом стоял на склоне горы Шошина, с юго-восточной стороны, недалеко от Минного городка. Не успел он здесь обжиться, как испытал буйный нрав местной природы — на город налетел тайфун.

Ветер быстро менял свое направление, — вспоминал он позднее, — и дул со страшной силой. Он ломал деревья, опрокидывал телеграфные столбы, срывал крыши с домов, по воздуху летали доски, вывески, листы кровельного железа и проч. К вечеру хлынул сильный ливень. Жутко было сидеть даже в доме, который при каждом порыве ветра вздрагивал до основания и, казалось, вот-вот опрокинется насовсем".

Анна Константиновна Арсеньева с сыном Володей

Анна Константиновна Арсеньева с сыном Володей. Фото: Открытые источники

Муштровать солдат на плацу Арсеньеву было скучно и он разнообразил времяпрепровождение, совершая вылазки в окрестности города облазив их с юга на север от бухты Тихой до хребта Богатая грива. Кроме того, он, как мог, устраивал быт своих солдат. Так, в феврале 1901 г. в газете "Владивосток" появилась заметка, где было сказано, что "В Гнилом углу, в казармах 1-го крепостного полка состоялся 11 февраля бесплатный солдатский спектакль, исполненный нижними чинами учебной команды. Режиссировал заведующий командой поручик Арсеньев. Было поставлено "Пираты. Феерия в 8 действиях с прологом". Сказалось петербургское воспитание Арсеньева, который жил недалеко от Мариинского театра, а в семье было принято ставить домашние спектакли.

Владивосток в 1901 году

Владивосток в 1901 году. Фото: Бертон Холмс

Вылазки Арсеньева на природу сопровождались охотой. Это не осталось без внимания начальства и 6 октября 1902 г. он был назначен заведующим охотничьей командой полка, которая занималась не только охотой, но также разведкой местности и составлением карт. Однажды, после похода на Богатую гриву, он привез в полк 21 тушу дикого зверя.

Через несколько месяцев, в начале 1903 г. Арсеньев уже стал начальником Владивостокской крепостной конно-охотничьей команды и ему было разрешено самому выбирать маршруты походов, отлучаясь на неограниченное время. Он переехал из Гнилого угла в помещение охотничьей команды, которое располагалось в здании на Орлиной сопке с прекрасным видом на город, бухту и остров Русский. Здесь Арсеньев написал свою первую работу, которая вышла отдельной брошюрой  "Отчёт о деятельности Владивостокского общества любителей охоты за 5-летие с 1901 по 1905 г. включительно". Несмотря на то, что это, по форме, был сухой отчёт, Арсеньев разукрасил его описанием природы, флоры и фауны, уже тогда проявив способности к писательству.

Владивосток в 1902 году

Владивосток в 1902 году. Фото: открытые источники

В 1903 г. Арсеньев стал действительным членом Общества изучения Амурского края, куда его рекомендовал однополчанин, врач Николай Кирилов (однокурсник А. П. Чехова по Московскому университету). В библиотеке ОИАК Арсеньев занялся самообразованием, восполняя пробелы в знаниях по истории и естественным наукам.

В 1902—1903 гг. Арсеньев со своим охотничьим отрядом исследовал полуостров Муравьёва-Амурского и остров Русский, а затем перенес вылазки на территорию нынешнего Хасанского района до залива Посьет и на север до озера Ханка. Основной задачей походов была разведка, но Арсеньев по собственной инициативе вёл наблюдения научного характера, собирая сведения о геологии, флоре, фауне и народах, населяющих Уссурийский край.

Продолжение следует...

2947654.jpgАрсеньев. Военный разведчик: секретные экспедиции и "карательные" операции (Часть II)

Неизвестная история русского исследователя, способная лечь в основу захватывающего отечественного блокбастера

194998
Общество