Февральские события 2022 года серьезным образом изменили индустрию российского кинопроката. Временно прекратили выпускать свои фильмы в российский прокат сразу несколько студий: Warner Bros., Walt Disney Company и Sony Pictures. Отсутствие в репертуаре голливудских блокбастеров повлекло за собой падение выручки, и уже к середине апреля треть кинозалов по всей стране закрылись. По мнению экспертов, если отрасль не поддержать в ближайший месяц, к лету спасать будет некого. О том, как переживают репертуарный кризис кинотеатры Приморья — в материале ИА PrimaMedia.
Критический недостаток репертуара больно ударил по приморскому кинопрокату. Фильмы крупных студий, которые ушли с российского рынка, составляли порядка 70-80% сборов. И хотя американское кино не покинуло экраны — картины независимых киностудий и сегодня присутствуют в прокате, об успехах голливудских блокбастеров этим картинам, как правило, остается только мечтать. Как остается мечтать о зрителях кинопрокатчикам. По оценкам участников рынка, падение выручки кинотеатров Приморья начинается от 50% и достигает более 80%. Один кинотеатр уже закрылся — "Кристалл" в Партизанске, и, по словам экспертов, это лишь первая ласточка.
"Те меры, которые сейчас принимают кинотеатры — сдача залов в аренду, корпоративные показы, работа со школами и спортивными мероприятиями — позволяют держаться на плаву какое-то время, но в длительной перспективе индустрию не спасут", — считает директор кинотеатра "Шахтер" (г. Артем) и официальный представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Приморье Виталий Рымарь.
"Сказались несколько лет кризиса — сначала пандемия, затем санкции. Выручка упала на 80% потому, что ее давали зарубежные премьеры, которые у нас сейчас не идут. Весь российский кинопрокатный бизнес очень сильно страдает, и мы не исключение. Будем надеяться на изменения в лучшую сторону в ближайшее время, ведь не хотелось бы закрываться. А так, конечно, все очень плохо. Мы пишем письма нашей администрации с просьбой о поддержке, но результата нет — кинотеатры власти поддерживать не желают, хотя это и рабочие места, и самый доступный досуг для населения", — рассказала директор кинотеатра "Россия" (г. Уссурийск) Олеся Глеклер.
"Мы раньше не сталкивались с таким кризисом — дошло уже до того, что мы не знаем, как заплатить за электроэнергию. Продажи упали как никогда, такого даже в пандемию не было. Без высокобюджетных картин в прокате кинотеатрам тяжело конкурировать со стриминговыми сервисами", — поделился директор кинотеатра "Октябрь" (г. Большой Камень) Роман Малиновский.
"Каждый день, открывая свои двери, кинотеатр работает в убыток. Я даже не знаю, какие чудеса или дотации должны случиться, чтобы спасти нас из того финансового состояния, в котором мы оказались сейчас. До пандемии мы модернизировали оборудование — вложили десятки миллионов, но сначала пришли ковидные ограничения, а теперь — проблемы с репертуаром. Наша ситуация патовая, и мы опасаемся, что уже прошли точку невозврата", — рассказал представитель кинотеатра "Владивосток".
Тематическая иллюстрация. Фото: https://pixabay.com
Справка. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, по состоянию на 1 января 2022 года в России был зарегистрирован 2,161 кинотеатр с 5,709 кинозалами. В начале апреля в стране работало уже 3997 кинозалов, а спустя всего две недели — 3633. Таким образом, к середине апреля закрытыми оказались 36,4% кинозалов России. Падение показателей марта 2022 года к марту 2021-го составило 44% по сборам и 49% по зрителям, а к марту 2019-го — 54% и 59% соответственно.
По оценкам Ассоциации владельцев кинотеатров, в ближайшие два месяца репертуарный кризис повлечет за собой падение выручки кинотеатров более, чем на 80%, что приведет к закрытию минимум 50% кинозалов в России.
Российское кино: иди и смотри
В текущих условиях у российских продюсеров и кинопроизводителей впервые появилась возможность работать на рынке с полным отсутствием конкуренции. Однако заместить объем фильмов, резко ушедших из проката, в краткосрочной перспективе невозможно.
"Пандемия очень сильно сдвинула сроки съемок, и сейчас они возможно продолжаются, а возможно и нет — в связи с известными событиями возник хаос с ценами на оборудование и непонятно, как планировать деятельность дальше. Поэтому если и снималось какое-то высокобюджетное российское кино, которое планировалось выпустить на экраны, оно еще не готово, и раньше осени вряд ли появится", — рассказал Виталий Рымарь.
По его словам, те российские фильмы, которые появились сейчас на экранах, скорее всего даже не планировались в широкий прокат. И такой контент массового зрителя интересует мало.
Тематическая иллюстрация. Фото: https://pixabay.com
"Нам просто необходимы хорошие фильмы. Пусть даже российские, но это должно быть что-то подобное "Движению вверх" или "Т-34", которые собирали полные залы. Это должна быть картина, которая одновременно поддерживает патриотический дух, и имеет интересный сюжет, и качественные спецэффекты, и хороший актерский состав. Кино, которое должно рассказать про человеческий подвиг, но рассказать интересно. И его нужно выпустить очень быстро, надеюсь, что российский кинобизнес мобилизуется и сможет выполнить эту задачу", — считает Олеся Глеклер.
К сожалению, пока российская киноиндустрия не готова поставить подобные картины на поток. "Пока что это не массовый продукт. Возможно, это будет несколько фильмов, которые действительно заслуживают внимания зрителей. Но по большому счету это будут разовые акции. А чтобы кинотеатры оставались на плаву и выходили хотя бы в ноль или небольшую прибыль, необходим постоянный поток людей", — подчеркивает Виталий Рымарь.
В бой идут одни старики
Дистрибьюторы и продюсеры, продолжающие выпускать фильмы в России, сейчас ведут активную работу по привлечению дополнительного контента. Так, в повторный прокат вышли многие классические российские и советские картины.
"Ситуацию это не спасает. Недавний пример — мы запустили в прокат на две недели "Любовь и голуби". Полностью реставрированное изображение, звук. Да, люди приходили, но по итогу фильм собрал очень мало. В каждом отдельно взятом городе найдется аудитория, которая готова идти на советские фильмы, но это не значит, что залы будут заполнены на протяжении недель. В Москве в одном кинотеатре показывали "Служебный роман", люди даже сидели на ступеньках в зале, так как все места были распроданы. Но это один сеанс одного кинотеатра в многомиллионной столице. На деле же такого эффекта, как ожидается после восторженной реакции аудитории в соцсетях, нет", — поделился Виталий Рымарь.
Популярность кинозалов не торопится возвращаться к допандемийному уровню
Еще один путь российского кинопроката лежит на восток. Кинопрокатчики налаживают работу со студиями из Азии, но и этот вариант не может заинтересовать столь желанного зрителя.
"Россияне никогда не пойдут в большом количестве на азиатское кино — у нас разный менталитет. Пример — якутское кино. Оно очень развито, его очень много, оно и качественное, и душевное. Якуты с большим удовольствием толпами ходят на эти фильмы, однако попытка запустить картины на широкий российский экран оказалась провальной. Аутентичное российское кино столкнулось с разницей в восприятии. И ни на китайское, ни на индийское, ни на корейское кино зритель в России не пойдет", — уверена Олеся Глеклер.
Тематическая иллюстрация. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Соглашается с коллегой и Виталий Рымарь: "На протяжении многих лет мы приучали зрителя смотреть именно голливудские фильмы, и нет ничего удивительного, что россияне привыкли смотреть именно американские картины. Не исключается, что в Корее или Китае есть очень хорошее большое блокбастерное кино, но наш зритель не привык смотреть такие фильмы. Если мы видим актеров с азиатской внешностью, мы уже подсознательно воспринимаем картину как низкобюджетную, без хороших спецэффектов. Сейчас для того, чтобы переключить наших зрителей на азиатский рынок, потребуется очень много времени. А его у нас нет", поделился своим мнением собеседник агентства.
По оценкам экспертов, даже успешные примеры кампаний показа индийского и корейского кино, знаковых российских и советских картин остаются нишевыми и не смогут компенсировать более 10% потерянной выручки отрасли.
Йо-хо-хо и бутылка колы
Отдельные кинотеатры, не желая мириться со сложившейся ситуацией, подняли пиратский флаг и запустили показы иностранных картин, российский прокат которых был официально отменен. Такие истории происходили в разных городах России, но опрошенные ИА PrimaMedia руководители кинотеатров против подобной практики. Однако коллег понимают.
"Понятно, что все сегодня пытаются найти какой-то способ обойти запреты. На днях появились аккуратные заявления о том, что можно наладить параллельный импорт и выйти на официальный показ фильмов без согласия правообладателей. Но для этого должна появиться целая экосистема. Качественную пиратскую копию нужно переозвучить и привести в какой-то более или менее удобоваримый продукт — чтобы картинка на экране не сыпалась, чтобы звук был худо-бедно нормальный, мы уже молчим про какие-то аудиоэффекты… Предложения такие появятся, может быть даже будут как-то легализованы, но возвращение в 90-е — это все равно не выход. Ассоциация владельцев кинотеатров выступает категорически против подобной работы", — подчеркнул Виталий Рымарь.
Тематическая иллюстрация. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
"Как законопослушный гражданин, как руководитель предприятия, который всегда следовал букве закона, я к пиратским показам отношусь негативно. Но с другой стороны я понимаю, что возможно это единственный способ выжить для кинотеатров. Очень огорчает, что наши власти не дают нам другой возможности выйти из этого кризиса. Даже наоборот — они сами как будто подталкивают нас к пиратству своим равнодушием и бездействием. А ведь многие кинотеатры пошли на такой шаг потому, что дошли до края и встали перед выбором — либо закрываться, либо что-то делать. Если бы их поддержали, им не пришлось бы пиратить. Мы пока держимся, соблюдаем все законы и очень надеемся, что нам не придется идти на такой шаг", — поделилась Олеся Глеклер.
Спасти рядового кинопрокатчика
Ассоциация владельцев кинотеатров сообщает, что решения по спасению кинопоказа необходимо принимать в течение ближайших 30 дней. В противном случае, к концу лета, спасать уже будет некого, и страна лишится отрасли, на модернизацию которой и производство контента для нее за 10 лет было потрачено более 60 млрд рублей из бюджета Российской Федерации.
"Сейчас очень тяжелое время, и людям не до развлечений — все переживают, как мы будем жить дальше. Однако мы надеемся, что люди все-таки будут приходить в кино хотя бы просто для того, чтобы выбраться из дома и приятно провести время с семьей. Чтобы посмотреть пусть и не нашумевшую премьеру, но милую комедию или побояться на ужастике. Очень хочется, чтобы зритель нас не бросал", — резюмировала Олеся Глеклер.
Тематическая иллюстрация. Фото: MagadanMedia
"Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино", — завещал Владимир Ильич Ленин. Однако сегодня сохранить эту важнейшую сферу деятельности на плаву кинотеатры самостоятельно не могут. Кинопрокатчики уверены — без прямой финансовой поддержки государства это просто невозможно. Как отмечает Ассоциация киновладельцев, восстановление целой отрасли в случае закрытия потребует намного больше времени и финансовых затрат, чем поддержка существующих кинопроизводственных и кинопрокатных компаний.