Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений. В гостях ИА PrimaMedia коммерческий директор ООО "Тис Лоджистик" и фудблогер Роман Дяблов. О читающей семье, детских книгах и личном литературном ТОПе — в интервью.
— Роман, любовь к чтению появилась у вас с детства, или уже в более зрелом возрасте?
— Читать я начал поздно, в 6,5 лет. У меня была бабушка, которая считала, что все дети вокруг дети были лучше, каких бы успехов я ни достигал. Маму даже попрекали, что ее сын не умеет читать в 6 лет. И как только я научился, первым делом прочитал книгу "Легенды и мифы Древней Греции" (6+).
— Интересный выбор для ребенка столь малого возраста. Это вы сами заинтересовались, или кто-то дал в руки?
— Да, сам. И я ее прочитал раз 10, потому что настолько было интересно, и хотелось запомнить все необычные имена. Это моя самая первая книжка, и со мной она всю жизнь. А все детские книги по типу "Золотого ключика" (6+) прошли мимо, потому что нам с сестрой их просто читали вслух. Мы росли в 80-х годах, и детских книг было не очень много. Чтобы найти, что почитать, нужно было обойти всех соседей, библиотеки. Кстати, когда я пришел в первый класс, там, в библиотеке, как раз была книжка "Огненный бог Марранов" (6+) Александра Волкова. Я ее прочитал за один день, а на следующий уже принес обратно. Библиотекарь меня заставила потом на каждой картинке рассказать, что это за герой, потому что не могла поверить, что за день ее можно прочесть. Читал я всегда много, с большим удовольствием. Это любовь с детства.
Роман Дяблов. Фото: ИА PrimaMedia
— Ваши вкусы в литературе сформировались еще тогда, в детстве?
— Я тогда в принципе мог читать все, что попадалось в руки, потому что книги были жутким дефицитом. Те же "Три мушкетера" (6+), которых папа выменял на какое-то безумное количество макулатуры. Лет в 10-11 я прочитал "Американскую трагедию" (12+) Теодора Драйзера, "Сестру Керри" (12+), "Дженни Герхардт" (12+). И все просто потому, что очень хотелось читать. Но в один прекрасный момент мы переехали в другой дом, где нашими соседями стала семья с очень большой библиотекой. Я приходил и выгребал просто стопки книг, и читал.
— А дальше?
— А дальше началась эпоха бульварных романов. Когда началась печать книг на потребу публики. То есть Джеки Коллинс, Сидни Шелдон. Это все тоже прочитывал. Все, что было в открытом доступе, я брал. Был интересный этап в жизни, когда с приходом в мою жизнь деловой литературы я понял, что начал говорить канцеляризмами и более бюрократическим языком. Мне нужно было много читать, чтобы расти по карьерной лестнице. После множества прочитанных книг по маркетингу и управлению персоналом я снова вернулся к художественной прозе.
— На какой литературе вы воспитываете своих детей? Я знаю, что есть родители, которые пытаются "впихнуть" в своих чад свои детские книги, совершенно не интересуясь их вкусами.
— Я искренне пытался "запихать" в своих детей все. Когда моя супруга Татьяна была еще беременна, я купил "Волшебника Изумрудного города" (6+). Я знал, что эти книжки дети должны прочитать. Но мы с трудом впихнули в дочь Алену ровно половину этого произведения. На все остальное она категорически сказала: "Нет". Она, кстати, тоже ребенок из категории, который читает все, что видит. На мой взгляд, это большая редкость. Мы не жалеем денег на ее желание тратить их на книги. Просто помню, что она в 6 лет сидела и хохотала над Фаиной Раневской.
— У вас читающая семья?
— Мы, правда, много читаем — и я, и жена, и дочь. Вот с сыном Мишей не сработало. Речь у него развита, языки он учит. Поэтому мы отбросили историю с книгами. У дочери интересный подход к чтению. Она завела список, так называемый ТОП, где расписала, какие книги ей нужно прочитать.
Роман Дяблов. Фото: ИА PrimaMedia
— А есть в вашей семье традиции или ритуалы чтения? Например, сесть вместе на диванчике, где каждый откроет свою книжку и с чашечкой чая с удовольствием почитает.
— Редко, но случается такое. Мне очень важно, чтобы было тихо. А если мы соберемся, то тут начнется… Кто-то захочет прочитать строчку, которая ему понравилась, и так далее. Мне, наоборот, хочется спрятаться. Недавно мне попала в руки книга Наринэ Абгарян "Люди нашего двора" (6+), и я на три вечера просто пропал из семьи. Это — один из тех авторов, которые позволяют насладиться потрясающим художественным, ярким, эмоциональным языком. Если ты полностью включен в книжку, ты начинаешь переживать с участниками всего этого процесса. Однажды я думал, что меня выбросят из самолета по пути в Новосибирск — настолько смеялся, что не мог остановиться.
— Вас меняли книги?
— Думаю, что так можно сказать о деловой литературе. Читая такую, ты нарабатываешь некий жизненный опыт. Так не бывает, что книга может кардинально поменять человека. Я — за то, чтобы испытывать эмоции от чтения.
— Что вам больше нравится — русские или зарубежные произведения? Классика, или современная литература?
— Готовясь к интервью, я сказал жене: "По логике, чтобы показаться культурным и приличным человеком, я должен включить в список что-то из русской классики". Я не смог. Все, что мы читали в школе, это объективно слишком рано в нас попытались "запихать". "Преступление и наказание" (12+), "Война и мир" (12+) — да кому они нужны в 15-16 лет. Честно скажу, я "Войну и мир" не читал.
Роман Дяблов. Фото: ИА PrimaMedia
— А уже в более зрелом возрасте не было желания перечитать эти произведения?
— Что-то вынуждено перечитывал, потому что дочь учится. Она — ответственный человек. Если написано прочитать летом 50 книг, то она их прочтет. Мы вместе листали "Горе от ума" (12+), рассуждали про Онегина. Но так, чтобы мне захотелось это прочитать… Нет.
— Много ли у вас в домашней библиотеке книг?
— В целом много, но мы в них не "тонем". Во-первых, у меня предприимчивая дочь. Она покупает книжки, которые точно не будет перечитывать второй раз, а потом просто отдает их в магазин поддержанных книг. Когда они реализовываются, ей отправляют деньги. Жена читает нереально много, но все в телефоне. Ей комфортно, что книга всегда на ладони. А дома у нас хранится только самое любимое.
— Если не секрет, сколько денег вы обычно оставляете в книжных магазинах?
— Например, за границей я покупаю кулинарные книги. На них уходит примерно 150-200 долларов. Вместе с дочкой с одного книжного сайта мы как-то заказали книги на 45 000 рублей.
— Была ли у вас книга, после прочтения которой вы хотели дать познакомиться с ней каждому?
— Да, это книга Андрея Жвалевского и Евгения Пастернака "Время всегда хорошее" (12+). Она рассказывает про мальчика из 80-х годов и девочку из 2018-го. В результате каких-то великих сил поменялись они временем. И удивило то, насколько легко адаптировался ребенок, который всегда играл руками и разговаривал ртом, в реалиях нашего смартфонного мира, и насколько тяжело далось девочке погружение в тот мир, в котором нужно было общаться и коммуницировать. Я ее с таким удовольствием прочел, что каждый раз, когда мы где-то с друзьями сидели, говорил про нее. Раз 6 покупал эту книгу, потому что все время ее кому-то дарил.
Роман Дяблов. Фото: ИА PrimaMedia
— По традиции, ваш ТОП книг, о которых вы бы хотели рассказать нашим читателям?
"Дневники Адриана Моула" (12+), Сью Таунсенд. У этого автора несколько книг про Адриана Мола. Это подросток, который пишет свои дневники. Они — как некий срез эпохи и отношения к жизни. Всегда хохочу, читая эти книги. Он из любой ситуации придумывает ну такую проблему! Ты читаешь и думаешь: господи, как у меня все хорошо.
"Оскар и Розовая Дама" (12+), Эрик-Эмманюэль Шмитт. Это история о женщине, которая работает в детском хосписе. Все в нем понимают, что один из обитателей хосписа — мальчик — через какое-то время умрет. Чтобы его как-то воодушевить, она говорит: "Давай представим, что каждый твой день — это 10 лет. И мы с тобой будем смотреть, как ты их проживаешь, будем об этом говорить". Очень тяжелая книга. По ней даже поставили моноспектакль. Актриса играла одновременно и мальчика, и эту даму. Поворачивается одной стороной — розовая дама, поворачивается другой — мальчик. Очень сильная вещь. Пытался посмотреть, но понял, что моей души на это не хватит.
"Сирень и война" (12+), Тоидзуми Ёнэко. Удивительная история сильной и мудрой японской женщины Тоидзуми Ёнэко, которая провела свою юность во Владивостоке и ужасы Второй мировой войны познала на территории нашей страны. Самое интересное, что с госпожой Ёнеко я пересекался в далёком 2000-ном году, когда она проводила пресс-конференцию во Владивостоке, приуроченную к выпуску книги в Японии. Маленькая седая дама медленно и грамотно рассказывала на русском о своей книге и любви к Владивостоку. И только через 18 лет книга увидела свет в России. Перелистывая страницы, я узнавал новые детали о жителях привычных зданий на Океанском проспекте, узнавал на Пушкинской поворот к дому русской семьи, где жила маленькая Тоидзуми, и с каждой буквой любил свой родной город ещё больше.
"Рецепты еврейской мамы" (12+), Инна Метельская-Шереметьева. Что будет, если скрестить Манюню с кулинарной книгой? Я-таки вам точно скажу — "Рецепты еврейской мамы". Если вы хотите заливаться гомерическим хохотом, попеременно переходящим в фонтанообразное слюноотделение, то книга точно для вас. Знаете, как бывает, когда чужие воспоминания тянут за собой вспышки собственного детства, о которых ты бы сам ни за что не вспомнил. Например, читая "Рецепты еврейской мамы", я вспомнил, как в обычном владивостокском дворе в конце 80-х мы собрались родней за столом на улице, потому что не влезли в квартиру прабабушки, и до поздней ночи, уже с соседями, ели-пили-пели. Или как с родственниками-ровесниками регулярно бились за право облизать тазик от крема для вафель.
Фестиваль "Литература Тихоокеанской России" — крупнейшее литературное событие на Дальнем Востоке с мощнейшим писательским, поэтическим и издательским десантом.
Пятый юбилейный фестиваль "ЛиТР" пройдёт 7-9 октября 2022г. на набережной Спортивной гавани Владивостока (6+).
Официальный сайт фестиваля — litrfes.ru,
Фестиваль доступен в Вконтакте (6+).