Приказ Минпромторга о перечне товаров для параллельного импорта вступил в силу 7 мая. Теперь импортёры, лишённые возможности закупать брендовые товары оптом у официальных дилеров, могут легально использовать обходные пути. Как будет работать параллельный импорт, и нет ли здесь противоречий с действующим законодательством, ИА PrimaMedia обсудило с юристами и участниками рынка.
Бизнес борется до последнего
В списке товаров для параллельного импорта из 97 пунктов указаны звукозаписывающая аппаратура, фото— и кинотехника, "умные" часы, музыкальные инструменты и игровые приставки ряда производителей, бытовая техника, одежда и обувь, товары химической промышленности, автомобили, двигатели и запчасти к ним и прочее.
Организация параллельного импорта стала ответом правительства РФ на санкции недружественных стран, которые ввели против России после признания независимости ДНР и ЛНР и начала спецоперации на Украине.
Некоторые иностранные компании прекратили деятельность на территории России. С марта началось падение импорта.
По расчетам РБК, экспорт товаров из 27 стран Евросоюза в Россию в марте 2022 года в стоимостном выражении упал на 55% — до €3,42 млрд. Южнокорейские поставки в Россию в марте упали более чем вдвое — до $352 млн.
Экспорт товаров из Японии в Россию в марте снизился на 32,4% к марту предыдущего года — до 50,19 млрд иен ($423 млн по среднему курсу месяца). Экспорт Тайваня в Россию в апреле снизился на 67% — с $88,1 млн в апреле 2021 года до $29,1 млн в апреле 2022-го. Поставки из Китая сократились на 25,8% к апрелю 2021 года — до $3,8 млрд.
Постановление об организации параллельного импорта в конце марта подписал премьер Михаил Мишустин.
Согласно российскому законодательству, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Правообладатель товарного знака вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. За ввоз контрафактной продукции, его использование законом предусмотрены существенные санкции.
"Разрешение правообладателя товарного знака на ввоз товара в ту или иную страну требуется, если это предусмотрено национальным законодательством данной страны. В РФ это предусмотрено — и такое разрешение правообладателя товарного знака требуется в соответствии с Гражданским кодексом, чтобы продукция не считалась контрафактной", — объяснил адвокат Евгений Денеко Адвокатской Коллегии "Толмачева и Ко".
Вместе с тем, как отмечалось, например, Конституционным Судом РФ в Постановлении КС РФ от 13.02.2018 № 8-П, действия правообладателя по предоставлению или не предоставлению разрешения на ввоз его товара в определенную страну, не должны доходить до злоупотребления правом, от которого страдают потребители и иные хозяйствующие субъекты. В этом смысле ввоз поддельной продукции и ввоз параллельного импорта — не равные по степени общественной опасности и последствиям деяния, и в ряде случаев, как предписал Конституционный Суд РФ, суды не только могут, но и должны оценивать наличие злоупотреблений самим правообладателем товарного знака, для определения последствий для лица, которое ввезло оригинальный товар без разрешения правообладателя. Как указал высший суд, не могут расцениваться как одобряемые с точки зрения защиты конституционно значимых ценностей такие действия правообладателя, которые приводят к ограничению доступа российских потребителей к соответствующим товарам, прежде всего тем, наличие которых на внутреннем рынке является жизненно важной необходимостью (например, отдельные категории лекарственных средств, оборудование для жизнеобеспечения населения и т.д.).
"Таким образом, введенный Правительством РФ перечень товаров, параллельный импорт которых теперь допускается, не является исключительно новинкой последних дней в ответ на массовый исход ряда зарубежных компаний и их брендов с рынка РФ, а, по существу, реализует заданную еще Конституционным Судом РФ правовую позицию в отношении параллельного импорта", — добавил адвокат.
Что будет с рынком
Соучредитель сети магазинов "Домотехника" Виталий Дубовой рассказывает, что раньше его компания приобретала брендовые товары производителя оптом у официальных дилеров. Как это будет происходить сегодня через параллельный импорт — ещё предстоит выяснить. В частности, возникают вопросы таможенного оформления. Но очевидно одно — новая система приведёт к росту издержек ритейлеров. А значит, может увеличиться и стоимость товара в широкой рознице.
Некоторые эксперты прогнозируют подорожание электроники и бытовой техники до 50% в 2022 году. Например, такие цифры приводят в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники.
"Сегодня мы закупаем товар в Китае и России. Пока ещё остаются складские запасы товара из Японии и Германии, но поставки по этим направлениям приостановлены. На данный момент в нашем сегменте спрос снизился, поэтому ритейлеры закупаются небольшими партиями по мере необходимости.\
Думаю, это долгосрочная тенденция. Соответственно, можно ожидать сокращения рынка и по количеству игроков, и по объёмам занимаемых площадей. Основные причины — рост издержек и снижение спроса, ведь организация параллельного импорта требует значительных средств. Крупнейшие участники останутся, но тоже будут вынуждены сократить арендные площади", — прогнозирует Виталий Дубовой.
Ранее Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники выступила с заявлением о том, что параллельный импорт не позволит закупать большие объемы техники без разрешения правообладателя. Кроме того, вероятны проблемы с ремонтом в сервисных центрах. Основной вопрос — кто теперь будет нести ответственность, которую раньше брал на себя производитель.
"Могут возникнуть проблемы с гарантийным обслуживанием, поскольку гарантию на товар даёт завод-производитель, а посредник ответственности за это не несет. Также стоит ожидать увеличения доли контрафакта. Например, активизируется торговля нелегальной продукцией через интернет", — считает Виталий Дубовой.
Тем не менее, импортёры не видят другого выхода в новой экономической реальности, учитывая, что рынок уже испытывает сложности с поставками. Например, проблема дефицита коснулась запчастей, рассказал эксперт одной из сертификационных компаний Денис Максименко.
"Понятно, что существуют складские запасы, но есть позиции, которые на складах не держат — обычно их привозят под заказ, так как нецелесообразно вкладывать деньги и хранить на складе запчасти, которые пользуются спросом раз в полгода. Могу привести пример из личной практики — мотоциклы европейского производства привезли в Приморье до санкций этого года, собственники заказали запчасти, но получить их не смогли, поскольку ограничения вступили в силу. Параллельный импорт проблему решил, хотя это и потребовало больше времени, и пришлось перестраивать логистику. Соответственно, если раньше некоторые производители запрещали ввозить запчасти в Россию исходя из права интеллектуальной собственности, теперь можно обойти эти запреты. У людей будет возможность ремонтировать и содержать свои автопарки", — говорит Денис Максименко.
Импортёрам предстоит организовать поставки в больших объёмах так, чтобы не возникло вопросов со стороны производителя. Предлагается дробить их на мелкие партии, что неизбежно увеличит логистические затраты. Значительные объёмы параллельного импорта должны поступать в Россию через страны ЕАЭС — Армению и Казахстан.
При этом главные вопросы связаны с работой таможенных органов — как они будут способствовать ввозу товаров без разрешения правообладателя, и не возникнет ли бюрократических барьеров на границе.
Переориентация на Восток
Свое мнение об организации параллельного импорта высказала ИА PrimaMedia и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина.
— Многие рассматривают это постановление как возвращение в 1990-е. Это не так, это не тот контрафакт, не те подделки. Речь идёт об импорте оригинальных товаров. Так, представители Toyota во Владивостоке попали под санкции, сразу возникли проблемы с гарантийным обслуживанием машин, пришлось выходить на Китай, искать оригинальные детали. Тут хоть серый импорт, хоть зелёный, нужно сохранить производственные цепочки, Частный бизнес борется до последнего, — объяснила она.
По ее словам, эта мера сейчас вынужденная, направленная на сохранение ассортимента на рынке.
— Бизнес ищет возможности проведения расчётов, новых партнёров и контрагентов, новые логистические цепочки. Предприятия находятся в активном поиске. Переориентации на Восток уже идёт и её будет больше, РЖД уже заявили о увеличении запроса на восточном направлении перевозок, — считает Марина Шемилина.