Депутат Думы Владивостока, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, законности и развитию институтов гражданского общества Виктор Аблапов вошел в общественный Совет по развитию образования при главе администрации города Константине Шестакове. Что сейчас происходит со школами дальневосточной столицы, как организуется питание и безопасность в образовательных учреждениях, как превратить их в современные точки профессионального и личностного роста детей, а также о прошлом и будущем благоустройстве города — обо всем этом Виктор Аблапов рассказал в интервью ИА PrimaMedia.
— Виктор Анатольевич, начнем с того, что вы вошли в общественный Совет по развитию образования при администрации Владивостока. Вопросов очень много. Начнем с базовых потребностей — питания и безопасности наших школьников.
— При главе Владивостока был создан общественный совет по развитию образования. Недавно прошло первое его заседание. Совместно с главой выработали перечень стратегических вопросов в этой сфере. Питание — как раз один из ключевых. Добавлю, что он стоит на особом контроле у президента и правительства РФ, на контроле губернатора Приморского края Олега Николаевича Кожемяко. В прошлом году мы приняли муниципальный правовой акт, благодаря которому ежедневная сумма, выделяемая на питание одного школьника, выросла с 25 до 70 рублей. Также расширили категории детей, которые получают бесплатное питание. В этот список включены и дети из семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и из многодетных семей.
Второй момент — качество питания. К сожалению, компании, выиграв контракт, особенно стараются только первые месяцы, а потом начинают сдавать позиции. Иногда это пытаются объяснить тем, что средств не хватает. Но они выходили на аукцион, сами сбивали цену, а сегодня заявляют, что не хватает денег. Я к этому отношусь жестко. У меня у самого дети в школе учатся. И я всегда спрашиваю — чем вас там кормят? И иногда слышу в ответ, что ребенок вообще не ест школьную еду. Почему? Потому что либо невкусно, либо не то, что хотелось.
На Совете был поднят вопрос об изменении меню в школах. Конечно, мы понимаем, что есть Роспотребнадзор и другие структуры, которые придерживаются определенных требований. Положено столько-то мяса, столько-то овощей и фруктов, столько-то калорий. Но этот вопрос постоянно звучит. Тем более, что сейчас есть все эти магазинные прелести, которые отбивают у детей желание пробовать что-то полезное. Тяжело школьной столовой соревноваться с шоколадными батончиками и чипсами. Я бы хотел, чтобы меню все-таки пересмотрели согласно новым запросам. Сделали его более гибким, разнообразным. К сожалению, это не наши полномочия. Но договорились с главой города, что создадим комиссию, которая будет ездить по школам, проверять питание, добросовестность компаний. Те, что плохо работают — будем убирать их с рынка. Пусть будет меньше компаний, но мы будем четко понимать, чем они кормят детей и как.
Надо исключать возможности субподряда. Не дело, когда компания выиграла аукцион на оказание услуг, а потом передала свои обязанности какому-нибудь ИП. А что это за ИП? Каждый раз надо эти цепочки отслеживать. Считаю, если ты взялся за обслуживание школ, ты и работай.
Еще один озвученный на Совете момент — более глобальный. Хотелось бы создать у нас в городе единый технологический центр, как в советское время, где бы готовились субпродукты, а потом уже развозились по школам. Будем всеми силами стараться внести предложение о том, чтобы изменить работу 44-го ФЗ для сферы детского питания. Согласитесь, стало бы проще — есть компании, есть четкие условия — собственное производство. Их запускают на рынок, и в рамках выставляемых городом сумм они работают.
— Хотелось бы поговорить о безопасности в школах. Как она организована, что делается в этом направлении?
— К сожалению, вспоминая недавние трагедии в школах, этот вопрос стал предметом актуальной повестки. Недопустимо, чтобы люди с психологическими отклонениями, с преступными намерениями проникали на территорию учебных заведений и имели возможность причинить вред ученикам и учителям. Надо отметить, что этот вопрос никогда не сходил с повестки. И глава города — мы здесь мыслим одинаково — считает, что безопасность в школах должна быть более совершенна и современна, на нее нужно выделять больше средств. Необходимо создавать ограждения, обеспечивать периметр системой видеонаблюдения. Тогда будет проще отслеживать, кто приходит, создавать системы больших данных, которые в дальнейшем помогут предупредить какие-либо нарушения. К тому же, дети тоже хулиганят. Тут видеокамеры могут тоже пригодиться.
Важный момент — допуск в школы. Я поднимал вопрос о том, чтобы передать эту функцию Росгвардии. Напомню, что раньше этим занималась вневедомственная охрана. Это профессионалы. Тут вопрос финансирования — у Росгвардии свои цены, не все школы к ним готовы. В некоторых ставят тревожные кнопки и все.
Мое мнение — охрану в школах надо менять. Не должны люди возрастные, пенсионеры, заниматься защитой наших детей. Они в острых ситуациях могут просто не успеть среагировать. По моему мнению, это должны быть люди, полностью готовые к любым ситуациям. Я ведь не на пустом месте это говорю. Из личного опыта — несколько раз заходил в школу за ребенком и не встречал какого-либо препятствия. Директор потом спрашивает — а как вы сюда попали? Охранник, конечно, получил какое-то дисциплинарное наказание, но это не тот вывод, не тот итог, который решает проблему и увеличивает уровень безопасности.
— Расскажите о единой карточке школьника. Что это такое?
— Это предложение главы города Константина Шестакова, возникшее после поездки в Белоруссию, где такие карточки активно используются. Это чипированная карта, которая позволяет осуществлять почти все необходимые школьнику покупки: там единый транспортный проезд, заказы в столовой и так далее. Также эта карточка благодаря специальной программе позволяет отследить, где находиться твой ребенок. Родитель понимает, что он купил, где находиться, куда поехал. Серьезный подход.
Пока что это только идея, надо решать этот вопрос поэтапно. Помните, какое было сопротивление, когда мы вводили единую транспортную карту в автобусах? Якобы, хотим бизнес денег лишить. А на деле — мы всего лишь сделали процесс прозрачным. Деньги пошли в бюджет, перестали перетекать в теневой сектор. Так что будем этот вопрос прорабатывать, в повестке он стоит.
— Хотелось бы поговорить о кадрах в школах, о привлечении молодых специалистов, о повышении профессиональной квалификации.
— Тоже важный вопрос. Он поднимается на всех уровнях власти. Многое было сделано, чтобы молодые специалисты приходили к нам в школы — и зарплаты увеличивали, и подъемные выдавали. Но с чем сталкиваемся? Вот молодой специалист отработал три года, получил определенную практику, опыт и переходит в репетиторство. А нам остается фиксировать недокомплект учителей. Мы провели большой анализ — и причин недокомплекта, и необходимых решений.
Что реально можно сделать? Целевой набор. Неоднократно проводили встречи со школой педагогики ДВФУ. Обсуждали этот вопрос. Надо проводить глобальную работу в этом направлении. Целевая программа позволяет заранее спланировать, куда выпускник пойдет работать, в какую школу, на какой предмет. И есть уже примеры. Школа №5 на острове Русском — у них есть договоренность со школой педагогики. Там уже учатся ребята, которые после выпуска пойдут работать в это учебное заведение. Они уже проходят практику, проводят уроки. Пример необходимо масштабировать.
Важна и подготовка профессиональных управленцев, будущих директоров. Сегодня учитель — это важная профессия, но управлять коллективом — несколько иная сфера. Мир меняется, управление должно быть профессиональным, чтобы школы развивались, двигались вровень со временем, чтобы учителя хотели там работать, оставались, чтобы среди них выявляли и поддерживали таланты. Президент России Владимир Владимирович Путин сегодня поставил задачу войти в десятку стран мира по качеству образования. Это серьезная задача. И, прежде всего, в ней должны быть заинтересованы директора образовательных учреждений.
— Что делается в плане дополнительного образования? Если рассматривать школу не только как место для занятий, но и как место для проведения свободного времени, полезного досуга.
— Во-первых, здесь прорабатывается идея создания единого центра дополнительного образования, координирующего данную работу. Сейчас управление образования в администрации Владивостока подходит к тому, чтобы максимально приблизить центры дополнительного образования к школе. Лучше, конечно, и открывать их в самих школах. Чтобы ребенок отучился, а после уроков у него начинались там же какие-то кружки, мероприятия по интересам, чтобы не надо было их везти на секции через полгорода. Это неудобно и детям, и их родителям, занимает время.
Сегодня мы поднимаем вопрос о создании предпрофильных классов. Это касается учеников с 5 по 9 классы, где ребята уже могут попробовать и, возможно, выбрать для себя какую-то профессию. Например, медицинский класс, или робототехника, физика, компьютерные классы — множество направлений. Естественно, когда школьники уже в 10 или 11 классах учатся, они уже четко представляет, кем хотят стать. Но, чем раньше ребенок определиться, тем лучше.
Показателен здесь московский опыт. Наша столица в этом плане — впереди всей планеты. У них есть Московский государственный образовательный комплекс. Мы хотим максимально приблизиться к их опыту и практикам.
У нас есть программа "Точки роста". Проще говоря, это места, куда каждый ребенок может прийти после уроков, провести свободное время — в шахматы поиграть, например, или заняться чем-то другим. Как я это вижу? Во-первых, класс должен быть тематическим, без парт, там все должно быть настроено на выбор будущего, на ненавязчивое программирование ребенка к конструктивной деятельности. Как это сделать? Во-первых, необходима творческая и уютная атмосфера. Возможно, экран, где бы фоном шли какие-то образовательные передачи. Например, рассказы о Приморском крае, как у нас здесь здорово, сколько всего есть и сколько сделано. Не все же выезжали за пределы города, не все видели красот края.
И вот такие тематические классы, в которых молодежь ищет себя, стали бы отличным дополнением к учебному процессу. Там же можно было бы поставить почтовые ящички с надписью "Как бы вы хотели развивать свою школу?". И каждый ребенок, заходя, оставлял бы в них какие-то пожелания. Должна быть обратная связь с детьми. И им будет интересно.
Такие площадки могут использоваться для проведения уроков в свободном формате. Кому-то по робототехнике, или дизайнерские, исторические и другие внеклассные уроки. Пришли, включили какое-то историческое кино, рассказали о каком-либо историческом периоде или деятеле России. Конечно, за ребятами обязательно должен быть закреплен завуч по воспитательной работе, который будет наблюдать и контролировать процесс. Но обратная связь с молодежью чрезвычайна важна.
— От темы образования хотелось бы переключиться непосредственно к городу и городской среде. Вы — депутат по единому округу. Можете рассказать, что во Владивостоке было сделано и планируется в рамках благоустройства?
— Первое и, наверно, самое масштабное — во Владивостоке реализуется национальный проект "Комфортная городская среда". В его рамках на территории города проводится реально ощутимая работа. Появилось большое количество новых скверов, зон отдыха и прочих объектов. Неудивительно, что фоном возник и эффективный диалог с бизнесом, который готов вкладывать средства в благоустройство общественных территорий безвозмездно, потому что ощущает это частью своего гражданского долга, гражданской позиции.
Благодаря губернаторской программе 1000 дворов появилось множество новых детских площадок рядом с домами, благоустроено огромное количество территорий. Фактически, здесь мы работаем вместе с жителями. Они говорят, что хотят увидеть у себя во дворе, какое благоустройство, участвуют своими инициативой и контролем. Мы осуществляем их идеи в жизнь.
Но перейдем к проблемам. Считаю, что большая головная боль сегодня — это внутриквартальные дороги. В рамках подготовки стратегии развития Владивостока я выступил с инициативой, чтобы ремонт таких дорог имел комплексное решение, чтобы они ремонтировались по всему Владивостоку, не привязываясь к какой-то территории. Есть проездные пути, которые никому не принадлежат и за ними, к сожалению, никто не следит. Такие дороги необходимо восстанавливать, включать их в зону ответственности города. Ведь большинство жителей живут не на центральных улицах, а в кварталах.
Большая работа проводится по озеленению города. Даже гости, которые к нам приезжают, говорят "Видим, что было 6-7 лет назад, и как изменился Владивосток за это время". Это результат, в том числе, депутатской деятельности, всех наших коллег, которые активно отстаивали интересы своих округов, бились за выделение бюджетных средств. Первомайский район, Фрунзенский район, Эгершельд — посмотрите, как там сейчас красиво. Это совместная работа с администрацией города.
Конечно, нам есть, куда стремиться. Мы с главой Владивостока были в ДВФУ, встречались с молодыми архитекторами. Они показали уникальнейшие проекты, которые разработаны именно под Владивосток, с учетом места, ландшафта и так далее. Понятно, что суммы большие, но тут может включиться и бизнес, который, желая получить территорию под бизнес-проект, возьмет на себя определенные социальные обязательства — провести качественное благоустройство. Маленький, но показательный пример — на Авангарде бизнес взял в аренду остановку, уже ее обслуживают, благоустраивают.
Город становится комфортным для проживания. Будем работать в этом направлении всем депутатским корпусом совместно с администрацией города. Уверен, что вместе с жителями сделаем Владивосток еще краше.