“Заманили”, “увезли”, “обманули”, “бросили”. В последнее время в интернете появилась целая серия однотипных статей, описывающих таким набором свинцовых глаголов жизнь людей, решившихся переехать на Дальний Восток из Украины, ЛНР и ДНР, и транслирующих самые невероятные фейки. Бороться с фейками можно только одним способом — при помощи фактчекинга, и мы решили лично поехать и проверить — как живут переселенцы, поверившие в Россию и уехавшие в поисках новой жизни в Приморский край. И для этого отправились в поселок Врангель. Здесь, на берегу моря в получасе езды от Находки, расположена гостиница “Восток”, приютившая много семей из Мариуполя и Донецка, сообщает ИА PrimaMedia.
Ольга Васенкова встречает меня на улице возле гостиницы вместе с младшей дочкой Кирой. Показывает территорию — футбольное поле, оборудованная детская площадка, лавочки, деревья, клумбы. Прямо через дорогу — пляж с чистейшей водой и кафе, неподалеку есть продуктовый и хозяйственный магазин.
Поселок Врангель. Фото: ИА PrimaMedia
Мы идем в здание, где у каждой семьи своя комната с телевизором. Ольга заваривает чай и рассказывает, как оказалась в Приморье. Квартиру в Донецке она потеряла еще в 2014 году, когда в ее дом попал снаряд. С тех пор семья снимала жилье. Решение уезжать Ольга приняла, когда усилились обстрелы Донецка.
Мы уже жили в центре города, когда стало “бахать” совсем близко, мы решили ехать в Россию. Думали, ненадолго, просто переждать. Много вещей не брали, за час я решение приняла. Поехали в Таганрог”, — рассказывает она.
С Ольгой выехала ее мама и две дочки — Диана (17 лет) и Кира (4 года).
Семья Ольги Васенковой. Фото: ИА PrimaMedia
“В пункте временного размещения в Таганроге к нам подошли специалисты Корпорации по развитию Дальнего Востока. Они рассказали про программу переселения. Рассказали, какие специальности востребованы здесь, какие есть вакансии. Я легко решилась, потому что по факту терять уже было нечего — своего жилья нет. А жить хочется в безопасности”, — объясняет Ольга.
Благодаря совместным усилиям Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики и местных властей, большинство обитателей пункта временного размещения (ПВР) уже получили ИНН, СНИЛС, полисы ОМС и документы о предоставлении временного убежища. С этими документами можно начинать работать и готовиться к получению российского гражданства. А главное — участвовать в программе переселения соотечественников на Дальний Восток, которая поможет быстрее наладить быт на новом месте.
На вопрос, не страшно ли было ехать так далеко, Ольга лишь пожимает плечами:
Нам уже ничего не страшно. Мы привыкли начинать заново.
На поезде за неделю семья добралась до Владивостока, а затем и до Врангеля. Муж Ольги добирался туда самостоятельно — он не был в Донецке, когда жена уезжала. Поезд с переселенцами прибыл в Приморье 21 апреля. Более 300 человек, из них около 90 детей. Некоторые везли с собой кошек и собак. В гостинице пошли на встречу семьям и разрешили проживание с питомцами. А дальше на помощь пришли жители Приморского края — помогли с покупкой одежды, обуви, лекарств и даже кормов для животных.
Здесь нам все помогают с первого дня, — говорит она.
Владивосток понравился Ольге, заворожил видом на бухту и красивыми мостами, но жить в нем ей было бы непривычно. Город состоит из спусков и подъемов, на родной Донецк не похоже.
Больше всего Ольге и ее семье в Приморье нравится природа — чистое небо, ветер с моря, утопающие в зелени сопки, ощущение простора. А самая младшая в семье Кира полюбила гулять на пляже, разглядывать ракушки. Она легко привыкла к мирной жизни и подружилась с другими детьми.
Переезд в Уссурийск
Антон, муж Ольги, заходит в комнату, Кира бросается к папе и обнимает его. В Донецке Антон работал водителем-экспедитором, развозил на собственном автомобиле по магазинам продукцию пивоваренного завода. Со временем он приобрел вторую машину, Ольга стала помогать мужу. “Обожаю сидеть за рулем”, — говорит она.
Признается, что мечтает как можно скорее получить российские права — с украинскими на работу водителем не берут. А вот Антона, у которого паспорт и водительские права ДНР, уже пригласили работать на предприятие “Воздвиженский хлеб” в городе Уссурийске. Ольга тоже решила пойти на хлебозавод — по образованию она пекарь-кондитер, есть и соответствующий опыт, который оказался востребован на Дальнем Востоке.
Мы изначально ничего не знали про Уссурийск. Но к нам приехали представители завода, все подробно рассказали. У хлебозавода в Уссурийске нормальные зарплаты, а еще они оказывают помощь — снимают работникам жилье на три месяца. Для нас это подходит, за три месяца накопим денег и сами будем снимать. Потом возьмем ипотеку, — объясняет она.
Служба занятости в ПВР работает ежедневно. Заполнение анкет, встречи с работодателями, ярмарки вакансий, восстановление документов — огромный объем работы. Приехали специалисты самых разных профессий — рабочие и инженеры, учителя и врачи, и всем им надо помочь с документами, организовать прохождение медкомиссий, распределить по профильным предприятиям и учреждениям. Специалисты службы занятости говорят — даже это небольшое количество востребованных и нужных Дальнему Востоку специалистов поможет немного снизить кадровый дефицит.
Именно в службе занятости Ольге и Антону предложили съездить в Уссурийск на экскурсию. Организовать поездку помогли власти Находки.
Гостиница "Восток". Фото: ИА PrimaMedia
После экскурсии Ольга и Антон решили, что хотят переехать именно туда. Уссурийск даже чем-то напомнил им Донецк. “Вообще мы хотим снять дом. Мы специально попросили провезти нас автобусом через село Воздвиженка, это недалеко от хлебозавода. Нам понравилось. У нас теща обожает огород, заведем кур, устроимся, будем жить”, — говорит Антон.
Мама Ольги действительно любит заниматься растениями. Даже сейчас не сидит без дела — заключила временный контракт с компанией “Зеленстрой”, помогает с благоустройством клумб в Находке. Говорит, что постоянную работу будет искать уже в Уссурийске. Там же будут устраивать маленькую Киру в садик.
По словам Антона, среди переселенцев есть и те, кто тоскует по дому. Но большинство понимает, что сейчас думать надо о будущем. Такие люди и устраиваются на работу первыми, стремятся закрепиться на новом месте.
В других местах беженцы сами документы оформляют, платят за справки, перевод документов, бегают ищут жилье и работу. А для нас здесь все собрано в одном месте, мы полтора месяца здесь живем, нам все помогают. Волонтеры адресно привозят вещи, лекарства. То, что сделано — это уже много, дальше мы сами. Мы здесь надолго, — подчеркивает Ольга.