Цифровой век, информационные войны, транснациональные корпорации, фейки, битвы интерпретаций и целый клубок актуальных проблем обсудили эксперты 9-го Дальневосточного МедиаСаммита (12+). Неудивительно, что старт дискуссионной площадке был дан секцией под названием "Информация — оружие XXI века". Казалось бы, короткая фраза, но участники экспертной встречи сумели разложить ее на широкую смысловую палитру.
Секция началась с минуты молчания в память об ушедшем на днях известном приморском тележурналисте Сергее Землянском.
Минута молчания в память о Сергее Землянском. Фото: ИА PrimaMedia
Деловая часть мероприятия стартовала с видеообращения официального представителя МИД России Марии Захаровой. Она назвала повестку саммита актуальной и обратила внимание, что освещение российской позиции на западе сейчас активно подавляется, но благодаря таким площадкам, как МедиаСаммит, информационную блокаду удаётся прорвать.
"По сути, против нашей страны государствами так называемого коллективного запада осуществляется не имеющая аналогов по масштабу и интенсивности информационная агрессия, подчеркнула Захарова. — Практически ликвидировано присутствие российских СМИ в этих псевдодемократиях. А крупнейшие мейнстримные медиа в одночасье мутировали в рупоры антироссийской пропаганды".
Видеообращение Марии Захаровой. Фото: ИА PrimaMedia
По словам официального представителя МИД, Дальневосточный МедиаСаммит — один из главных профильных форумов макрорегиона, представляющий возможность журналистам, представителям пресс-служб, власти и общественных организаций обмениваться опытом и взглядом на острые вопросы. Сквозная тема этого года — информация, как оружие 21 века — очень точно описывает степень влияния информации на внутриполитическую ситуацию в отдельных странах, так и на геополитический ландшафт. Но у России есть весомое непреодолимое преимущество — правда на своей стороне.
Свою точку зрения о силе слова в цифровой век высказал председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. Он вспомнил известный стих "словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести". По его мнению, в переходную цифровую эпоху ценность информации будет только расти.
Владимир Соловьев. Фото: ИА PrimaMedia
— Есть поговорка "Войны не было, если ее не показали по телевизору. Сейчас это так, увы, даже многие события на фронтах подстраиваются в формате пиара. Иногда из-за этого гибнут солдаты, — отметил Соловьев. — Особенно журналистам в наше непростое время важно понимать весомость каждого слова. Сложнее всего нашим коллегам, которые выполняют свой долг в районах боевых действий.
Ребята работают блестяще, героически. Там ценность слова очень велика. Мы понимаем, как не просто и коллегам, которые работают в студиях. Каждый на своем месте и должен понимать, что нужно избегать паники и стараться многократно исполнять информацию, чтобы эту правду донести до слушателей.
На вопрос, должен ли и может ли корреспондент находиться в роли отстраненного наблюдателя, руководитель СЖР заметил, что у журналистики много направлений, и в таких, как информационная агентская журналистика тяжело вообще представить выражение журналистом какой-либо эмоции. Там же, где работают репортажники, особенно в зоне боевых действий, тяжело оставаться равнодушным. Да и зритель, собственно, ждет именно эмоцию и мнение в таких жанрах.
Заместитель главы Приморья, курирующий внутреннюю политику, Антон Волошко рассказал о том, как правительство видит роль информации и медиаресурсов в выстраивании этой самой внутренней политики.
Антон Волошко. Фото: ИА PrimaMedia
— Мне кажется, сегодня диалог между властью и СМИ особенно актуален. Страна находится в ситуации жесткого противостояния. Фронт проходит даже не столько в географической местности, сколько в головах людей, — отметил Волошко. — Информация — это действительно своеобразное оружие. Если говорить о правительстве Приморского края, то традиционно мы делаем все, чтобы СМИ у нас работалось как можно легче. Даже в эти непростые с точки зрения экономики времена. Насколько это хорошо получается? Сделано много, но каюсь, этого недостаточно. С точки зрения взаимодействия на уровне идеологии, безусловно, мы ее формируем и будем формировать. И если коллеги из СМИ идут нам навстречу, это прекрасно. Конечно, мир не черно-белый, он многогранный. Есть издания, которые исповедуют и транслируют несколько иной взгляд на привычные нам вещи. Это сложный процесс, который зачастую решается в спорах, но этот процесс идет.
Феликс Ажимов, директор Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, осветил иную, более глобальную и даже, скорее, философскую проблему информационной войны.
Феликс Ажимов. Фото: ИА PrimaMedia
— Сама формулировка "информационная война" очень популярна, особенно в 20-м веке, — отметил Ажимов. — В 21-м веке продолжаем употреблять этот термин налево и направо. Но давайте вспомним, что он пришел к нам из кибернетики, теории систем. Это термин абсолютно не гуманитарный, не имел культурной окраски. Информация — это единичка и нолик. Двоичная система исчисления, через которую можно кодифицировать абсолютно любые сведения. То есть информация — вещь бездушная, не имеющая личности. Глубокая философская проблема — если мы называем общество информационным, век — информационным, войну — информационной — мы разделяем тезис, что целое и часть ничем не отличаются. Феномен информации в таком виде и функционирует, лишенный контекста. Это серьезная проблема.
Отсюда, бесконтекстная информационная война превращается на смысловом поле в войну единичек и ноликов с другими единичками и ноликами.
— Мы упускаем живую нить, — продолжил Ажимов. — У нас, гуманитариев, есть альтернатива этому бездушному слову — знание. Знание всегда персонифицировано. Когда говорим о знании, ставим вопрос, кто и как его формулирует. Нельзя воевать информацией, воевать нужно мнением. Если мы воюем мнением, важна аргументация и интерпретация. Тогда появляется контекст.
От предметов философских дискуссия пришла к областям более приземленным и прикладным. Руководитель управления Роскомнадзора по ДФО Наталья Розентуль рассказала об осязаемых и ощутимых явлениях информационной войны в нашем настоящем.
Наталья Розентуль. Фото: ИА PrimaMedia
— С самых первых дней специальной военной операции на нашу страну осуществлялась и по сей день осуществляется полноценная информационная кампания, — рассказала Наталья Розентуль. — На первом этапе проводились дорогостоящие спам-атаки, которые были представлены таргетированными ссылками, контентом, содержащим рекламу с шок-контентом.
В первую очередь, изображением пленных солдат и раненных, фотографии президента России с надписями, обвиняющими руководство страны в развязывании конфликта. Были разные фейки о многочисленных жертвах среди военнослужащих и мирного населения. Такие действия западных компаний имеют конкретные цели — это дискредитировать российские вооруженные силы и решения руководства страны, создать социальное напряжение в обществе со всеми вытекающими последствиями.
По словам руководителя дальневосточного Роскомнадзора, ведомство в ответ принимало ряд защитных мер. В первую очередь, по внесению приведенного контента в единый Реестр запрещенной информации. С конца февраля было заблокировано порядка 117 тысяч информационных ресурсов с противоправным контентом и порядка 38 тысяч ресурсов, которые содержали экстремистские материалы.
Главный редактор журнала "Родина" Игорь Коц отметил историчность и цикличность информационных войн. В качестве примера он привел фейк о "батуринской резне" (речь идет о событиях 1708 года). По его словам, в украинской историографии этот военный эпизод представлен в крайне негативных красках, с массовыми придуманными деталями вроде избиения младенцев и массовых изнасилований, а бойцы Мазепы представлены чуть ли не мучениками. По мнению главреда "Родины", таким же образом и инструментами сегодня украинская сторона пытается создавать фейки о российских военных.
"В информационной войне победителей быть не может, — поделился мнением Коц. — Нам нужно вести ее не против чего-то, а за что-то. Что мы можем доказать западу и украинским идеологам, которые на голубом глазу убеждают весь мир, что в 13-м веке татаро-монголы напали на Украину. Надо воевать за наши умы и сердца. И, прежде всего, за подрастающее поколение, потому что современные школьники не видят разницы между Куликовской битвой и Сталинградской.
Это не фигура речи, а цитата из интервью, которая дала "Родине" учительница истории".
Игорь Коц. Фото: ИА PrimaMedia
Тему развил председатель приморского отделения СЖР Виктор Суханов. По его словам, сегодня большая часть детской литературы — переводная.
— Если культурный код нарушается в одном поколении, это станет очевидным уже через два-три поколения, — сообщил Суханов. — Через какое-то время мы уже не сможем общаться с теми, кто придет нам на смену.
Председатель приморского СЖР также акцентировал внимание на обсуждаемой сейчас мировыми экспертами проблеме транснациональных корпораций. Если сегодня это экономические гиганты, то завтра они могут стать гигантами политическими, мировоззренческими.
— Транснациональные компании приватизируют сейчас весь человеческий опыт, все эмоции, все, что люди добросовестно загружают в социальные сети, — продолжил Виктор Суханов. — И далее они беззастенчиво нашим опытом пользуются в своих узких целях. Пока это продажа товаров и услуг, но ситуация показывает, что речь уже идет про управление поведением людей.
Виктор Суханов. Фото: ИА PrimaMedia
Самое печальное, что мы самолично и добровольно отдали свой опыт корпорациям. И тема, которую мы обсуждаем — это вершина айсберга.
Информационные войны, которые мы сегодня обсуждаем, гораздо страшнее, чем сто лет назад, потому что они гораздо глобальнее.
Генеральный директор ООО "Издательская компания "Конкурент" Виктор Старицын, в свою очередь, подтвердил готовность медиасообщества участвовать в информационных сражениях, какими бы грандиозными они не были.
Виктор Старицын. Фото: ИА PrimaMedia
— Мы — ветераны информационных войн, строевые, до сих пор действующие, — рассказал Старицын. — Мы уже ложились и на амбразуры, ходили в штыковую и торпедами выступали. В этой гибридной войне у нас тоже есть место. Если что, рука не дрогнет — можем и штык-ножом поработать. Все это я говорю в метафорическом смысле. Но я считаю, что невозможно находится в нашей реальности "над схваткой".
Напомним, что Дальневосточный МедиаСаммит — единственная коммуникационная площадка для специалистов СМИ, PR и блогосферы Дальнего Востока. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества Дальнего Востока для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2022 (пройдет 9-10 июня в кампусе ДВФУ) выступают Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив", Правительство Приморского края, Дальневосточный федеральный университет, Союз журналистов России, Приморское отделение Союза журналистов России. Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро". Официальный поставщик питьевой воды — группа компаний "Славда".
Официальный сайт форума — медиасаммит.рус.