Пленарное заседание "Дальний Восток: время перемен и новых возможностей" состоялось в первый день работы Медиасаммита-2022. Новые преференции для бизнеса, развитие транспортной инфраструктуры, авиаперевозки и судостроение, международные отношения, сохранение человеческого капитала и в целом глобальный разворот России на Восток обсудили вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и губернатор Приморского края Олег Кожемяко, сообщает ИА PrimaMedia.
Новые вызовы и новые задачи
Пленарная дискуссия началась обозначения главных вызовах нового времени для Дальнего Востока и перспективах развития в сложившихся обстоятельствах. Юрий Трутнев подчеркнул, что изменившаяся международная ситуация не отразилась на главных приоритетах в области развития ДФО. Он дал краткий анализ текущей ситуации.
"Что касается санкций: у нас не изменились основные цели. Мы каждый день встречаемся с инвесторами, не знаю ни одного инвестпроекта, который бы остановился. Есть определенные трудности с задержкой в поставке оборудования или есть проекты с участием иностранных банков. Это дает задержки на полгода, иногда на год. Не более. Остановки проектов нет. Эту задачу мы будем продолжать реализовывать.
Вторая задача — улучшение жизни людей. Более 100 млрд рублей проинвестировано на школы, больницы, детские сады на Дальнем Востоке. Работы здесь еще очень много.
Юрий Трутнев. Фото: ИА PrimaMedia
Появились новые вызовы. На первом месте вопросы с развитием транспортных коридоров. Восточный полигон не справляется с нагрузкой, потому что вся Россия в своем экономическом развитии развернулась на Восток. Нам нужно как можно быстрее расширять провозные возможности БАМа, Транссиба, развивать Северный морской путь.
Еще один вопрос — это локализация. Очень много продукции, которая нам нужна — самолеты, суда строились с зарубежными двигателями. Но здесь даже есть положительный момент — научимся что-то делать сами. У нас выхода нет, самолеты должны летать, суда ходить по океану", — прокомментировал Трутнев.
Зал пленарного заседания Медиасаммита был переполнен. Фото: ИА PrimaMedia
Также Юрий Трутнев анонсировал новые меры поддержки для дальневосточного бизнеса
"Мир вокруг нас не спит. Целый ряд министерств и ведомств разработали собственные преференциальные программы, что улучшило условия в целом по стране, а нам надо, чтобы ДВ был самый привлекательный. Новый шаг по новым преференциям для бизнеса мы обязательно в этом году сделаем. Для всех видов бизнеса. Помогать надо всем", — заключил Юрий Трутнев.
Последняя фраза вызвала в переполненном зале аплодисменты.
Инфраструктура и Восточный разворот
Большой блок обсуждения был посвящен развитию транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Юрий Трутнев подчеркнул, что в настоящее время нельзя сказать, что темпы развития инфраструктуры достаточны.
"Ситуация изменилась. Закрылись все западные рынки и остались все восточные. В центральной части России есть предприятия непрерывного цикла, которые должны просто непрерывно отгружать продукцию. Они потеснили некоторые традиционные восточные грузы. Строить надо точно быстрее. В самое ближайшее время мы будем собираться у Михаила Владимировича Мишустина и обсуждать этот вопрос, будем докладывать президенту.
Я считаю, что это сейчас сверхзадача — обеспечить разворот экономики на восточные рынки, которую нужно решать очень быстро. Задача большая и финансовоемкая", — сообщил Трутнев.
Он отметил, что еще одно важное направление развития инфраструктуры — это Северный морской путь. Он прирастает на 30-50% ежегодно, но все же не перевозит желаемые объемы. Полпред подчеркнул, что в соответствии с указом президента к 2024 году Севморпуть должен пропустить 80 млн тонн.
Писатель Андрей Геласимов, журналисты Виктор Суханов и Алексей Мигунов, депутат ЗСПК Галуст Ахоян (слева направо). Фото: ИА PrimaMedia
"Работа идет по всем фронтам. Это и расширение спутниковой группировки, и средства спасения, и строительство новых ледоколов. Конечно, будем принимать меры, чтобы делать это быстрее. Но Севморпуть связан еще и с ледовой обстановкой. И расширять его механически не получится, а БАМ и Транссиб получится", — подчеркнул Трутнев.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков также отметил перспективы развития Северного морского пути.
Рост на 30% в год. В прошлом году провезли 35 млн тонн по Севморпути, а шесть лет назад перевозили всего лишь 6 млн тонн. СМП легче не стал за шесть лет. Те инвестпроекты, которые уже сегодня готовятся выпустить товар, — сжиженный природный газ с проектов "Новатэка" и нефть с проектов "Восток-Оил". Примерно 50 млн тонн СПГ — это 50 млрд долларов в год. И 50 млн тонн нефти — это еще 50 млрд долларов. Каждый год. Сейчас для нас стоит задача обеспечить такую инфраструктуру. Северный морской путь уже через пять лет будет давать 100 млн тонн в год — до 100 млрд долларов в год. Главная задача для нас — обеспечить такую инфраструктуру Северного морского пути, чтобы все эти грузы были вывезены.
Алексей Чекунков подчеркнул, что СМП станет новым большим большим экспортным коридором, который будет "генерить" громадные экспортные потоки для России на десятилетия вперед.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Фото: ИА PrimaMedia
О судостроении в Приморском крае
Глава Приморья Олег Кожемяко рассказал о судьбе судостроения и судоремонта в регионе. Надо отметить, что оценка, несмотря на санкционное давление, была дана позитивная. В частности. По его словам, ближайшие пять лет индикаторное предприятие отрасли — ССК "Звезда" — не ощутит на себе каких-либо падений.
— Несмотря на сложности с поставками комплектующих из Южной Кореи, темпы работ по 35 судам находятся в заказе. Более того, сегодня создается судостроительная агломерация завода "Звезда" с другими судостроительными и судоремонтными предприятиями, Славянским заводом, заводом в поселке Дунай — подчеркнул глава региона. — Улучшается процесс локализации создания судов.
Мы ведем полностью сборку и строительство со всеми термостойкими стенками по первому в мире газовозу ледового класса. Есть, конечно, проблемы, но их решают, динамика набрана. Завод "Звезда" в ближайшие пять лет не ощутит каких-то падений. И дальше мировая ситуация изменится. Есть компании, заинтересованные в транспортировке сжиженного газа, углеводородного сырья на наших судах. Все это будет обеспечивать наши заводы работой.
Дальневосточной льготе на авиабилеты добавят глубины
О том, как реализуется субсидирование льготных категорий граждан на Дальнем Востоке рассказал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Он подчеркнул, что сегодня реализуются три льготные программы, на которые выделено 16 млрд рублей. Ажиотажный спрос, который приводил к сбоям в прошлые годы и быстро исчерпывал выделенные финансы, будет уравновешен временными ограничениями. В то же время механизм получения льготных билетов избавлен от необходимости физического посещения дальневосточниками авиакасс.
— Программа субсидирования льготных категорий граждан сделана автоматической, — сообщил министр. — Выделение средств из бюджета по мере исчерпания лимитов приводило к тому, что они выбирались очень быстро. Сейчас введена глубина продаж, чтобы планирование финансовых средств осуществлялось более рачительно.
Она установлена в рамках не более, чем за шесть месяцев до даты перелета. Вы помните, что когда-то "Аэрофлот" вообще не продавал электронные билеты. Нужно было в кассы идти. По заверению руководства компании, проблема решена. Точно также компания "Аврора" реализует билеты на электронных сервисах.
В то же время, по словам Алексея Чекункова, текущие санкционные ограничения, с которыми столкнулась авиаотрасль, не повлияют на работу Единой дальневосточной авиакомпании.
— Все делается для того, чтобы и частота перевозок, и 36 социальных новых рейсов обслуживались, как должно, — подчеркнул он. — Вы знаете, что Единая дальневосточная авиакомпания подписала соглашения о 45 новых судах российского производства. В этом, в частности, была важная цель ее создания. В этом году первые суперджеты должны поступить в парк "Авроры". Мы разворачиваем производство легкомоторного самолета. Также будут использоваться ИЛы, идет большая работа по вертолетной авиатехнике. Стоит задача сместить сроки в сторону сокращения. Быстрее замещать российской техникой авиакомпании. Чтобы заместить, например, компонентную базу двигателей, требуется время. Но по двигателям мы график, в общем, опережаем. Пока сдвигов на отставание нет. И сегодня все рейсы исполняются.
О международных отношениях на Востоке
Участники дискуссии также обсудили вопросы, связанные с отношениями Российской Федерации с ближайшими соседями — Китаем и Японией.
Юрий Трутнев Трутнев отметил, что сейчас достаточно много проблем, которые нужно решать в международном сотрудничестве. До сих пор сохраняется напряженной ситуация в связи с ростом заболеваемости коронавирусом в Китае.
"Мы продолжаем работать с ними. У нас есть отношения в экономике, совместные проекты, торговля. Надо улучшать структуру переходов, делать их работу более энергичной. Вы знаете, что в Приморье происходит с погранпереходами. Но это не только приморская проблема. Здесь есть, чем заниматься и как расширять сотрудничество. Есть огромные рынки стран АТР. Мы все равно будем заниматься расширением сотрудничества на восточном направлении", — сообщил полпред.
Также участники заседания обсудили взаимоотношения с Японией и отказ японских рыбодобытчиков работать в районе Южных Курил.
"Не очень умный поступок наших соседей. Мы же видим, что сейчас происходит. Некоторые иностранные компании продают и оставляют свое поле деятельности в России. В итоге их замещают российские компании, и бизнес продолжают работать, услуги оказываться.
Основные фонды, наши богатства природные никто же из России не увезет. То же и с Японией — они же не увезут с собой рыбу, которая там, у Курил, плавает. Сегодня по программе квоты в обмен на инвестиции строятся суда для ловли рыбы и краба. На место Японии придут российские компании, а у японцев возникнут проблемы с питанием. Но они их сами себе придумали", — прокомментировал Юрий Трутнев.
Нечемоданный настрой
На пленарном заседании невозможно было обойти стороной тему утечки человеческого капитала. Юрий Трутнев, признав проблему, подчеркнул, что только созданием подходящих условий на территории можно добиться удержания населения. Но в момент все не делается.
"Самая сложная задача — создать условия, чтобы люди хотели приезжать и оставаться на Дальнем Востоке, — сообщил Трутнев. — Эта тема активно обсуждалась на прошлом ВЭФ. Правительством РФ было выработаны меры по исправлению ситуации. Люди привыкли сравнивать условия жизни.
Мгновенно сделать такие же дороги на Дальнем Востоке, как в Москве, и такое же качество медицины и образования — невозможно. Но все эти программы запланированы и будут реализованы. Единственное, с чем мы не справимся — с климатическими различиями. Различия в погоде между Магаданом и Сочи вряд ли удастся снять"
Олег Кожемяко, в свою очередь, добавил, что в Приморье люди стремились во все эпохи. — Дальний Восток большой. Где-то в летний период могут работать рыбопромышленники, недропользователи и так далее. Наверно, нет смысла нести там большие затраты на содержание городов и поселков в зимний период, — отметил губернатор.
— Здесь не надо уповать на то, что население убывает или нет. Вопрос в том, что мы недостаточно хорошо раскрыли потенциал. Даже Приморья. Ведь здесь в разные эпохи создавались и рушились многие государства. И чжурчжени здесь были, и корейцы, и китайцы, о чем свидетельствует множество археологических памятников. Да что там, Чингисхан первым зашел в Приморье. О чем это говорит — они стремились осваивать эту территорию.
Может быть, дело в том, что мы недостаточно показываем преимущества нашего края, его красоты. Многие люди приезжают сюда и влюбляются в наш край. Поэтому, помимо создания условий экономических и социальных, надо не забывать хорошо подавать Приморье.
Алексей Чекунков акцентировал внимание на создании комфортной городской среды.
— Мы сейчас координируем работу по созданию мастер-планов 25 городов Дальнего Востока, где проживает основное число населения, — сообщил министр. — В списке самых комфортных городов мира не так много южных городов. Прекрасные есть города и в Скандинавии, которые умеют найти баланс между работой, жизнью, общественными пространствами и другими. То, что мы видели на примерах первых эскизов Владивостокской агломерации, Сахалинской агломерации, Благовещенска, Магадана. Даже Тында, столица БАМа, делает свой маленький мастер-план. Каждый город находит те особенности, которые поможет сделать его комфортным для его жителей. Мотивируем города найти магниты, чтобы завлечь туда туристов и гостей.
О культуре
Писатель Сергей Лукьяненко на пленарном заседании Медиасаммита-2022 высоко оценил местных авторов и литературную Премию "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева. Он рассказал Юрию Трутневу, Алексею Чекункову и Олегу Кожемяко о планах проводить на ДВ литературные курсы и помогать вписывать дальневосточную литературу в литературу всей страны.
Юрий Трутнев: "Не буду хвастаться, но премию Арсеньева придумали мы. Каждый год с удовольствием участвую в подведении ее итогов. В целом считаю очень важным культуру, литературу. Если говорить о культуре. Давайте позагибаем пальцы, сколько культурных учреждений открывается на ДВ по инициативе В.В. Путина. Владивосток становится культурным центром даже не масштаба ДВ, а масштаба страны. Даже по именам тех людей, которые здесь работают, можно сказать, что это уже далеко не не культурная провинция".
Дальневосточный МедиаСаммит — единственная коммуникационная площадка для специалистов СМИ, PR и блогосферы Дальнего Востока. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества Дальнего Востока для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа.