Секция "Зеленый Владивосток", посвященная благоустройству и озеленению всего города, жилых комплексов, общественных пространств и дворов, привлекла большое внимание участников и гостей Дальневосточного МедиаСаммита-2022 (12+). Эксперты, принимавшие участие в дискуссии, затронули множество актуальных вопросов, объяснив на конкретных примерах, что нужно делать для того, чтобы "зеленый" облик Владивостока приобретал неповторимые черты, сообщает ИА PrimaMedia.
Озеленение по плану
Началась дискуссия с выступления начальника отдела обслуживания территории Приморского океанариума Аркадия Безделева, который представил концепцию озеленения Владивостока, созданную при участии начальника отдела архитектуры и дизайна администрации города Владивостока Павла Шугурова. По словам Безделева, авторам проекта хотелось, чтобы получился серьезный обобщающий, юридически обязывающий документ, определяющий зеленый облик Владивостока как города, у которого есть свой стиль.
Нельзя сказать, что сегодня во Владивостоке озеленения нет. Однако оно носит бессистемный характер. Подобно тому как во Владивостоке планируется благоустройство, должно планироваться и озеленение.
— Основной принцип "Зеленого Владивостока" — модульность. Сначала вырабатываем общую концепцию, разделяем ее на зоны и в зависимости о того, на что есть средства, а затем начинаем собирать пазл. Хотелось бы сделать три типа озеленения. Первый — гостевой маршрут . Второй — общественные пространства в спальных районах. Туристы туда не пойдут, но местным жителям хотелось бы, чтобы у них было красиво. Третий тип — придомовое озеленение. Люди что-то садят в своих дворах, но при этом не понимают основных принципов озеленения. Хотелось бы сделать для них такой набор "Сделай сам". Вот есть картинка, есть набор растений и предметов. Бери и делай так, — сказал Аркадий Безделев.
С его точки зрения, во Владивостоке лучше использовать местные растения: они очень красивы, устойчивы и не требуют особо ухода. К тому же есть гарантия, что они не погибнут — у них здесь дом. Необходимо развитие хвойного каркаса откосов, подпорные стены разного типа, не позволяющие откосам съезжать. Имеется много видов лиан, которые могут быть использованы для вертикального озеленения.
Еще одна проблема Владивостока — выходы грунтовых вод, которые всегда подтапливаются. Однако есть виды растений, которые прекрасно себя чувствуют в переувлажненных условиях, например, ирисы. Для участков ливневого стока и паводковых вод есть вариант сухого ручья (дно, уложенное камнями). В общем, любые недостатки рельефа могут превратиться в достоинства, если применить творческий подход. И тогда Владивосток действительно станет неповторимым в плане озеленения городом.
Кто не рискует...
— В последние годы по всей стране и у нас во Владивостоке растет активность в вопросах озеленения, городской среды в том числе. Можно сказать, что у озеленения открылось второе дыхание. С чем это связано? Безусловно, с актуальностью таких трендов, как комфортность и экологичность городской среды. Большое внимание комфортности дворов уделяют застройщики новых современных жилых комплексов. При этом во главу угла ставится принцип "дворы без машин", — отметила генеральный директор компании "Виола Бэй" ( ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование и ландшафтные работы) Виталия Сулимовская, которая выступила с докладом "Прогнозируемые риски в реализации концепций озеленения".
Сегодня во Владивостоке строятся новые жилые комплексы, каждый из которых интересен и по-своему уникален. Свои корректировки вносит рельеф города, и жилые комплексы и другие объекты приобретают отчетливую идентичность.
Конкуренция на рынке диктует свои законы. Сегодня борьба за будущего покупателя квартиры ведется уже на стадии разработки проектов— помимо архитекторов и девелоперов в процессе проектирования участвуют и маркетологи. Создается концепция (основная идея) застройки, которая еще до начала строительства транслируется потребителям (на уличных баннерах, в СМИ, на сайтах и пабликах компаний). Она также транслируется будущим участникам проекта, в частности озеленителям.
Выступлении Виталии Сулимовской. Фото: ИА PrimaMedia
В результате в городе возникают и планируются интересные жилые комплексы. Ядро их концепций — в самих названиях, что фактически не требует расшифровки: "Маринист", "Зеленый бульвар", "Зеленый квартал", "Анютинские дачи", "Сады Маковского", "Садовый квартал". В данном случае само название — концепция, которая транслируется единым кадром: благоустроенные дворы без машин, атмосфера загородной жизни и т.д. Однако концепция — это и цель, которую ставит перед участниками проекта застройщик: достичь заявленного результата в заявленные сроки и уложиться в запланированный бюджет. А вот здесь как раз не все так просто.
Застройщики конкурируют друг с другом за право быть интересными. Но каждый должен понимать, что желание первенствовать, быть особенным несет определенные риски. Конечно, можно попробовать избежать рисков. Но это означает вообще не делать интересные проекты, не искать ничего оригинального, идти штатным путем, по отработанным десятилетиям лекалам. Поэтому застройщики рискуют. И тут самое главное — понимать, где находятся риски. Если говорить о рисках в озеленении, то здесь речь идет не о рисках в агротехнике, а о рисках в реализации концепций. То есть это больше относится к менеджменту, который должен прослеживаться на всех этапах.
— Есть такой треугольник сбалансированности проекта, где качество, время и стоимость играют равнозначные роли. В центре — концепция, которая незыблема. Цель поставлена, реклама опубликована, мы не можем сделать качество иным. Качество — константа. И для соблюдения заявленного качества всегда не будет чего-нибудь хватать: времени или денег. И риски, с которыми мы столкнемся или которые могут быть спрогнозированы, — обратная сторона нашей цели. Мы рискуем не достичь визуального эффекта, заявленного на сайте и на уличных билбордах, не уложиться в бюджет и не успеть к заявленному сроку. Все отдельные риски в конечном итоге приводят к двум важным рискам — к потере репутации и к финансовым потерям, — отметила Виталия Сулимовская.
Но если заранее знать, какие риски ожидаются, можно подготовиться и избежать их. Так, в озеленении очень важно обращать внимание на время, поскольку у растений есть свой климатический период, благоприятный или неблагоприятный. И потери времени в озеленении, которые не удалось спрогнозировать, могут потребовать дополнительных расходов.
Самый благоприятный период для озеленения во Владивостоке — апрель-май или сентябрь — начало октября. Неблагоприятный период — лето (июнь — август). Во Владивостоке в это время палящее солнце и высокая влажность (практически субтропики). В этот период высокие риски при посадке растений, настиле газона, не говоря уже о посеве.
На самом деле это не всем известно. Если в строительстве идет аврал и уже в октябре нужно перерезать ленточку, вопросы правильного озеленения мало кого интересуют.
— Чтобы провести озеленение в нужное время, мы должны уже в феврале (и это дедлайн) закупить растения. А еще до февраля мы должны проработать проект на предмет соответствия заложенных в него растений, чтобы они соответствовали климатическим условиям. В январе заключаем договор на озеленение. Но еще раньше, в октябре-ноябре предыдущего года, должна проводиться работа по корректировке и адаптации проекта к местным условиям, потому что проекты часто поступают из других регионов, — сказала Виталия Сулимовская.
Необходимый запас времени для того, чтобы вовремя войти в озеленение и парадно перерезать ленточку, — составляет минимум 3-6 месяцев до старта озеленения.
... тот не знает, как избежать риски при озеленении
Риски, связанные с городским озеленением, не секрет для специалистов: зимнее иссушение, вытаптывание, замокание, складирование снега, солевые реагенты. Летом — отпад растений при посадке, грибковые заболевания, повреждение растений вследствие засухи. Но это известно, и это можно спрогнозировать.
На одном и том же объекте и участке все эти незначительные риски могут собраться вместе и в итоге иметь накопительный эффект. Вплоть до полной гибели озеленения. Эти риски надо также иметь в виду и предугадывать.
Еще два риска — ветер и третьи лица. С третьими лицами, если это не законченные вандалы, всегда можно договориться. Что касается ветра, то во Владивостоке он, в принципе, благо. Когда ветра нет, в городе пелена смога. А когда ветер есть, город проветривается и жители дышат чистым воздухом. Но застройщикам ветер подчас мешает воплотить в жизнь европейские архитектурные веяния, например, аллею с ровными стволами. Ветер мешает соблюсти искомую вертикальность, деревья растут под наклоном.
— Конечно, зона ответственности за наши риски лежит на нас самих. Но и на проектировщиках, которые сразу не учли эти риски. И на подрядчике, который должен был о них знать. И на заказчике тоже, — подчеркнула Виталия Сулимовская.
Идеальный план выполнения проекта озеленения при условии прогнозирования всех рисков выглядит следующим образом: корректировка озеленения выполнена местными специалистами, участие авторов концепции на всех этапах, учет условий рынка посадочного материала, учет сроков озеленения, предзаказ растений — минимум за 3-6 месяцев до начала озеленения. Еще один важный момент — гарантийное обслуживание участка озеленения на 2 года. В течение этого времени компания, выполнившая озеленение, внимательно мониторит участок, вникает во все детали и выполняет все необходимые работы по уходу за насаждениями.
— Вряд ли управляющая компания сможет справиться с этой задачей лучше специалистов. И тогда растениям может угрожать гибель. Мы же имеем возможность повлиять на процесс, поскольку изначально занимались этим, — заметила Виталия Сулимовская.
Застройщик в тренде. "Зеленом"
Не так давно благоустройство территорий любых жилых комплексов дальше рендеров (визуализации) не доходило. То есть на рекламном баннере изображали одно, а в действительности получалось совсем другое. Но тут во Владивостоке появился жилой комплекс "Зеленый бульвар" на улице Нейбута (инвестпроект стройбизнеса из Южного Китая и Гонконга) и, правила игра, как говорится, поменялись.
— Мы стали первыми, кто сделал жилой комплекс как в рендере и получили в 2022 году премию Urban Awards за лучшую концепцию благоустройства и инфраструктуры, — сообщил генеральный директор ООО "СЗ "Зеленый бульвар" и управляющей компании "Зеленый бульвар" Евгений Коваль.
Всё, предусмотренное проектом, было выполнено: детские площадки, специально изготовленные именно для этого проекта (заказы распространялись по все России и в Китае), зоны отдыха для детей разного возраста и для взрослых, хоккейные коробки, футбольные площадки и т.д.
— На 2021 год на территории комплекса было более 3 тысяч растений 45-ти видов, есть растения краснокнижные, есть редкие, есть вечнозеленые — пихты и елки, привезенные из Германии. Часть растений завезена из Северной Америки, часть — из Японии и Южного Китая. Есть и местные растения. Однако мы пошло дальше — решили сделать благоустройство имеющегося сквера, дав ему название Вечнозеленый. Там есть вековые растения. Вторая очередь комплекса будет включать закрытые дворы, фонтаны, детские площадки и многое другое. Словом, будем строить и озеленять. На благоустройстве и озеленении не стоит экономить, потому что от этого зависит репутация застройщика. Репутацию легко подмочить, и дальше у тебя будут сложности в продаже квартир. Проектом ЖУ "Зеленый бульвар" мы создали во Владивостоке прецедент . И сейчас уже никто не может просто поставить башню, впихнуть на пятачок убогую детскую площадку, накинуть газонной травы и вкопать елки, которые засохнут через 3 месяца. Сейчас все застройщики в этом городе должны придерживаться такого же стиля, которого придерживаемся мы, — сказал Евгений Коваль .
Свежий обзор кейсов и трендов благоустройства жилых комплексов во Владивостоке за последние 10 лет показал, что подход к строительству в городе действительно меняется.
— Раньше дома в основном сдавались так: башня, детская горка, лавка. Яркий пример — микрорайон Снеговая падь: железные горки, скамейки. Если жильцам хочется жить комфортнее, они вынуждены сами менять придомовую территорию, устанавливать другую детскую площадку, проводить озеленение. Во многих жилых комплексах, построенных в 2012-2018 годах, такая проблема остается. Новый тренд — двор без машин, закрытая территория, зоны отдыха. Раньше у жильцов было ощущение, что они живут на парковке, — заметила еще один спикер дискуссии редактор сайта 111bashni.ru Юлия Аносова.
И сейчас ЖК с такой концепцией появляется всё больше. "Весна", "Футурист", "Каштановый двор", "Айвазовский", "Зеленый бульвар", "Седанка-Хиллз", — как говорится, список неполный. Во Владивостоке становится больше комфортных для проживания домов, где запланировано комплексное озеленение вплоть до устройства парков. Безусловно, такой "зеленый" тренд в девелопменте можно только приветствовать.
Дальневосточный МедиаСаммит — единственная коммуникационная площадка для специалистов СМИ, PR и блогосферы Дальнего Востока. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества Дальнего Востока для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2022 (9-10 июня в кампусе ДВФУ) выступили Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив", Правительство Приморского края, Дальневосточный федеральный университет, Союз журналистов России, Приморское отделение Союза журналистов России. Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро". Официальный поставщик питьевой воды — группа компаний "Славда".
Официальный сайт форума — медиасаммит.рус.