Сентябрьские выборы остаются главной артерией по доставке политических новостей в Приморье. Девять думских кампаний — это не шутки. Хотя некоторые участники и политические силы подходят к ним, скорее, с приспущенными, а не закатанными рукавами. И закономерно выбывают из гонки на выдвижение.
Губернатор Олег Кожемяко вновь примерил на себе роль антикризисного менеджера после того, как в Приморье пришла большая вода. Сильные дожди привели к подтоплению поселков, сходу селя и разрушению мостов. По мнению экспертов, глава региона эффективен в ручном управлении, но вот само ручное рано или поздно должно эволюционировать до системных решений и подходов.
Глава Большого Камня Рустям Абушаев отреагировал на результаты прокурорской проверки его деятельности в период, когда он возглавлял Надеждинский район. По словам экспертов, обнаруженные нарушения "не стоят и выеденного яйца", а вот острая реакция мэра возымела куда больший резонанс.
Глава Зарубино Олег Неглядов, арестованный по подозрению во взятке, продолжил и усилил наметившийся тренд по зачистке муниципальных управленцев.
Юридический кризис
Оппозиция в Приморье вступает в предвыборную гонку сокращенным составом. Часть сторонников КПРФ получила отказ в регистрации из-за ошибок в документах, сданных в Избирком.
С дистанции были сняты три артемовских коммуниста — Вениамин Пинегин, Семен Сесёкин и Максим Чихунов (последний, не получив партийной льготы, шел самовыдвиженцем). А также владивостокские сторонники КПРФ Алексей Шевченко, не указавший сведения о погашенной судимости, и действующий депутат Думы от КПРФ Сергей Кущенко (шел на выборы самовыдвиженцем).
Добавим, что в этот раз пройти подписной барьер было куда проще, чем на выборах 2017-го года. Переход муниципальных кампаний на мажоритарную систему значительно облегчил процедуру сбора подписей. Он привел к двукратному росту количества округов и к пропорциональному сокращению числа избирателей в них — базиса, с которого берется цифра необходимых для регистрации подписных листов. С партийной льготой все еще проще — надо было просто собрать и грамотно оформить кандидатский пакет документов. Но грамотность подвела.
— Нельзя сказать, что юридическое обеспечение у оппозиции начало страдать только сейчас, — считает политолог Вячеслав Беляков. — Это история, которая длится и не меняется долгие годы. Хотя на примере одного из выбывших кандидатов мы видим прогресс. Раньше они не читали законы вообще. Сейчас, по его признанию, они начали читать законы после процедуры регистрации. Возможно, когда-нибудь они начнут читать законы до того, как приступят к сбору документов и сдачи их в избирательную комиссию.
По словам эксперта, одной из возможных причин тенденциозных юридических коллизий у оппозиции является финансовая необеспеченность их кампаний.
— Услуги электоральных юристов стоят немалых денег, — отмечает Беляков. — Часто кандидаты надеются на собственные силы. Иногда это срабатывает, но чаще — нет. Тут от кандидатов требуется сосредоточенность. Во-вторых, оппозиция привыкла проводить избирательные кампании на хайпе. Они не приучены к системной, плановой, кропотливой работе, которая требуется, чтобы подготовить документы качественно. Отсюда и коллизии.
Политолог, кандидат политических наук Виктор Бурлаков подчеркивает, что законодательство о выборах постоянно меняется и усложняется, а электоральных юристов становится все меньше.
— Конечно, здесь главным фактором послужила юридическая квалификация людей ,ответственных за выдвижение кандидатов, — комментирует он отказы в регистрации оппозиционеров. — Разобраться в законодательных тонкостях избирательного процесса очень непросто. Слишком много нюансов и подводных камней. В то же время видна жесткая позиция избирательных комиссий, которые, по сути, не дают участникам права на ошибку. Любая ошибка равна удалению. Но это, все же, вопрос не к избирательным комиссиям, а к юридическому сопровождению партий, их кандидатов и самовыдвиженцев.
Думские кампании: большой обзор
В Единый день голосования, 11 сентября, в Приморье будут проведены девять думских кампаний. Семь из них — в очередном порядке, две — во внеочередном.
Пожарский и Хасанский районы в этом году были преобразованы в округа и вслед за изменением административного статуса там необходимо избрать новые представительные органы. Также выборы муниципальных депутатов, помимо Владивостока, ожидаются в Артеме, Находке, Большом Камне, Арсеньеве, Дальнегорске и ЗАТО Фокино. ИА PrimaMedia на этой неделе сделало большой обзор грядущих кампаний.
В Единый день голосования в крае состоятся сразу девять думских кампаний
Основные выводы таковы. Все муниципальные кампании, несмотря на спущенную сверху унификацию — перевод на мажоритарные рельсы и отмену партийных списков — имеют родовые отличия. Есть Думы исторически спокойные, как в том же Владивостоке или Артеме. Там представительный орган является своеобразным продолжением городской администрации, его правой рукой. Можно назвать это плодотворными рабочими отношениями или исполнением роли технического прокси — суть не изменится. Есть же Думы более субъектные, с ершистыми депутатами, блокирующими инициативы свыше, особенно, если речь идет о кадровых вопросах. В таком контексте ожидаются проведение кампаний в Находке, Большом Камне, Арсеньеве и Хасанском районе.
Все это наносит отпечаток на процесс распределения мандатов, на предварительные договоренности, которые в первом случае заключаются, по большому счету, между политическими силами, а во втором случае — к ним в немалой степени подключаются местные элиты и финансово-промышленные группы. Общие черты выборов, в целом, актуализированы под особенности каждой территории.
Отсюда мы видим и разнообразие в техническом обрамлении кампаний. Региональный законодатель, введя общую на всех мажоритарную модель, оставил муниципалитетам узкую линейку возможностей. После исключения партийных списков двигаться можно было только в рамках округов. Этим глотком свободы воспользовались по максимуму. В городах и районах Приморья появились одно-, двух— (Большой Камень), трех— (Пожарский МО) и даже пятимандатные (Находка) округа.
По словам экспертов, в многомандатных округах, где действует рейтинговое голосование, усложняется процесс подсчета голосов и контроль за этим процессом. Если в одномандатных округах избирательные комиссии просто раскладывают по стопкам бюллетени и могут каждую продемонстрировать, здесь такой практики не получится.
Губернатор быстрого реагирования
Инфраструктура Приморья за эти семь дней испытала на себе мощный удар стихии. Продолжительные дожди привели к подтоплению ряда территорий. В семи муниципалитетах был введен режим ЧС. Сильнее всего досталось Ольгинскому району. В результате схода селя в поселке Тимофеевка погиб ребенок. Пострадали несколько мостов — в Тернейском округе, Ольгинском и Кировском районах. Были повреждены 100 участков дорог, несколько деревень оказались отрезанными от большой земли.
Вода продолжает прибывать, а дожди прогнозируют еще на два дня
Ситуация потребовала личного вмешательства губернатора Олега Кожемяко. В ходе поездки на север Приморья глава региона побывал на участке дороги Рудная Пристань — Пластун, где дорожные службы "отбили" у стихии несколько участков трассы, проверил ликвидацию последствий стихии на дороге Ольга-Кавалерово. Посетил уже упомянутое село Тимофеевка. Инспектировал, как доставляется жителям отрезанных от большой дороги поселков мука, лекарства, пенсии, газовые баллоны и плиты. Присутствовал на разборе завалов, образовавшихся в результате обрушения пролёта моста через реку Аввакумовка в Ольгинском районе и так далее.
Олег Кожемяко. Фото: Кадр из видео в официальном телеграм-канале (12 ) губернатора Приморского края
Эксперты отмечают, что Олег Кожемяко эффективен в роли антикризисного управленца, в которой он, собственно, и вступал на пост главы Приморья. Решение проблем зачастую ведется по маршруту его следования. В то же время, гораздо более эффективным в подобных случаях стали бы системные решения, уже само наличие которых не требовало участия первого лица и пресловутого ручного управления.
По мнению Вячеслава Белякова, такого системного подхода сегодня нет ни на региональном, ни на муниципальном уровнях.
— С одной стороны, губернатор становится в глазах всех жителей главным спасателем. Очевидно, что такой образ ему подходит и, возможно, нравится. Но это не нормально, когда глава региона вынужден лично устранять последствия разлива рек, — считает эксперт. — Если губернатор постоянно на передовой, это говорит еще и об управленческих пробелах.
Политолог Александр Зыков считает, что в условиях изношенной инфраструктуры Приморья и недостаточности ресурсов, личное участие губернатора позволяет быстро аккумулировать силы и настроить работу всех ведомств на решение конкретных задач.
— Если смотреть с практической точки зрения — глава региона вовлечен в процесс, видит его изнутри и, следовательно, может видеть объективную картину, делать правильные выводы о том, какие меры надо принимать, и давать взвешенную оценку работе своих подчиненных, экстренным службам и представителям муниципальных властей. Есть строчка из советского фильма: из кабинетного окна живая жизнь не так видна. Личное участие помогает в принятии важных управленческих решений, — говорит эксперт. — И не надо забывать, что, наверно, с начала пандемии и в настоящее время личное участие губернатора в решении насущных проблем, будь то ЧС или другой форс-мажор, воспринимается важной частью эмоциональной поддержки населения.
Защита нападением
Глава Большого Камня Рустям Абушаев поспорил с прокуратурой Приморья.
На днях ведомство опубликовало информацию о том, что выявило нарушения в его деятельности, когда он возглавлял Надеждинский район. А именно — что Абушаев за три года — с 2019-го по 2021-й — подписал распоряжения о выплате себе денежных поощрений на общую сумму более 300 тысяч рублей.
Прокуратура отметила, что эти распоряжения прошли без оценки местной Думой "достаточности оснований к выплате премий", и подала иск в суд о взыскании средств. В целом, ни сами нарушения, ни тем более их сумма не стали бы политическим событием, если бы не последовавшая реакция Абушаева. Глава Большого Камня в комментарии сетевому изданию "Востокмедиа" выразил мнение, что это "чисто предвзятое отношение, чисто политический заказ".
Главы городов и районов Приморья часто попадают в сводки надзорных ведомств, но такая четко очерченная и прямолинейная защитная позиция сегодня — большая редкость. Учитывая историю отношений силовиков и муниципальных управленцев в Приморье, вторые предпочитают в подобных ситуациях не выносить суждений на публику или делать это в максимально обтекаемых и уступчивых формулировках.
Об ответственности власти на местах, системном решении проблем и политике на территории — в интервью ИА PrimaMedia
— Вероятнее всего, глава Большого Камня предполагает, что такой ответ вполне оправдан и, в принципе, соотносится с его политическими позициями, которые он сам оценивает, как очень прочные, — считает Виктор Бурлаков.
По мнению эксперта, сейчас в Приморье действительно существует едва осязаемый, разлитый в воздухе императив мэрам не высовываться лишний раз по разным поводам.
— Любой глава муниципального образования понимает, что ходит по лезвию ножа, — говорит Бурлаков. — Любые его действия можно оспорить и трактовать по-разному с правовой точки зрения. И этот дамоклов меч сильно парализует их деятельность. С другой стороны, в нормальных условиях, если человек понимает, что к нему есть претензии, и если считает их несправедливыми, должна быть какая-то элементарная защита. Так что ответ вполне адекватен.
Вячеслав Беляков подчеркивает, что сама история с 300 тысячами рублей "не стоит выеденного яйца".
— Дискуссии в телеграм-каналах (12+) и СМИ вызвала реакция главы Большого Камня, — подчеркнул он. — Прокуратура осуществляет довольно стандартный надзор за действиями муниципальных органов. Абушаев попал в поле зрения ведомства. Называть этот шаг политическим — как минимум странно. То, что он отреагировал именно таким образом, наверно, говорит о напряженных в предвыборное время нервах. Его можно понять. Впереди избирательная кампания в Думу Большого Камня. И ему нужно поддерживать образ, чтобы собрать максимально удобную для себя Думу.
Код коричневый или взятка не пахнет
В Приморье возбуждено уголовное дело против очередного муниципального управленца. На этот раз в фокус государева ока попал глава Зарубинского городского поселения Олег Неглядов. Он обвиняется во взяточничестве, что довольно распространено, но с нетривиальными подробностями, над которыми упражнялись в остроумии все СМИ и телеграм-каналы (12+), сообщившие о задержании (то есть почти все медиа региона).
По версии следствия, в период с марта 2017 года по февраль 2018 года Неглядов получил от индивидуального предпринимателя взятку более 160 тысяч рублей "за беспрепятственную приёмку и оплату работ по муниципальным контрактам, предусматривающим выполнение работ по уборке общественных туалетов на территории городского поселения".
В политобзор эта новость попала не за способность генерировать веселые заголовки. Тем более, что веселье тут с неприятным душком коррупции, да и человек может надолго засесть. В Приморье продолжается давно наметившийся тренд на зачистку муниципальных элит. В этом году уже были возбуждены уголовные дела на бывшего главу Большого Камня Александра Андрюхина и на главу Партизанского района Льва Хамхоева. Оба обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями. Во Владивостоке — на экс-директора МПВ "ВПОПАТ-1" Руслана Самигуллина и экс-главу Дирекции общественных пространств Владивостока Салавата Галиева.
Дело Неглядова вполне вписывается и поддерживает этот тренд, который, возможно, преподнесет еще немало новостей.