Депутат ЗС ПК Игорь Чемерис встретился с родителями учеников лицея № 3 во Владивостоке
14:54
"Единая Россия" проголосовала за проект бюджета в первом чтении
14:42
В Приморье ликвидировали крупный пожар вблизи границ нацпарка
14:41
Ледяные цепи оттают на сердце: эти 5 фильмов заставят заново поверить в любовь
14:20
Во Владивостоке врачи прооперировали пациентку с редким диагнозом
14:15
Четвертый фестиваль языка идиш в ЕАО: как это было
14:05
Во Владивостоке пожар уничтожил автомобиль
13:56
Житель Уссурийска получил условный срок за незаконную охоту на оленей
13:46
Игорь Селезнев: Рассчитываем, что строительство центра культуры в Кневичи закончат вовремя
12:13
В Приморье спасли беременную женщину, доставив её вертолетом в перинатальный центр
11:56
Дальневосточный банк расширяет программу лояльности
11:50
Прокуратура возбудила дело после пожара в котельной Лазовского района
11:20
Пловцы приморской команды "Косатка ДВ - Порт Вера" открыли зимний сезон в китайском Даляне
11:05
В Уссурийске подозреваемому в жестоком убийстве избрана мера пресечения
10:55
Полиция Приморья конфисковала более четырех килограммов наркотика у местного жителя
10:46
Кредитная задолженность рыбной отрасли РФ превысила 1,1 трлн рублей – Герман Зверев 25 октября, 18:37
На Дальнем Востоке создали 120 тысяч рабочих мест: на треть из них не могут найти людей 25 октября, 16:42
Герман Зверев: Рыбный экспорт России должен "утратить иллюзии", курс – на Глобальный Юг 25 октября, 11:00
МИД РФ назвал вбросами и шумихой сообщения о тысячах спецназовцев из КНДР на базах ДФО 24 октября, 15:51
Будущее цифрового мира – уже скоро на ведущем ИТ-форуме Дальнего Востока! 23 октября, 16:40
Торговля не терпит пустоты? Как во Владивостоке выживают ТЦ-старожилы 23 октября, 10:30
Группа "ТИГР" Cергея Дарькина получила новый краболов 22 октября, 18:39
Кожемяко поручил создать в правительстве Приморья агентство по миграционной политике 22 октября, 16:22
"Фестиваль "ЛиТР" и Премия им. Арсеньева – реальные инструменты госполитики России в АТР" 22 октября, 15:11
Дело о банкротстве "Восточной верфи" еще не закрыто 21 октября, 17:36
Во Владивостоке достроят уникальное аварийно-спасательное судно 21 октября, 11:36
Вице-мэру Владивостока запросили по-мэрски, казус бизнес-омбудсмена и 19 лет PrimaMedia 21 октября, 09:08
Ещё одна китайская авиакомпания начала полёты между Владивостоком и Пекином 21 октября, 08:07
Дыни из Казахстана исчезнут из продажи 18 октября, 13:12
Китайские предприниматели будут проходить обучение в специальных центрах компетенций ЕАО 18 октября, 09:20

Варварство или системная работа: об изъятии детей из семьи в Приморье

Позиция ответственных лиц и обычных приморцев в отношении приморской службы опеки сильно разнятся
7 августа 2022, 12:37 Общество
Варварство или системная работа:  об изъятии детей из семьи в Приморье ИА UssurMedia
Варварство или системная работа: об изъятии детей из семьи в Приморье
Фото: ИА UssurMedia

Внесенный в Госдуму революционный законопроект позволит изымать ребенка из семьи лишь по решению суда, чтобы избежать злоупотреблений со стороны органов опеки. Тем временем ответственные лица в Приморье считают, что изменения скажут негативно на работе всей системы, а простые граждане очень ждут принятия законопроекта и делятся историями, от которых по спине проходит холодок, рассказывает ИА PrimaMedia.

В цифрах

Согласно официальной статистике, количество случаев отобрания детей из семьи в Приморье за последние годы существенно сократилось. В 2021 году в Приморье зафиксировано 15 фактов отобрания детей из семьи. В них воспитывались 28 детей. Самое большое количество — во Владивостоке — три семьи и шесть детей. 

Из 15 случаев отобрания в 2021 году по двум семьям суд отказал в удовлетворении иска. В остальных — согласился с позицией органов опеки и попечительства. Из 28 детей, отобранных из семьи, впоследствии лишь шесть вернулись в семью.

За прошедшие месяцы 2022 года лишь в трех семьях установлены обстоятельства непосредственной угрозы для детей. В их числе семья из Арсеньевского округа, где были отобраны все четверо детей. Всего в крае восемь детей были помещены в учреждения, большинству потребовалась медицинская помощь. 

По-варварски

Своей историей, произошедшей в Артеме, и своим взглядом на работу приморской опеки изнутри поделился с редакцией ИА ПримаМедиа читатель по имени Константин. 

"Три года назад опека пришла ко мне домой, пока дома была только сестра. Мама работала. Было где-то 12 часов дня. Накануне мама с друзьями тихо выпивала дома, но никому не мешала, никакой громкой музыки ночью не было, соседей не беспокоили. 

На следующий день в дом пришла опека и увидела последствия пьянки. Дома было грязновато, обычный бардак, но не антисанитария. У любого так бывает после застолья. На столе стоит еда какая-то недоеденная, ничего особенного. Ребенок —  моя сестра, лет 11-12 на тот момент: чистая, сытая, в тепле и так далее. Сидит играет в компьютер как всегда.  И вот ее забирает центр опеки, даже не дали увидеться с мамой. На нее нажаловалась учительница из школы в поселке Заводской", — рассказывает мужчина.

После этого мама Константина полтора месяца оставалась в наркологическом отделении как алкозависимая, в результате чего потеряла работу. Сестру, по словам героя, вернули в семью лишь спустя три месяца, все это время она жила в детдоме. Еще три года после этого мать была вынуждена отмечаться в наркологии о том, что не пьет. 

"В общем, все максимально по-варварски", — подытожил Константин. Его поддержала другая читательница, выразив надежду на то, что новый законопроект все же примут. 

Может и есть, но не у нас

Сделать отобрание ребенка из семьи возможным лишь по решению суда, а значит усложнить процесс, который сейчас находится в руках лишь органов опеки, исключив таким образом злоупотребления и практику "произвольного изъятия ребенка" — вот одна из важнейших задач нового пакета поправок к Семейному кодексу РФ, внесенному в Госдуму в июле этого года группой авторов, работающих с этой темой на протяжении нескольких лет. 

Законопроект вызвал массу обсуждений и споров в кругах экспертов различных уровней. О том, как обстоят дела с отобранием детей из семьи в Приморье сегодня и как скажется на ситуации новый законопроект, корр. агентства рассказали те, кто принимает непосредственное участие в работе органов опеки и попечительства.

Как отметили в управлении опеки и попечительства администрации Владивостока, на территории города отсутствует практика произвольного отобрания детей из семьи, о котором ранее заявляла один из авторов нового законопроекта Елена Мизулина.

"В настоящее время отобрание несовершеннолетних по ст. 77 СК происходит очень редко, если же такое решение органом опеки и попечительства принимается, то дети в первую очередь определяются в семьи родственников, в реабилитационные центры и учреждения здравоохранения, это зависит от возраста несовершеннолетних", — сообщила начальник управления Ирина Смирнова.

Позицию управления поддерживает и уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае — Ольга Романова. Она отмечает, все случаи отобрания детей из семей в Приморье имеют основания и не носят характер "произвольного отобрания".

 "Каждое подобное решение тщательно взвешивается, поскольку требует последующего срочного обязательного обоснования для подачи искового заявления в суд. Я не могу сказать, что в Приморском крае существует "порочная практика отобрания детей из семьи". В другом регионе может быть эта практика есть, но не у нас", — заверяет Ольга Романова.

Законопроект может ухудшить ситуацию

По мнению уполномоченного по правам ребенка в Приморье, внесение поправок не изменит текущую ситуацию с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей, а вот на на систему работы органов опеки если и повлияет, то скорее негативно. 

"Совершенствовать процедуру отобрания ребенка из семьи при условиях непосредственной угрозы его жизни это, конечно, важно, но гораздо важнее работать над тем, чтобы такие обстоятельства в семье просто не происходили. У нас эти изменения, может быть, только ухудшат положение дел, поскольку органы опеки и попечительства будут избегать принятия этой меры. Суды и без того перегружены работой. Они не работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю", — говорит Ольга Романова.

В качестве наглядного примера специалист приводит ситуацию, в которой в пятницу вечером специалисты обнаружили в холодной комнате истощенного двухлетнего ребенка, кашляющего и ослабленного. Его мать даже не понимает, кто она, потому что пьет три дня. Еще одна ночь в этих условиях и ребенок погибнет. Его некому обогреть, некому накормить, некому вызвать врача или отвести в поликлинику. Но суд выйдет на работу только в понедельник. Что же делать специалистам, которые эти обстоятельства уже обнаружили? 

Что же касается преимущества родственников ребенка перед социальными учреждениями, которое вводится новым законопроектом, то и тут по мнению уполномоченного есть свои подводные камни.

"Родственная опека — замечательно!  Но в этих обстоятельствах есть две стороны участия. Ребенку лучше с родственниками, но не всегда наоборот. Родственники должны быть готовы к его принятию на эмоциональном и на юридическом уровне. Каждую такую семью специалистам, в том числе психологам, необходимо подготовить, а затем сопровождать, поскольку не всегда близкие родственники готовы к этой ответственности", — считает Ольга Романова.

По словам уполномоченного, факты возвратов в учреждение ребенка, принятого в кровную семью, чаще всего фиксируются именно в таких обстоятельствах. Бабушки, тети или дяди не всегда справляются с кризисными ситуациями самостоятельно и чаще всего принимают решение "отдать ребенка в систему, ведь он не мой все-таки". 

"Система сопровождения таких семей в Приморье сейчас только начинает формироваться. Это требует и времени, и знаний, и ресурсов, и специалистов. Сейчас их очень не хватает", — отмечает Ольга Романова. 

3057904.jpgШоковая терапия: как в Приморье разлучают детей с родителями

О системе изъятия детей из семьи и о том, как ее собираются перекроить

Она также отметила, что система профилактики социального сиротства в Приморском крае развивается. Это очень серьезная, долговременная работа нескольких ведомств, которая опирается  на ответную заинтересованность со стороны семьи, чтобы исключить или свести к минимуму внешнее вмешательство в семейную жизнь.

Омбудсмен отмечает, что работа у органов опеки и попечительства в Приморье очень трудная, ответственная и эмоционально затратная. 

"Объем полномочий, которыми наделены специалисты органов опеки и попечительства, колоссальный. Сегодня они работают в крайне тяжелых условиях, потому что их самих попросту не хватает. Именно с этим объективным обстоятельством связаны определенные недоработки, которые уполномоченный по правам ребенка и аппарат уполномоченного фиксирует при рассмотрении обращений или работе с конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних", — говорит Ольга Романова.

Уполномоченный по правам ребенка подытоживает, что почти всегда ответственным лицам удается достичь взаимопонимания при исправлении той или иной ситуации.

203077
43
37