Вопросам судостроения и судоремонта, развития Дальнего Востока в качестве промышленного кластера, способного строить новые и обслуживать эксплуатируемые суда, был посвящен бизнес-диалог "Будущее отраслей: что купить, а что произвести? Судостроение" деловой программы VII Восточного экономического форума (6+, проходит во Владивостоке 5-8 сентября). Среди важных факторов, способствующих развитию отечественной судостроительной отрасли, президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев назвал серийность размещения заказов на основных верфях страны, сообщает ИА PrimaMedia.
При этом, отметил президент АСФР, серийность — по плечу крупным заказчикам.
— Участники нашей ассоциации являются крупнейшими инвесторами, крупнейшими заказчиками рыбопромысловых судов. В настоящее время портфель заказов составляет 36 судов: 20 из них крупнотоннажные (две серии по 10 судов), 16 — среднетоннажные (10 краболовов, три траулера и три ярусолова), — сообщил Алексей Осинцев.
При размещении заказов вместе с фактором серийности учитывались и вид промысла, и место, где он осуществляется. Опыт, наработанный заказчиками и судостроителями, говорит в пользу сохранения вариативности инвестпроектов по строительству рыбопромыслового флота.
— Хотелось бы поддержать судостроителей. Сегодня очень много говорят о существующих проблемах, о задержках строительства флота на достаточно большой срок ввиду санкций недружественного давления, которое все мы испытываем, включая судостроение, причем судостроение, может быть, в наибольшей степени. Высказываются даже такие мнения, что нужно прекратить строительство рыбопромыслового флота и заняться анализом ситуации. Однако и заказчики судов, и судостроители понимают, что непрерывность и планомерность в строительстве флота — это ключевые фактора развития двух этих отраслей, которые идут рука об руку, — акцентировал Алексей Осинцев.
По мнению президента АСФР, в сложившихся условиях следует актуализировать успешно работающие меры господдержки с учетом трудностей, выпавших на долю судостроителей и заказчиков рыбопромыслового флота.
Например, сделать так, чтобы 183-е постановление о компенсации части затрат на погашение процентов по кредитам (Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2009 — 2023 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009 — 2023 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов" — Ред.) работало и в отношении холдингов, поскольку именно рыболовецкие холдинги являются основными заказчиками и инвесторами рыбопромыслового флота.
— Вчера было очень хорошее выступление представителя финансовой сферы (на бизнес-дискуссии "Рыбная отрасль: новые горизонты" направления "Мировое разделение труда: от старых связей к созданию новых" — Ред.) о том, какие виды кредитования придут в отрасль и как нужно перестраивать виды кредитования, существовавшие ранее. Размеры кредитования в нашей отрасли составляют порядка 250 млрд рублей, около 60% этих средств заказчики уже оплатили судостроителям. В основном кредиты были оформлены в валютах недружественных стран. Но мы понимаем, что сегодняшние кредиты будут оформляться в нашей национальной валюте. Прежде заказчики не обращались за государственной поддержкой по этому вопросу, поскольку ставка по кредитам в валюте была не такой значительной как по кредитам в рублях. Сейчас ситуация меняется, поэтому поддержка потребуется, — обратил внимание на возникшую проблему Алексей Осинцев.
Президент АСФР вспомнил о таком востребованном бизнесом и действенном механизме господдержки, как льготное кредитование инвестиционных проектов, которое работает уже 6 лет.
— Возможность льготного кредитования на строительство судов рыбопромыслового флота была бы хорошей мерой государственной поддержки. Соответствующее обращение мы направили в Минсельхоз, где оно сейчас рассматривается. Мы попросили бы Росрыболовство рассмотреть наше обращение с учетом тех трудностей и тех дополнительных затрат, с которыми столкнулись заказчики по дополнительному обслуживанию кредитов в связи с увеличением сроков строительства судов, — сказал Алексей Осинцев.
Напомним, что Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) и "Рыбный союз" в рамках Восточного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве по обеспечению российского продовольственного рынка высококачественной отечественной рыбной продукцией глубокой переработки. Документ подписали президент АСРФ Алексей Осинцев и председатель Рыбного союза Александр Панин.
Также в ходе ВЭФ-2022 АСРФ заключила соглашение о сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Предмет соглашения — повышение инвестиционной привлекательности рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, оказание содействия инвесторам в реализации проектов по строительству новых добывающих и перерабатывающих мощностей.