VII Восточный экономический форум (6+) в отличие от предыдущих ежегодных созывов (пропуск был только в пандемийном 2020 году) запомнился прежде всего переформатированием — в этом году главными хедлайнерами деловой повестки были представители госкорпораций и крупного отечественного бизнеса, волей-неволей развернутого на Восток. Как следствие, подавляющее большинство заключённых на площадке форума соглашений имеет отечественных бенефициаров.
Как и следовало ожидать, "за бортом" остались потенциальные инвесторы не только из недружественных нынче Республики Корея и Японии, но и Китая, бизнес которого хоть и был представлен на форуме, но исключительно "в тени". Например, на форуме был замечен вице-президент Huawei Technologies и глава подразделения операторского бизнеса Huawei в России Чжао Лэй (Zhao Lei), но ожидать от него публичных выступлений, естественно, не приходилось.
Что пообещал ВЭФ экономике Приморья (подписать соглашение, ещё не значит реализовать проект) — в скучно-отчётном обзоре ИА PrimaMedia.
СПГ
ООО "Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация" (ВАНК, Санкт-Петербург) инвестирует около 7,5 млрд рублей в строительство завода по производству сжиженного природного газа в ТОР "Находка". Проект реализует "Дальневосточная инвестиционная компания" (входит в группу ВАНК).
В ТОР запланировано производство СПГ и отгрузка для потребителей на морском транспорте. Завод будет готов перерабатывать 150 млн кубометров газа в год, обеспечивая бункерным топливом морские суда в акватории портов Дальнего Востока и снабжая береговых потребителей СПГ на территории России и стран АТР.
Планируемый срок реализации проекта — с 2023 года по декабрь 2025 года.
ВАНК ведёт проектирование и строительство малотоннажных СПГ-заводов в Приморском и Хабаровском краях, а также в Амурской области. В том числе, проектирует второй СПГ-комплекс в ТОР "Ракитное" около Хабаровска.
На площадке ВЭФ-2022. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Логоцентры
Группа компаний Freight Village Ru в 2025 году планирует ввести в эксплуатацию ТЛЦ "Приморский" мощностью 300 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год.
Центр предлагается разместить в Уссурийском городском округе у ж/д станции "Воздвиженский" Дальневосточной железной дороги (филиал ОАО "РЖД").
На его территории будет располагаться контейнерный терминал площадью 11 га, 9 железнодорожных выставочных путей, зона таможенного контроля и складского хранения, а также зона для размещения распределительных центров. К обработке будут приниматься контейнерные и крупногабаритные грузы.
Общий объем частных инвестиций в строительство ТЛЦ оценивается в 6,3 млрд рублей. Строительство центра предполагается закончить в 2025 году.
Проект будет реализован Freight Village Ru при поддержке КРДВ и правительства Приморского края в рамках ведомственного проекта "Формирование сети транспортно-логистических центров" государственной программы "Развитие транспортной системы".
Для реализации проекта в декабре 2021 года было создано ООО "Фрейт Вилладж Приморский", получившее статус резидента ТОР "Михайловский". Учредителем компании является ООО "Фрейт Вилладж Логистика" (Москва). Группа Freight Village Ru с 2012 года управляет двумя крупными производственно-логистическими центрами: "Ворсино" (на границе Новой Москвы и Калужской области) и "Росва" (под Калугой).
Московская компания "ФинИнвест" в партнёрстве с РЖД планирует построить в Приморском и Хабаровском краях крупные транспортно-логистические центры (ТЛЦ) с общим объемом инвестиций 18,5 млрд рублей.
Инвестиции в ТЛЦ "Артем" в Приморье составят 12,5 млрд рублей. Первая очередь проекта будет введена в 2023 году, вторая — в 2024 году (обе — по 300 тысяч TEU, эквивалент 20-футового контейнера). Технологическая модель позволяет в перспективе увеличить суммарный показатель мощности до 1 млн TEU в год.
Ввод в эксплуатацию ТЛЦ "Артем" позволит увеличить перерабатывающую способность морских портов за счет вывода в тыловую зону операций, не связанных непосредственно с перевалкой с морского транспорта, включая хранение, таможенное оформление, накопление судовых партий. Также центр повысит пропускную способность Транссибирской железнодорожной магистрали за счет организации регулярного грузового сообщения поездов повышенной длины, позволит исключить риски возникновения "брошенных" поездов, а также способствовать обеспечению северного завоза.
На площадке ВЭФ-2022. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
ТЛЦ "Хабаровский" мощностью до 300 тысяч TEU в год "ФинИнвест" планирует построить в ТОР "Хабаровск" с примыканием к железнодорожной станции Хабаровск-2.
Инвестиции в проект составят 6 млрд рублей. Строительство будет вестись поэтапно, завершение первой очереди мощностью запланировано на 2024 год, второй очереди — на 2025 год (обе — по 150 тысяч TEU).
Главная задача ТЛЦ "Хабаровский" — обработка грузов, поступающих по железнодорожной ветке. Сетевая технология, внедряемая на ТЛЦ, позволит осуществлять ускоренную обработку контейнерных поездов за три часа.
Согласно ЕГРЮЛ, ООО "ФинИнвест" зарегистрировано в Москве, принадлежит Александру Кахидзе. Он также является совладельцем юрлиц-операторов ТЛЦ в Новосибирской (ТЛЦ "Сибирский") и Московской (ТЛЦ "Электроугли") областях, Екатеринбурге (ТЛЦ "Уральский") и других компаний.
Параллельно с ТЛЦ "Артем" в Приморье будут строиться аналогичные центры "Контейнерный терминал Гродеково" и "Угловая".
Терминал на пограничной станции Гродеково будет построен с участием АО "РЖД Бизнес Актив" (входит в подконтрольное "Российским железным дорогам" АО "РЖД Логистика"), "Угловая" — с участием ПАО "ТрансКонтейнер". Предварительный грузооборот ТЛЦ "Угловая" к 2026 году составит до 100 тысяч ТEU в год.
"РЖД Логистика" построит в Приморье в границах ТОР "Надеждинская" универсальный терминал для оказания комплексных мультимодальных услуг мощностью около 200-250 тысяч TEU в год. Инвестпроект строительства после утверждения будет реализован в 2023-2025 годах.
Объём потенциального грузопотока, который сможет обслуживать новое предприятие, составляет около 200-250 тысяч TEU в год. С точки зрения компании, терминал позволит обеспечить логистические потребности резидентов ТОР "Надеждинская", а также станет опорным хабом для мультимодальных перевозок в направлении Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии",
— сказал гендиректор АО "РЖД Логистика" Дмитрий Мурев.
В ближайшее время участниками САР на острове Русском станут еще 15 компаний
Порты
Транспортная группа FESCO (головная компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП) планирует инвестировать порядка 24 млрд рублей в развитие перевалочных мощностей принадлежащего ей "Владивостокского морского торгового порта" (ВМТП).
В рамках соглашения с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) FESCO намерена разработать и реализовать проект по расширению перевалочных и перерабатывающих мощностей ВМТП, а также подать заявку на получение статуса резидента территории опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток.
Проект по увеличению перерабатывающих мощностей и грузооборота ВМТП предусматривает возведение новых контейнерных площадок на территории порта, перекомпоновку и оптимизацию его площадей, а также сокращение зоны перевалки угля.
Трансформация ВМТП станет ответом на растущий грузооборот и позволит Дальнему Востоку оперативно реагировать на вызовы, связанные с изменением мировых логистических маршрутов",
— сказал президент FESCO Аркадий Коростелёв.
Производственные мощности ПАО "ВМТП" расположены на 15 причалах порта Владивостока. Стивидор в 2021 году перевалил 12,652 млн тонн грузов (рост на 16% к уровню 2020 года). В том числе перевалено 7,2 млн тонн экспортных грузов (рост на 11%), 4,2 млн тонн импортных (рост на 25%) и 1,3 млн тонн каботажных (рост на 15%).
Группа Global Ports до 2030 года намерена инвестировать не менее 10 млрд рублей в расширение морского контейнерного терминала "Восточной стивидорной компании" (ВСК, расположена в порту Восточный в Приморском крае, входит в группу).
"Восточная стивидорная компания" — один из крупнейших контейнерных терминалов на Дальнем Востоке России. Пропускная способность составляет 700 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год.
Компания "А-Проперти", Газпромбанк и Хабаровский край договорились о строительстве Тихоокеанской железной дороги и порта "Эльга" на берегу Охотского моря для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии.
Предполагается, что в проект будет инвестировано 146,6 млрд рублей.На первичном этапе банк предоставит бридж-кредит на 40 млрд рублей. Ввод объектов в эксплуатацию намечен на 2025 год.
Инициатива по сооружению независимого порта мощностью 30 млн тонн в районе посёлка Чумикан (Хабаровский край) на мысе Манорском в Удской губе Охотского моря предусматривает возведение терминалов по загрузке/разгрузке судов и ж/д вагонов с устройством 5-километровой конвейерной линии между ними, а также склада для хранения угля в портовой зоне.
Эльгинский угольный проект включает в себя крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля — Эльгинское. Его запасы составляют около 2,2 млрд тонн по стандартам JORC, добыча в 2021 году составила 14,7 млн тонн. В 2022 году компания планирует добыть и отгрузить 20 млн тонн.
Фактические капитальные затраты в проект составили $110 млн
Агропром
ООО "Легендагро логистика" (входит в российско-китайскую группу "Легендагро") к 2025 году введет в Приморье терминал по перевалке зерновых, масличных культур и других навалочных грузов мощностью 1 млн тонн в год, а также завод в Уссурийске по глубокой переработке сои мощностью до 220 тысяч тонн продукции в год.
Общий объем инвестиций в производственно-логистический комплекс (терминал и завод) составит 6 млрд рублей. Продукция завода будет поставляться преимущественно на экспорт.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, "Легендагро" намерено инвестировать около 4,7 млрд рублей в строительство в Приморье завода по глубокой переработке сои. Ежегодный объем производства составит 121 тысяч тонн соевого протеинового концентрата, 42,5 тысяч тонн соевого масла, 2,4 тысячи тонн лецитина, 38 тысяч тонн мелассы и 3,2 тысячи тонн шрота.
"Легендагро логистика" входит в группу компаний "Легендагро" — российско-китайский вертикально интегрированный агрохолдинг на Дальнем Востоке, включающий растениеводство, глубокую переработку масличных, трейдинг и логистику. Основным акционером "Легендагро" является китайский холдинг Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings (JBA).
Упаковка
ООО "Дальневосточный картонно-бумажный комбинат" намерено инвестировать 1,4 млрд рублей в строительство производственного комплекса по выпуску тарного картона и бугорчатой тары из вторичного сырья в городе Арсеньеве.
Планируется, что к 2024 году будет налажено производство целлюлозно-бумажной продукции из вторичного сырья объемом 8 тысяч тонн тарного картона и 28,8 млн единиц бугорчатой тары в год.
Для этого будут использоваться обустроенные производственные площадки и помещения, расположенных на территории АО "Аскольд" (производитель судовой и специальной запорнорегулирующей трубопроводной арматуры), а в качестве сырья будет использоваться макулатура.
Региональные власти планируют присвоить этому проекту статус приоритетного.
Продукция, которую будет выпускать это предприятие, востребована в нашем регионе, ведь на Дальнем Востоке наблюдается нехватка собственного производства целлюлозно-бумажной продукции, в частности упаковки",
— сказал директор Инвестагентства Приморского края Игорь Трофимов.
По данным ЕГРЮЛ, ООО "Дальневосточный картонно-бумажный комбинат" зарегистрировано в августе 2022 года в Арсеньеве, основной вид деятельности — "производство бумаги и картона". Совладельцами ООО выступают гендиректор ООО "Приморский гофрокомбинат" Александр Дрон — 15% и АО "Аскольд" — 85%.
Тематическая иллюстрация. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Оборудование
Пермская компания "Опытно-конструкторское предприятие "ЭЛКА-Кабель" и КРДВ заключили пятилетнее соглашение, предполагающее создание на Дальнем Востоке кабельного производства с общим объемом капвложений 10 млрд рублей.
В том числе планируется производить высоковольтные линии электропередачи, электрооборудование для авиа— и судостроения, телефонные сети и магистральные линии связи, линии электроснабжения городского транспорта и промышленных предприятий.
ООО "ОКП "ЭЛКА-Кабель" специализируется по разработке, производству и реализации новых видов кабельно-проводниковой продукции. Согласно ЕГРЮЛ, ООО принадлежит гендиректору компании Алексею Гаркунову, Владимиру Савченко и Денису Курашову.
Месторасположение нового производства еще не определено, рассматриваются площадки в Приморском и Хабаровском краях.
Телеком
"Ростелеком" готов инвестировать в программу развития центров обработки данных (ЦОД)10-20 млрд рублей в течение нескольких лет, сообщил глава компании Михаил Осеевский. За счёт этого компания рассчитывает занять около трети на рынке.
Мы выбираем между Владивостоком и Хабаровском, нужен подходящий земельный участок и электричество, хотелось бы уже в рабочем порядке обсудить этот вопрос,
— сказал гендиректор ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский.
"Ростелеком" развивает направление сервисов и инфраструктуры ЦОД, импортонезависимых облачных платформ, услуг обмена трафиком и CDN через "Ростелеком — ЦОД". В группу компаний входят MSK-IX, "ДатаЛайн", Ngenix, Tionix, ТЦИ, "Ростелеком-ЦТ" и др.
Фармацевтика
Группа компаний "Фармасинтез" уроженца индийского города Джайпур Викрама Пуния планирует инвестировать 750 млн рублей в создание в Приморье первого в России импортозамещающего производства лекарств для парентерального (внутривенного) питания из перечня ЖНВЛП и средств для наркоза для внутривенного введения.
Строительство нового цеха начнется в этом году на базе входящего в группу фармзавода "ИСТ-Фарм" в Уссурийске. Открытие запланировано на третий квартал 2023 года.
ООО "Ист-Фарм" было зарегистрировано в г. Уссурийске в марте 2003 года, производство лекарственных препаратов открыто в 2005 году. На данный момент предприятие является основным поставщиком инфузионных растворов различных фармакологических групп на Дальнем Востоке и Сибири. Гендиректор компании — Юрий Скачко.
Группа "Фармасинтез" является крупным российским производителем противотуберкулезных, противоопухолевых, антиретровирусных препаратов и госпитальных антибиотиков. Мощности компании находятся в Иркутске, Братске, Уссурийске, Петербурге и Тюмени. Пуния владеет 100% акций АО "Фармасинтез" (базовая компания группы).
Группа компаний "Антей" в 2023 году откроет производство лекарственных средств и БАДов из печени и панциря крабов на пилотной площадке инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) "Русский".
К реализации готовятся три проекта: "зеленая" добыча хитина из панциря краба, а также производство омега-жиров и уникального ферментного комплекса из печени этого ракообразного. Сфера применения будущих препаратов — от ветеринарии и дерматологии до функционального питания и биологически активных добавок.
Стоимость инвестиций на данном этапе не раскрывается.
"Антей" — один из крупнейших российских холдингов по добыче и переработке рыбы и краба. Ведет добычу и переработку крабов в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах РФ. Флот группы включает 56 судов разного типа.
Проект рассматривается в рамках подготовки программы сотрудничества Республики Беларусь и Дальнего Востока РФ
Биржа
Сбербанк на форуме озвучил идею создать на Дальнем Востоке товарную биржу. В 90-х во Владивостоке успешно работали Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (АТМВБ) и Владивостокская фондовая биржа (ВФБ). Ещё год назад активно обсуждалась идея создания специализированной Рыбной биржи.
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, выступая на ВЭФ-2022 на сессии "Большое евразийское партнерство: пути экономического развития" отметил, что биржевая торговля товарами сегодня более выгодна, чем прямые двусторонние контракты.
"Мы не должны зависеть от одного покупателя, для этого есть биржа. На этой бирже должны быть фьючерсы, форварды и производные инструменты. Такой биржи сейчас нет, так давайте ее создадим. Создадим на Дальнем Востоке товарную биржу, чтобы работать со странами АТР, всеми странами, которые находятся на периметре. У нас есть очень хороший опыт Санкт-Петербургской товарной биржи, которая занимается как раз товарами. Мы с ними кстати проговаривали такую идею. Давайте здесь, на Дальнем Востоке сделаем такую биржу, площадку, где можно будет торговать. Совершенно на другой уровень выйдет торговля", — предложил Ведяхин.
Сбербанк готов предоставить дружественным странам рубли для приобретения отечественных товаров, но нужны гарантии, с чем может помочь ЭКСАР.
СПбМТСБ является крупнейшей товарной биржей России, организует биржевые торги на рынках нефтепродуктов, нефти, природного газа, СУГ, леса и стройматериалов, минеральных удобрений, а также на срочном рынке. Биржа создана в мае 2008 года.