Во Владивостоке состоялся круглый стол "Экономика современной Японии: векторы и проблемы развития". Эксперты ДВО РАН обсудили непростой период в российско-японских отношениях, принятые японскими властями ограничения российского импорта, а также глобальные вызовы, которые стоят сегодня перед правительством Фумио Кисиды, сообщает ИА PrimaMedia.
Центр глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН (ЦГРИ) начинает серию встреч, посвящённых анализу текущих проблем дальневосточного региона и ситуации в мире.
Дискуссии будут проходить в различных форматах, в том числе собраний клуба "Тихоокеанская Россия", созданного ДВО РАН совместно с "Приморским отделением Союза журналистов России".
Круглый стол "Экономика современной Японии: векторы и проблемы развития" объединил экспертов в области востоковедения, мировой политики и экономики. Модератором выступил академик РАН, заместитель председателя ДВО РАН, заведующий Центром глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН Виктор Ларин.
"Все разговоры в информационном пространстве в основном касаются западных стран — Украины, России, Соединённых Штатов. Какое-то внимание уделяется Китаю и ситуации на Корейском полуострове. Но всё, что связано с Японией, редко попадает в информационное поле, в том числе научные публикации. Это связано с состоянием востоковедения в России и японоведения в частности. Сегодня мы начинаем серию встреч с целью понять, что происходит в Восточной Азии, и как это влияет на наш регион", — обозначил Виктор Ларин.
Большие задачи правительства Кисиды
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Борис Афонин напомнил, что 4 октября исполнился ровно год, как действующий премьер-министр Японии Фумио Кисида вступил в должность. Расстановка сил в японском правительстве изменилась кардинально. После выборов в ключевую плату японского парламента большинство мест завоевала правящая либерально-демократическая партия во главе с новым генеральным секретарём, новым руководителем политсовета, новым главой кабинета министров. Сменились спикеры платы представителей и палаты советников.
"Таким образом было сформировано новое руководство страны. И сегодня перед ним стоят большие задачи. Прежде всего, нужно найти решение ряда социально-экономических проблем, тормозящих развитие страны, хотя Япония всё ещё остаётся третьей экономикой мира после США и Китая", — обозначил Борис Афонин.
К таким проблемам относится и ситуация с ковидом. В текущем году в Японии началась так называемая седьмая волна пандемии. В конце сентября количество инфицированных превысило 20 млн человек, с октября наметился некоторый спад заболеваемости. Из-за пандемии пострадали промышленный сектор, сфера селького хозяйтсва, логистики, индустрия услуг и гостеприимства.
Около двух тысяч японских компаний обанкротились за прошедший год, сообщает министерство по общенациональным делам Японии. Численность безработных в конце 2021 года составила 2,5 млн человек. Это порядка 2,8% всего занятого населения страны.
Также проблемы усугубляет рост цен, связанный с глобальным подорожанием энергоносителей и сырья в целом. Например, тарифы за электроэнергию и газ для бытового использования в Стране восходящего солнца за минувший год выросли на 20% для населения и на 30% для промышленных предприятий.
В октябре ожидается повышение цен на более чем 6,5 тысяч товаров. Это связано так же с курсом иены. На начало октября 1 доллар равнялся 146 иенам.
По данным опроса, который в этом году проводило издание "Асахи симбун", около 30% японцев ощутили на себе последствия роста цен. При этом 70% опрошенных считают, что правительство принимает недостаточно эффективные меры, чтобы исправить ситуацию. На этом фоне уровень поддержки Кисиды резко упал до 40%.
Риски в любом случае
Как отметили участники круглого стола, санкции западных стран оказали серьёзное влияние на компании, чья деятельность связана с российским рынком.
Японская организация по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) в коне марта провела анкетирование 211 японских компаний, ведущих свою работу в том числе в России и получила ответ от 97 из них. В ходе этого опроса 99% респондентов ответили, что уже ощущают негативные последствия логистических потрясений, падения обменных курсов и трудностей в финансовых расчётах. Относительно текущего состояния дел в России 43% респондентов сообщили, что частично или полностью остановили все операции. На вопрос о перспективах бизнеса в следующие 6-7 месяцев 38% ответили, что предвидят сокращение бизнеса и 6% решились уйти из России.
Япония намерена сохранить свои доли в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2"
"В отдельных комментариях респонденты писали, что трудно принять решение о сохранении бизнеса из-за вероятности затягивания ситуации и усиления экономических инспекций, — отмечает ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Владимир Кожевников. — И здесь хочу подчеркнуть: они указывали на давление с двух сторон, а именно риски национализации своих российских активов в случае ухода с российского рынка и репутационные риски в случае продолжения бизнеса. То есть компаниям сложно принимать такие решения".
Удар по туризму
Эксперты отметили, что ранее принятые антироссийские санкции глобально повлияли на экономику Японии. В том числе пострадала авиаотрасль. Такие авиакомпании, как Air Japan, All Nippon Airways, ANA Wings и другие уже вынуждены приостанавливать некоторые рейсы между Японией и Европой. Перевозчики летают над Северным Ледовитым океаном и Центральной Азией, как они это делали в 1980-х годах во время холодной войны. Ряд европейских компаний приостановили свои полеты в Японию. Кроме того, с обострением конфликта между Европой, США и Россией европейские страны приняли решение о запрете полётов над российской территорией.
"Это означает практически остановку туризма в Японию, а туризм приносил очень большие доходы для всей страны и её населения", — говорит Кожевников.
Потери ведущих японских корпораций от введённых в отношении России санкций к апрелю оценивались в 265,7 млрд иен или более 2 млрд долларов. Убытки понесли крупнейшие игроки японского рынка — Mitsui, Mitsubishi, Itochu, Sumitomo и Marubeni. Снизилась рыночная цена активов корпораций в России, в том числе в нефтегазовых проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
В своём докладе научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук Анна Мостовая затронула проблемы автомобилестроения в Японии.
"В прошлом году в Глазго состоялась конференция ООН, посвящённая изменениям климата, где японское правительство приняло на себя обязательства, наносящие вред ключевой отрасли японской промышленности — автомобилестроению — и не предприняло никаких усилий к защите собственных интересов", — рассказала Анна Мостовая.
Эксперт — об антироссийских санкциях
Президент компании "Тойота" Акио Тоёда Тоёда, который также является президентом японской ассоциации автопроизводителей, резко критиковал правительство за отсутствие позиции по этому вопросу и неоднократно предупреждал, что переход на электромобили обернётся катастрофой для отрасли и будет иметь для страны неблагоприятные социально-экономические последствия. Так называемый энергопереход на экологически чистые виды транспорта может привести к росту безработицы, банкротству компаний-поставщиков, а также увеличит нагрузку на электросети. Кроме того, он потребует колоссальных затрат. Стоимость создания инфраструктуры для электромобилей оценивается примерно в 135-358 млрд долларов.
По итогам докладов будут составлены практические рекомендации, подчеркнул Виктор Ларин. Их научное сообщество отправит в соответствующие органы.
Отметим, в следующий раз эксперты, представители бизнеса и широкой общественности встретятся на заседании дискуссионного клуба ДВО РАН и Приморского отделения Союза журналистов России "Тихоокеанская Россия" (12+). Встреча состоится 20 октября в "Зелёном зале" Дома ученых Дальневосточного отделения РАН. Участники обсудят актуальные проблемы востоковедения в России и на Дальнем Востоке в частности.