Многочасовые пробки, центральные улицы, забитые хаотично припаркованными машинами, и воздух, переполненный выхлопами. Владивосток больше не хочет оставаться таким. Однако реновация транспортной системы самого автомобилизированного города России вызвала неоднозначную реакцию горожан. Жители с недоверием относятся к нововведениям городской администрации вроде платных парковок и выделенных полос общественного транспорта. ИА PrimaMedia спросило у экспертов, как и почему эти меры должны улучшить дорожное движение Владивостока, которое, без сомнений, нуждается в изменениях.
Откуда вы вообще это взяли?
Как следует из самой свежей статистики за 2021 год от агентства Russian Automotive Market Research, Владивосток занимает лидирующее место среди всех городов России по количеству автомобилей на 1000 жителей. Их у нас насчитывается 471 машина на 1000 человек. Получается, что в среднем каждый второй житель города имеет свой автомобиль. Однако вместо удовольствия и комфорта машина привносит массу неудобств не только в жизнь своего владельца, но и в жизнь самого города.
Нововведения на улицах Владивостока — не дерзкая выдумка местных чиновников, а скорее вполне логичное следствие высокой автомобилизации. Платные парковки вдоль некоторых улиц и выделенные полосы общественного транспорта — результат планомерной работы по анализу не только дорожного движения Владивостока, но и систем регулирования транспортных потоков в других городах России.
"Платная парковка, например, это не изобретение последних десятилетий. Это система, которая была придумана уже в 20-х годах прошлого столетия в отдельных зарубежных странах. У нас она активно внедрилась в Москве, а затем начала распространяться дальше. Вопросами транспортной политики занимается целое отдельное направление, которое рассматривает каждый конкретный пример применения возможностей транспортного регулирования. В случае Владивостока рассматривался опыт Москвы и других городов России", — отмечает советник мэра Владивостока и главный архитектор проектной компании "Оферта Диалог" Кирилл Солгалов.
Опытом работы другого региона в вопросах урегулирования транспортных потоков поделился Василий Вишневский, урбанист и руководитель Центра развития городской среды из Южно-Сахалинска. Здесь действуют выделенные линии для общественного транспорта, однако платные парковки вдоль улиц, как это сделано во Владивостоке, отсутствуют. Василий честно признался, что первой реакцией общества на нововведения было отторжение, однако положительных эффектов от изменений было много.
"Выделенки, что мы ввели у себя, не повлияли негативно на пропускную способность личного транспорта и на 50% сократили среднесуточное время перемещения. В час пик скорость автобусов возросла в 3-8 раз. Подобные меры обеспечивают стабильность и надежность транспортного потока, а также его прогнозируемость", — рассказал Василий Вишневский.
По мнению урбаниста и участника сообщества “Решение. Город” Антона Савенко, Владивосток не столкнулся с чем-то уникальным: транспортные кризисы переживали и переживают тысячи городов во всем мире. Вопрос лишь в том, что кому-то это удается быстро и с минимумом затрат, а кто-то тратит на это уйму времени и денег. Чтобы попасть в первую категорию, уверен Антон Савенко, важно обращаться к уже существующему в других городах опыту и специфический рельеф Владивостока этому не помеха.
"Москва лучший пример города где, пускай нет сопок, но есть огромные расстояния, а пробки были легендарные. Теперь же там можно спокойно перемещаться без машины, это порой даже быстрее и точно выгоднее. Белгород, хороший пример по выделенным полосам для общественного транспорта", — говорит Антон Савенко.
А в чем вообще смысл изменений?
"Все это является частью комплексной городской политики в целях повышения мобильности. Наша задача сделать так, чтобы в городе больше автомобилей двигалось, и меньше просто стояло. Нужно упорядочить самое дорогое, с точки зрения транспортной политики, пространство — проезжую часть улично-дорожной сети. Мы должны сделать так, чтобы автомобили не парковались в несколько рядов по 8 часов, загораживая проезд, а парковка работала на автомобили, которые действительно перемещаются по городу", — говорит советник главы администрации Владивостока Кирилл Солгалов.
Именно на эту цель будут работать платные парковки вдоль ряда центральных улиц. Регуляции этого процесса поможет тонкое ценообразование на платных парковках. Цена здесь должна зависеть от объемов спроса и предложения так, чтобы на платной парковке около 20% мест всегда были свободны.
Ответы на самые популярные вопросы о самой животрепещущей теме в столице Приморья
Как это работает? Например, стоимость часа парковки устанавливается в размере 50 рублей. Результат — парковка занята полностью, свободных мест нет. Значит, цена слишком низкая, нужно повысить. Устанавливаем цену в 200 рублей в час — 70% парковки свободно: цена завышена, нужно снижать.
"Здесь как раз необходимо искать тот самый баланс, который обеспечит необходимое количество мест на парковке и в системе в целом. Именно это позволит эффективно использовать уличное пространство для перемещения автомобилей и для того, чтобы город не стоял в пробках", — говорит Кирилл Солгалов.
А может на автобусе?
Введение мэрией Владивостока платных парковок и выделенных полос во Владивостоке преследуют еще одну цель — глобальное регулирование транспортных потоков, которые попадают в центр города. Ведь именно здесь собираются самые большие пробки.
Система платных парковок мотивирует горожан ответственнее подойти к парковке транспорта, например, быть готовым оплачивать парковку или заранее подготовить оплаченное парковочное место возле работы. А для тех, кто не готов брать на себя эти заботы, уже готова обновленная система общественного транспорта, выделенные полосы для которого позволят ему двигаться быстрее остальных транспортных средств в потоке.
"Уличное пространство необходимо переформировывать, часть его использовать для создания альтернативных способов передвижения по городу. В этом свете автобусные полосы отличное решение, которое, в купе с набором дальнейших мер, позволит людям, не имеющим авто, не спешить с его покупкой", — считает урбанист и участник сообщества "Решение.Город" Антон Савенко.
Однако, как отмечает урбанист и член общественной палаты Владивостока Виталий Гречанюк, многие горожане все еще не готовы пересесть с личного автомобиля на автобус, которому только предстоит стать достойным конкурентом личному транспорту.
"Автобус — далеко не всегда достойная альтернатива по скорости, удобству и цене. Если вы живете, к примеру, на Спортивной и работаете на Светланской, пользоваться автобусом удобно и от автомобиля отказаться легко. А вот у тех, кто живет в отдаленном районе вроде Патрокла или тем более за городом, эти меры к отказу от поездки на своей машине не приведут", — считает Виталий Гречанюк.
О неочевидных плюсах
Еще оним положительным эффектом появления платных парковок вдоль центральных улиц Владивостока может стать создание благоприятных условий для частного бизнеса, а именно создания платных парковок уже внутри города. Соответственно, у жителей будет выбор, как, где и за какую сумму парковать свой автомобиль.
"Сегодня во Владивостоке большая часть платных парковок пустует, это не эффективно с точки зрения финансов. Если мы говорим про создание рынка, то, пока у вас есть возможность парковаться в несколько рядов вдоль улично-дорожной сети, у вас нет мотивации размещать автомобиль в платной зоне. Когда же появляется относительно дорогая парковка вдоль улично-дорожной сети и возникает сеть вне уличных парковок, интерес к последним, конечно, возрастет", — рассказал Кирилл Солгалов.
А просто новые дороги вы построить не хотите?
Реагируя на эту нередкую жалобу горожан в адрес транспортных нововведений, Кирилл Солгалов упоминает такое понятие как "эффект отложенного спроса" или иначе "спровоцированный спрос". Как показывает мировая практика, создание нового элемента улично-дорожной сети радует горожан совсем недолго. Его появление стимулирует приобретение новых автомобилей, а значит, совсем скоро дороги снова окажутся забиты пробками в отсутствие других мер транспортного регулирования.
Простая инструкция по получению парковочных разрешений в столице Приморья
"Мы понимаем, что ни один город в мире, тем более в России, никогда не справлялся с ситуацией просто строительством улично-дорожной сети. Как раз комбинация различного рода мероприятий, включая, безусловно, строительство улично-дорожной сети и политику регулирования объема транспортных средств, служат одной цели. Это повышение мобильности в городском округе, снижение количества времени, проведено в пробках, а также общее повышение уровня жизни, ведь в пробках стоят не только люди, но и бизнес, а значит, получается более длительная доставка товаров, что в итоге сказывается на всей жизни города", — говорит Кирилл Солгалов.
Машинам теперь что, и вовсе не протолкнуться?
Сокращение ширины дорожного полотна для личных автомобилей за счет полосы, выделенной под общественный транспорт, плюс частичное сохранение парковок, только теперь платных, вдоль центральных улиц: непосвященному в вопросы транспортной науки человеку может показаться, что все это приведет к не самым благоприятным последствиям. Однако, зачастую эффективные транспортные решения на первый интуитивный взгляд могут показаться нелогичными. Важно вникнуть в суть проблемы.
Во, первых, стоит отметить, что платные парковки во Владивостоке вводятся далеко не во всех тех местах, где ранее их в нарушение правил оставляли владельцы. Именно такие стихийные парковки в неположенных местах и сужают ширину проезжей части до показателей ниже нормативных. Тем временем под платные парковки в городе выделены именно те участки, которые не приведут к ухудшению ситуации.
"Более того, надо сказать, что во Владивостоке иногда настолько широкие полосы движения, что в них может ехать 1,5-2 автомобиля в одной полосе. Это тоже приводит к пробкам. В таком случае сужение полос движения и оптимизация транспортного потока нужны, чтобы на всем протяжении дороги количество полос было одинаковым. Это приводит к гармонизации потока", — добавляет Кирилл Солгалов.
Напомним, что первые зоны платной парковки, обозначенные синей разметкой, заработают во Владивостоке с 25 ноября. Припарковав автомобиль в зоне синей разметки, автолюбитель должен будет оплатить парковку в течение 15 минут, выбрав нужный временной период. При необходимости — продлить. Первые 15 минут стоянки — бесплатно. Также бесплатная или льготная парковка доступна некоторым категориям лиц.
А вот выделенные полосы общественного транспорта во Владивостоке после нанесения разметки и установки знаков уже действуют в переулке Павленко, улицах Алеутской, Прапорщика Комарова, Фонтанной, Семеновской и на Океанском проспекте. На нескольких участках перенесены остановки общественного транспорта, а в привычных местах запрещена парковка. Кроме автобусов по выделенной полосе могут передвигаться машины экстренных служб, велосипедисты и такси, а вот водитель, замеченный здесь, поулчит штраф. Для контроля соблюдения ПДД вдоль маршрутных линий установят камеры видеофиксации.