Тематическое фото
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

Владивосток всегда готовился встретить врага лицом к лицу. Город под грифом "Секретно"

С момента основания Владивосток постепенно превращался в крепость с мощными рубежами обороны

С момента основания Владивосток постепенно превращался в крепость с мощными рубежами обороны. Но параллельно город развивался и как крупный торговый порт. Довольно скоро в нем появились первые иностранные жители из самых разных уголков планеты. Открывались дипломатические представительства иностранных государств. Такое сочетание помогало, с одной стороны богатеть, но с другой открывало брешь в защите Владивостока. Ведь существующее положение дел давало огромный простор для разведывательной работы.

Пристальный интерес Японии к Владивостоку

Первая попытка выяснить обстановку в новом для себя месте была предпринята Министерством иностранных дел этой страны уже в 1875 году, когда в Россию прибыл один из работников МИДа Сэваки Хисато. Был сделан запрос на создание консульства, однако, японцы смогли получить разрешение лишь на открытие торгового представительства. Оно тут же стало прикрытием для заброски во Владивосток профессиональных разведчиков под прикрытием, которые под видом предпринимателей или студентов собирали информацию. Так, некто Нарита открыл во Владивостоке фотоателье и с удовольствием делал скидки офицерам.

Незадолго до начала Русско-японской войны фотограф исчез, а разведотдел японского генштаба получил снимки командного состава крепости и гарнизона. Другой японский подданный — скрывавшийся под именем Икеда держал цветочный магазин. Он удивил горожан тем, что во время интервенции свободно разгуливал по городу в офицерском мундире. И таких случаев было очень много. Коммивояжеры, студенты, даже буддийские монахи. Владивосток был просто наводнен японскими разведчиками. Город стал базой для агентуры на территории Приамурского края, Манчжурии и Сибири.

Это стало возможно благодаря тому, что работники торгпредства занимались активной помощью своим так называемым нелегалам. При этом сами активно собирали информацию. Ведь такой человек вхож во многие городские круги, владеет языком и часто находится вне подозрений. Так, только за 1902 год в Японию ушло 80 донесений самого разного характера. Но и это не все. В цепи было существовало еще одно звено. Визиты японских кораблей тоже не проходили без разведывательных заданий. Офицеры флота во время выхода в город старались контактировать с горожанами и выяснять информацию, которая интересовала разведку. Таким образом, в городе действовала отлаженная агентурная сеть, выполнявшая широкий спектр задач.

Ответ шпионажу

Но неужели им никто не противостоял? Увы, очень долгое время за противодействие шпионажу отвечали полицейские и жандармы. Но их эффективность была крайне низкой. Тем более, что этим службам хватало забот — в стране нарастало революционное движение. Однако, это не значит, что не делалось совсем ничего. Так, у нас имеется сведения о задержании японцами своего подданного.

В 1895 году Сава Кацуми был обвинен в том, что продал российским властям информацию об агентах под прикрытием. А в 1902 году в Уссурийском округе удалось арестовать аж трех японцев. Они под видом торговцев препаратами китайской медицины собирали сведения о военных объектах. Коммерческий агент срочно ходатайствовал об освобождении "маленьких обыкновенных торговцев", у которых при обыске почему-то была найден молитвенник с зашифрованными записями. К сожалению, содержание записей не удалось расшифровать. Кто знает, может быть они так скрывали количество проданного корня женьшеня? Тоже ведь коммерческая тайна.

Эффективность японской агентуры в сочетании с поражением в Русско-японской войне сподвигли Генеральный штаб уделить куда большее внимание контрразведывательному направлению. Катастрофически не хватало опытных кадров, особенно на Дальнем Востоке, но отчасти это компенсировалось неосмотрительностью японцев, которые привыкли к тому, что шпионажу никто не противостоит. Постепенно вырабатывались приемы, позволявшие вычислять японских офицеров в штатском. Так, визуально они выделялись особой походкой и жестом руки, привычным для человека, постоянно носящего шпагу. Признаком шпионского гнезда являлось его очень удобное расположение, позволявшее наблюдать за объектом, а также то обстоятельство, что владельцы не обременяли себя имуществом. В случае опасности, необходимое можно было сложить в чемодан и спешно покинуть город. А такая необходимость действительно появлялась.

Только за 1906–1907 год по подозрению в шпионаже было задержано 243 японца. Не все из них были настоящими разведчиками, но сама цифра людей, попавших под подозрение говорит о целенаправленной системной работе, проводимой японцами. Иногда она была даже слишком наглой. Так, история сохранила для нас один курьезный случай. 30 июня 1906 года несколько японцев с эскортом из вооруженных хунхузов появилась в районе Безымянной батареи. Часовые же проявили должную бдительность лишь после того, как прохожий по фамилии Чекулаев обратил солдат на подозрительную компанию. Завязалась перестрелка. Японцы пытались уйти на шлюпках, но были остановлены стрельбой, по некоторым данным, даже орудийной, с той самой батареи.

Так много сказано об агентах из страны Восходящего солнца, что возникает резонный вопрос — неужели только они собирали здесь информацию? Конечно нет, просто именно их деятельность изучена лучше всего. Однако, это вовсе не означает, что не было попыток шпионажа и другими странами. Так, после падения Порт-Артура во Владивосток был переведен один из самых известных английских агентов — Сидней Рейли, он же Георгий Розенблюм. Основной его задачей стала добыча планов Владивостокской крепости, параллельно с этим шпион из своей квартиры на Светланской следил за Транссибом и грузами, которые прибывали по железной дороге. Однако, преуспеть ему не удалось. Уже через месяц операцию пришлось свернуть. За агентом было установлено наблюдение, как за подозрительным иностранцем.

Золотое время для иностранных спецслужб

Золотым временем для иностранных спецслужб стала революционная смута и последовавшая за ней интервенция. Этому способствовал развал системы управления в России, а также то обстоятельство, что Владивосток был наводнен беженцами. Среди них было легко затеряться, а также стало возможным вести активную вербовку. Тем более, что некоторые занимали в обществе высокое положение. Те же американцы активно работали через различные общественные организации, например, Христианский союз молодежи.

Возглавлял американскую военную разведку Дэвид Берроуз. Интересно, что есть предположения о связи американского разведчика и Владимира Арсеньева, которые, впрочем, подтверждаются лишь очень косвенно — а именно перепиской, которая никогда не служила надежным доказательством чего-либо. Не отставали и англичане. Так, через Владивосток по всей стране разъезжалась агентура специальных служб британской короны. Одного из разведчиков знает весь мир. В августе 1917 года во Владивосток прибыл Сомерсет Моэм. Его сопровождало несколько чехов, которые были ответственно за связь между Англией и чехословаками, в тот момент мечтали о собственной государственности.

В 1922 году на Дальнем Востоке закончилась Гражданская война. Тут же стало очевидно, что восстановить порядок без тщательной зачистки шпионских сетей просто невозможно. И такая работа стартовала. В одном лишь Владивостоке был проведен ряд успешных акций. Так, например, в ходе операции "Полковники" была вскрыта ячейка Всероссийского национального союза. Бывшие офицеры царской армии готовили вооруженное восстание, которое удалось предотвратить путем внедрения органами ОГПУ своего сотрудника в организацию. Активно пресекались и экономические диверсии. Так, была выявлена поставка поддельных червонцев из Харбина, а также пресечен вывоз ценностей. Несколько японских фирм наладили переправку за рубеж золота и драгоценностей.

Реванш

Работы было не просто много, а очень много. Ведь после ухода японцев и белогвардейцев с территории Приморья, стартовала активная подготовка к реваншу. И тайные баталии проходили не только во Владивостоке, но и по всему Дальнему Востоку и Манчжурии. Так, советской госбезопасности, в ходе операции "Маки мираж" удалось сорвать деятельность одной из японских резидентур, а может быть даже предотвратить полноценное вторжение. Однако, вернемся к Владивостоку. Многое до сих пор ждет своего исследователя в архивах, но тайная жизнь города получила отражение не только на страницах документов.

Владивосток, во многом уникальный, сочетающий в себе черты Азии и Европы привлекал творцов, писавших, в том числе и о шпионских играх. Пожалуй, самым известным в СССР, а позднее в России стал Юлиан Семенов. В 1966 году выходит роман "Пароль не нужен". Согласно сюжету, в 1921 году во Владивостоке происходит антибольшевистский переворот. Для прояснения ситуации в город прибывает некто Максим Максимович Исаев. Да, тот самый, что в будущем станет известен всем нам как Штирлиц. Уже через год выходит экранизация романа. А в 2009 году современная сериальная адаптация. 
Но не только Штирлиц выполнял задание во Владивостоке. Бывал здесь и самый известный в мире агент. Злоключения мистера Бонда в нашем городе описаны в романе "Человек с золотым пистолетом".

"Меня ударили по голове... это случилось во время выполнения того задания, с которым вы послали меня в Японию. Потом в памяти полный провал, подобрали меня недалеко от берега, рядом с Владивостоком. Понятия не имею, как я там очутился. Меня изрядно поколотили, и тогда же, должно быть, я получил еще один удар по голове, потому что вдруг вспомнил, кто я, вспомнил, что я вовсе не японский рыбак, как считал раньше. Соответственно, дальше милиция сдала меня в местное отделение КГБ — знаете, большое серое здание на Морской улице, прямо против порта и рядом с железнодорожной станцией; да, так вот — когда они передали отпечатки моих пальцев в Москву, там страшно засуетились, и меня тут же самолетом отправили туда с военного аэродрома, находящегося к северу от города Вторая Речка".

Любопытно здесь не сколько наличие Владивостока на страницах книги, сколько то, что ее автор — Ян Флеминг ни разу в жизни не был здесь, но отлично разбирался в топонимике, весьма точно отражая детали. Или был? Но этот вопрос пока останется без ответа.

Все вышеописанное — данные из открытых и давно рассекреченных источников, но сколько шпионских тайн в действительности хранит Владивосток мы, скорее всего, никогда не узнаем. 

Список источников и литературы:
1. С. Л. Корнилов "Шпионский Владивосток" // https://vladlib.ru/n10_12_20_7/
2. А. В. Полутов Деятельность японской разведки во Владивостоке (1875 — 1902 гг.) // https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-yaponskoy-razvedki-vo-vladivostoke-1875-1902-gg/viewer
3. Е. Б. Кондратов Российское противодействие японской разведке на Дальнем Востоке (1906 –1917 гг.) //https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-protivodeystvie-yaponskoy-razvedke-na-dalnem-vostoke-1906-1917-gg/viewer
4. М. В. Чепик Военная контрразведка в системе органов безопасности Дальнего Востока в 1920 –1930 гг. // https://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-kontrrazvedka-v-sisteme-organov-bezopasnosti-dalnego-vostoka-v-1920-1922-gg/viewer
5. М. В. Чепик Деятельность органов государственной политической охраны Дальневосточной республики по противодействию подрывной работе специальных служб интервентов и белых режимов в 1920 — 1922 гг. 
6. В. О. Авченко "Что Джеймс Бонд забыл во Владивостоке?" // https://gorky.media/context/chto-dzhejms-bond-zabyl-vo-vladivostoke/
7. Е. Путник "Шпионские страсти в крепости Владивосток" // https://konkurent.ru/article/1416 

225089
Общество